Не хотела смотреть этот американо-британский фильм, поскольку я не читала книг Томаса Вулфа. Но Колин Ферт, Джуд Лоу и Николь Кидман так соблазняюще поглядывали с постера, что я не устояла.
Томас Вулф (Джуд Лоу) — экспрессивный, заносчивый и безмерно талантливый. Очень нервный юноша появляется на пороге издательства, где работает Максвелл Перкинс (Колин Ферт). На полках за спиной редактора — книги Хемингуэя и Фицджеральда, к которым Перкинс приложил руку. И сейчас его редакторский карандаш вносит правки в очередной будущий бестселлер.
Экзальтированный Вулф, уже смирившийся с отказами издателей, пришел лично забрать рукопись, чтобы взглянуть на легендарного Перкинса. Он готов развернуться и хлопнуть дверью.
И когда он слышит, что рукопись принята, он ошеломлен. Но он еще не знает, что путь к книге будет долгим.
«Моя работа заключается в одном — порадовать читателя хорошей книгой».
Вулф — это экзальтация и пафос, выплескивающиеся наружу. Он неуемен ни в жизни, ни в творчестве — если он пишет, то так много и подробно, что ему приходится нанимать носильщиков для доставки рукописей в издательство. Вулфа постоянно шарахает от мании величия к полному самоуничижению и обратно.
Перкинс спокоен, задумчив и деликатен. Такие персонажи, когда все движения души передаются одной лишь сменой настроения во взгляде, обычно хорошо удаются Колину Ферту. Его Перкинс — человек очень деликатный и порядочный. Про таких говорят: мухи не обидит.
Если дома, где его ждут жена и четыре дочки, в каждой комнате — своя компания гостей по интересам, он умудряется, никого не потревожив, найти тихий уголок, где можно посидеть с рукописью.
Но когда дело касается литературного редактирования — Перкинс упрям и бескомпромиссен.
В фильме звучат фрагменты произведений Томаса Вулфа. Также в нем много разговоров о литературе и о редактировании.
Взрывной Вулф и сдержанный Перкинс — хороший дуэт Джуда Лоу и Колина Ферта, и его оттеняет и украшает Николь Кидман. Она играет возлюбленную Вулфа Алин, оставившую семью ради молодого писателя. Ее главная эмоция — ревность. Алин ревнует Вулфа ко всему, что отвлекает его внимание — и к литературе, и к Перкинсу.
После успеха первой книги Вулф берется за вторую. Работа над ней еще больше сближает писателя и редактора. Ведь вторая книга важнее первой — она должна оправдать ожидания публики. В итоге семья многодетного Перкинса едет на отдых без него (жена и дочери уже смирились, что у него работа на первом плане), а Вулф вдрызг рассоривается с возлюбленной.
Вторая книга Вулфа выходит с посвящением редактору. Так вот откуда «растут ноги» у длинных списков благодарностей, которыми сегодня снабжены почти все выпускаемые книги!
Но дальше ситуация становится двусмысленной. Триумф книги — чей триумф? Писателя, или все же редактора, превратившего сумбур из слов и мыслей в бестселлер?
Деликатный Перкинс уверен, что редактор должен оставаться в тени.
«Всегда остается страх, что я исказил книгу. Из-за этого издатели теряют сон: мы действительно делаем книги лучше, или просто делаем их другими?»
В картине приятно порадовало воссоздание атмосферы Нью-Йорка 1930-х, и особенно понравился эпизод, когда Вулф утянул домоседа Перкинса в какой-то кабачок слушать афроамериканский джаз. Чтобы редактор лучше понимал энергию стиля его книг.
В картине также появляются Френсис Скотт Фицджеральд (Гай Пирс) со страдающей психическим заболеванием женой, жалующийся на отсутствие средств — гонорары от книг закончились быстро, а новые написать не так-то и просто.
И совершенно внезапно рядом с Перкинсом появляется молодой и бравый Хемингуэй (Доминик Уэст). Он вывозит редактора на рыбалку, вылавливает гигантскую рыбу и предлагает сфотографироваться на ее фоне.
Все это выглядит слегка безумно и экзотично на фоне всего остального содержания фильма, где у Перкинса только один маршрут и две локации: работа-дом. Но оказывается, есть такая фотография, и создатели фильма решили превратить ее в эпизод.
Получилось не очень органично, но разнообразие в общую канву внесло.
Фильм режиссера Майкла Грандаджа снят по роману «Макс Перкинс: редактор гения» (1978) Эндрю Скотта Берга.
Кстати, да, а кто в фильме из этих двоих гений? Определить это предоставляется зрителям.
Теперь придется читать Вулфа. Потому что фильм «Гений» — серьезная мотивация к тому, чтобы познакомиться с его творчеством.
А вы читали произведения этого писателя? Смотрели фильм?
Кадры из фильма с сайтов Кино-Театр.ру и Кинопоиск.ру.
Читайте также на канале: