Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
После того, как в мае 1334 года Шотландию покинул 10-летний Давид II Брюс, а бразды правления королевством перешли к Эдуарду Баллиолу, внутриполитическая обстановка в стране была удручающей, а экономика и сельское хозяйство державы скоттов находились в глубочайшем упадке и запустении.
Дмитрий Геннадьевич Федосов – современный российский историк, кандидат исторических наук, признанный специалист по истории Шотландии в своём фундаментальном труде по данному поводу делает следующий комментарий: «Шотландское государство вновь стояло на краю гибели. Почти все юго-восточные крепости были заняты английскими гарнизонами, в том числе Эдинбург, Стирлинг, Сент-Эндрюс, Перт и Монтроз.
В подаренном Эдуарду III Лотиане разместилась английская администрация в главе с казначеем, юстициарием и шерифами. Доходы, которые они собирали для английской короны, были весьма умерены из-за противодействия местных жителей и крайнего запустения. Благосостояние страны было подорвано бесконечной войной и тактикой выжженной земли. Особенно пострадали приграничные, самые плодородные районы…»[1].
Эдуард Баллиол, возведенный на шотландский трон только благодаря военной поддержке английского короля, никогда не чувствовал себя даже в относительной безопасности, особенно после того, как его сюзерен-благодетель удалился обратно в Лондон. Едва Эдуард III со своей армией покинул пределы Шотландии, как активизировались многочисленные противники Баллиола и сторонники династии Брюсов.
Против узурпатора шотландского трона выступили оба Хранителя – Роберт Стюарт и Джон Рэндольф, 3-й граф Морей. Вскоре к ним присоединился лорд Эндрю Морей, выкупленный из английского плена за солидную сумму. Эдуард III, как всегда остро нуждавшийся в деньгах и отлично осознававший, что назревающая масштабная война против Франции – лишь вопрос времени, согласился выпустить на свободу злейшего врага Баллиола в обмен на серебро.
Едва вернувшись на родину, Эндрю Морей, объединившись с лордом Александром де Моубреем, осадил замок Дундарг (Дандарг) – резиденцию барона Генриха Бомонта (Генри де Бомона). За существенный вклад в победу при Халидон-Хилле и за поддержку движения «лишённых наследства», благодарный Эдуард Баллиол пожаловал английскому лорду титул графа Бьюкена, а также должность констебля (наместника) Шотландии.
Несмотря на отчаянное сопротивление английского гарнизона, в конце сентября 1334 года Дундарг был захвачен шотландцами, а сам Генрих Бомонт оказался в плену. Эндрю Морей назначил в качестве выкупа ту же самую сумму, которую недавно уплатили его родные и близкие английскому королю. Несостоявшийся констебль Шотландии был одним из богатейших магнатов Англии, а потому сумел внести требуемую плату аз свою свободу.
Вскоре Эндрю Морей и Александр де Моубреей полностью очистили от английских гарнизонов и сторонников Баллиола всю территорию графств Бьюкен и Морей. В то же самое время Роберт Стюарт и Джон Рэндольф взяли под свой контроль обширные и стратегически важные исторические области – Аннандейл, Каррик Каннингем и Клайдсдейл.
Баллиол, лишившийся большинства территорий, владельцы которых признавали его власть законной, поспешил (как это уже бывало прежде) укрыться в хорошо укрепленном и надёжно защищённом Берике. Чтобы шотландские владения вновь не отложились от английской короны, Эдуарду III пришлось в августе 1335 года в очередной раз прийти на помощь своему незадачливому и невезучему вассалу.
Карательный поход, предпринятый правителем «Туманного Альбиона», внешне выглядел успешным. Английское войско, не встречая организованного сопротивления скоттов, добралось до Перта, разорив и разграбив все близлежащие окрестности по пути своего следования. Постоянно держа в памяти горькие и кровавые уроки Дапплин-Мура и Халидон-Хилла, шотландские Хранители заблаговременно отступали вглубь страны, уводя с собой местное население, прихватывая или уничтожая запасы продовольствия и фуража.
Верховная власть Баллиола была восстановлена. Однако, как только английский король и его армия удалились в Йорк, сторонники династии Брюсов вновь вышли из подполья, взявшись за оружие. И вновь самым активным среди приверженцев Давида II оказался Эндрю Морей, который недавно получил от своего юного монарха полномочия Хранителя Шотландии.
Первым делом сэр Эндрю поспешил к замку Килдрамми, который осадило войско Давида Стратбоги, 11-го графа Атолла. Осадой цитадели руководила Кристина Брюс – младшая сестра короля Роберта I, родная тётя Давида II и по совместительству супруга Эндрю Морея. В подчинении леди Кристины имелся небольшой гарнизон, поэтому осаждающие надеялись на скорую победу.
Граф Атолл хоть и принёс в своё время оммаж Давиду II, но теперь перешёл на сторону Баллиола, действуя при этом исключительно в своих собственных корыстных интересах. 30 ноября близ лесного массива Калблан (Килблейн) отряд лорда Морея численностью в 800 человек внезапно атаковал главные силы Давида Стратбоги, имевшего под своим началом порядка 3000 воинов. Несмотря на явное численное превосходство, воинство графа Атолла было разгромлено, а сам Давид Стратбоги погиб в битве.
Сценарий предыдущей кампании повторился в точности до мелочей. К концу 1335 года под контролем Баллиола вновь осталась лишь приграничная часть Юго-Восточной Шотландии с Бериком. Война с Филиппом VI де Валуа ещё не началась, поэтому Эдуард III в июле 1336 года, истратив 17 000 фунтов стерлингов из накопленных им средств, организовал ещё одно масштабное вторжение с целью покарать непримиримых и дерзких скоттов, которые никак не желали признавать над собой власть Эдуарда Баллиола и главенство английской короны.
Как и прежде, английская армия без труда, ни разу не вступив даже в саму незначительную вооруженную стычку с вражескими отрядами, добралась аж до северо-восточных областей Шотландии, разграбив города Форрес, Элгин и Абердин. Хранители, руководившие разными по численности отрядами на разных направлениях, неизменно отступали далеко вглубь страны, забираясь в труднодоступные горные, лесистые и заболоченные районы, уводя за собой местное население, унося или уничтожая запасы продовольствия.
Королевская власть Баллиола в третий раз была восстановлена силой английского оружия. Однако, как только Эдуард III покинул Шотландию, все три непримиримых, неуловимых и неутомимых регента – Эндрю Морей, Роберт Стюарт и Джон Рэндольф принялись методично брать под свой контроль один замок за другим, медленно, но неуклонно продвигаясь с севера на юг, изгоняя сторонников Баллиола и английские гарнизоны.
В мае 1337 года правитель «Туманного Альбиона» окончательно принял решение о масштабном вторжении во Францию, приступив к подготовке своего грандиозного мероприятия. С этого момента «шотландская проблема» стала второстепенной для Эдуарда III. У Баллиола, чью верховную власть признавали лишь отдельные лорды южных и юго-восточных областей Шотландии, ещё теплилась в душе надежда на то, что король Англии «по старой памяти» ещё разок окажет своему преданному вассалу военную помощь.
В октябре начало Столетней войны стало свершившимся фактом. Отныне все помыслы, внимание, финансирование и прочие действия английского короля были целиком и полностью прикованы к французским берегам. Уполномоченными по «урегулированию шотландского вопроса» Эдуард III назначил двух опытных военачальников – Ричарда Фицалана, 10-го графа Арундела и Уильяма Монтегю, 1-го графа Солсбери.
Окончательно убедившись, что самостоятельно без военной помощи извне Баллиол не способен держать ситуацию под контролем, Эдуард III перед графами-наместниками не ставил глобальных задач по совершению очередного масштабного карательного похода против скоттов. Главной задачей Ричарда Фицалана и Уильяма Монтегю была надёжная охрана англо-шотландской границы, особенно в районе Берика.
Английскому королю было известно, что Давид II, гостящий во Франции, заключил с Филиппом VI де Валуа военный союз. В связи с началом Столетней войны в разы возрастала вероятность того, что сторонники династии Брюсов в рамках союзнических обязательств нанесут внезапный удар по северным владениям английской короны.
Таким образом, лорды Арундел и Солсбери должны были, прежде всего, надёжно защищать границу. И только потом, по мере достаточно скромных и ограниченных сил своих, военачальникам английским надлежало оказывать помощь хроническому неудачнику Эдуарду Баллиолу в сохранении тех немногих земель, что ещё оставались под его хотя бы частичным контролем.
Не успели графы Фицалан и Монтегю толком вступить в должность хранителей Севера, как неугомонный, неуловимый, неустрашимый и неистребимый Эндрю Морей совершил со своими отрядами дерзкий грабительский рейд по владениям графств Камберленд и Нортумберленд. Английские хронисты, коротко обозревая последствия данного вторжения, сделали лаконичные сообщения о том, что с достопамятных времён правления Роберта Брюса на английские поселения «не обрушивалось столь опустошительного и разорительного бедствия».
Высланная за грабителями-скоттами вооруженная погоня результатов не дала. И это неудивительно. Знаменитый французский хронист эпохи Столетней войны – Жан Фруассар, лично посетивший Шотландию в 1365 году, оставил подробный отчёт о тактике горцев-рейдеров, их личностных и боевых качествах: «Шотландцы выносливы, отважны и очень стремительны в походах и сражениях. Поэтому в прежние времена, да и теперь тоже, они были весьма невысокого мнения об англичанах как о воинах. Вторгаясь в Англию, они способны покрыть двадцать, а то и двадцать четыре лье[2] за один переход, что ночью, что днем, и многие люди, не знающие их обычаев, могли бы удивиться этому.
Точно известно, что свои вторжения они совершают все как один конные, не считая того ратного сброда, который следует за ними пешком. Их рыцари и оруженосцы ездят на рослых и крепких скакунах, а другие ратники – на кобылах и иноходцах. С собой они не везут никаких повозок из-за крутизны тех гор, по которым им приходится проезжать в землях Нортумберленда, и не берут никаких запасов хлеба или вина.
Ведь, согласно их военному обычаю, они соблюдают в походе большую умеренность и могут целых два или три дня пробавляться лишь полусырым мясом, без всякого хлеба, и пить проточную воду вместо вина и пива. Им ни к чему котлы и котелки, ибо в походе они, как правило, варят мясо какой-нибудь скотины в шкурах, содранных с нее же самой. Они уверены, что обязательно найдут во вражеской стране многочисленные стада, а потому берут с собой лишь незначительные припасы»[3].
В ответ на вторжение Эндрю Морея английские лорды-хранители Севера в разгар зимы – в январе 1338 года вторглись в Лотиан, после чего осадили мощный и стратегически важный замок Данбар, принадлежавший Патрику V де Данбару, 9-му графу Марча. Хозяин цитадели воевал против англичан вдали от дома, а потому обороной твердыни руководила его жена – леди Агнесса Данбар, прозванная за выраженный смуглый оттенок кожи лица «Чёрная Агнесс». Она была родной сестрой Джона Рэндольфа – одного из шотландских хранителей, а Роберту I Брюсу приходилась внучатой племянницей.
Гарнизон Данбара насчитывал вне более полусотни профессиональных воинов, в то время как Уильям Монтегю для осады задействовал свыше 2500 человек (шотландские хронисты утверждали, что англичан, осаждавших замок, было 20 000). Для разрушения стен Данбара граф Солсбери задействовал катапульты, которые метали в крепостные стены увесистые каменные и свинцовые ядра.
Однако эффективность воздействия этих грозных с виду разрушительных метательных машин оказалась крайне низкой. Фортификационные укрепления замка с честью выдержали свинцово-каменные систематические обстрелы, длившиеся на протяжении нескольких месяцев.
Графиня Данбар на протяжении всей осады практически ежедневно демонстрировала личный пример отваги, неустрашимости и полного презрения, как собственной смерти, так и к своим врагам. «Чёрная Агнесс» спокойно прогуливалась по стенам замка и по многу часов стояла на башнях замка во время стрельбы английских катапульт и обстрелов, производимых лучниками и арбалетчиками.
Однажды леди Агнесса велела своим служанкам облачиться в лучшие платья, после чего шотландская графиня и её женская свита на глазах у англичан принялись неторопливо, методично и особой тщательностью вытирать тряпками следы, оставленные вражескими метательными снарядами на стенах и башнях замка.
Хозяйка Данбара сама принимала активное участие в обороне, часто лично стреляя по врагам из арбалета. Однажды «Чёрная Агнесс» сразила насмерть арбалетным болтом одного из воинов, что находился в непосредственной близости от графа Солсбери. «Стрелы любви, пущенные этой одержимой Агнесс, попадают точно в сердце!» – воскликнул лорд Уильям Монтегю, одновременно испугавшись за свою жизнь и восхитившись меткостью графини.
Когда стало ясно, что катапульты не способны разрушить или хотя бы частично обрушить одну из стен замка, англичане приняли решение ворваться на крепостные стены при помощи осадной башни, имевшую внушительные размеров и высоту. За её характерный внешний вид шотландцы прозвали английское передвижное осадное приспособление «свиноматкой».
На изготовление башни ушло несколько недель, множество дерева и трудодней десятков строителей и плотников, трудившихся над её изготовлением. Однако, как только «свиноматку» вплотную придвинули к стенам замка, графина Данбар приказала своим людям бросать с башен в неё камни и ядра, которые англичане в предыдущие недели метали по цитадели. Используя исключительно физическую силу, смекалку и принципы рычага, осажденные умудрились несколько раз точно и шумно попасть в «свиноматку», изрядно повредив её конструкцию.
Наконец, самый крупный и увесистый валун, заброшенный катапультами во двор замка в первые дни осады, с грохотом обрушился с самой высокой башни прямо на верхнюю площадку передвижной башни. Это прицельное попадание не только опрокинуло «свиноматку», но и обрушило всю её опорную конструкцию, приведя осадную «нанотехнологию» в полнейшую негодность. «Свиноматка неудачно опоросилась», – такой лаконичной была эпитафия леди Агнессы, посвященная фиаско вражеского «вундерваффе».
Упрямый Уильям Монтегю осаждал неприступный Данбар на протяжении почти шести месяцев, испробовав практически все способы и методы воздействия на отважный гарнизон и его командиршу, включая подкуп и шантаж. В один из дней под стены замка привели связанного Джона Рэндольфа, 3-го графа Морея. Брат «Чёрной Агнесс» более года находился в английском плену и был специально доставлен из Ноттингема по приказу графа Солсбери.
Английский военачальник громко объявил, что повесит пленного шотландского лорда на глазах его сестры и соотечественников, если гарнизон замка не капитулирует. На это несгибаемая и «железная» леди Агнесса практически без раздумий отвечала, что хоть и любит своего брата, но никогда не сдастся англичанам, а смерть графа сослужит большую пользу, поскольку он бездетен, всё его имущество достанется ей – «Чёрной Агнесс».
Лорд Монтегю, взбешенный и изрядно обескураженный подобным оборотом дела, всё же не отдал приказ казнить Джона Рэндольфа, и правильно сделал. В апреле 1340 года 1-й граф Солсбери, сражаясь под знамёнами Эдуарда III, попадёт во французский плен близ города Лилль, после чего будет обменян как раз на 3-го графа Морея, которого он намеревался повесить.
10 июля 1338 года посрамленный граф Уильям Монтегю снял осаду с неприступного Данбара. Шестимесячная осада обошлась английской казне в 6000 фунтов стерлингов. Под стенами замка погибли, получили ранения, увечья, умерли от ран и болезней несколько сотен рабочих из подразделений «стройбата» и десятки английских солдат.
Провальная Данбарская кампания стала последней крупной военной операцией, которую английские войска проводили в период правления Эдуарда Баллиола. В последующие три года, достаточно надёжно защищая северную границу, хранители Севера не вмешивались в противостояние «шотландского короля №2» и сторонников Давида II.
Баллиол, лишенный военной поддержки со стороны сюзерена и достаточного притока средств в казну, неуклонно терял подконтрольные ему земли, города и замки. К исходу 1341 года Эдуард окончательно потерял Абердин, Эдинбург, Роксборо (Роксбург), Перт и Стирлинг. Теперь Баллиол, безнадёжно проигравший свою партию и совсем павший духом, превратился в самозваного короля, чьи владения сократились до небольшой приграничной области, лежащей на юго-востоке Шотландии, и двух крупных городов – Берика и Дамфриса.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Федосов Д. Г. Рождённая в битвах: Шотландия до конца XIV века. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – СПб. – М.: ЕВРАЗИЯ – ИД Клио, 2014.С. 281-282.
[2] - лье (льё) – старинная французская единица измерения расстояния равная 4444,4 метра.
[3] - Фруассар Ж. Хроники. 1325-1340 / Пер., сост., предисл., прим. и указат. М. В. Аникиева; Под науч. ред. Ю. П. Малинина. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 264.
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Англо-шотландские войны. Век XIV» МОЖНО ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Третья Шотландская кампания Эдуарда I
Часть 2-я. Новые успехи английской короны
Часть 3-я. Роберт Брюс: спонтанный мятеж или запланированная патриотическая инициатива
Часть 4-я. Роберт I Брюс: король-изгнанник или предельная грань отчаяния
Часть 5-я. Трудный путь возрождения Королевства скоттов
Часть 6-я. Битва при Бэннокберне: место встречи изменить нельзя
Часть 7-я. Битва при Бэннокберне: самый чёрный день английской средневековой истории
Часть 8-я. Время больших перемен
Часть 9-я. Окончательная победа Роберта I Брюса
Часть 10-я. И снова бой, покой шотландцам только снится…
Часть 11-я. Торжество Эдуарда Баллиола: заветный трон на английских мечах
Часть 12-я. Шотландского льва невозможно укротить и нельзя лишить свободы
Часть 13-я. Несчастливая стезя Давида II Брюса: битва при Невиллс-Кроссе
Часть 14-я. Долгожданный мир так и не наступил…
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)