Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
Битва при Бэннокберне стала самой знаменательной победой шотландского оружия в эпоху Средневековья. Главный стяжатель лавров достопамятного триумфа – Роберт I Брюс окончательно закрепил за собой статус единственного и законного монарха Шотландского государства, окончательно сбросившего с себя вассальные оковы прежней унизительной зависимости от английской короны.
Английская армия потерпела самое жестокое, сокрушительное и позорное поражение за всё время правления династии Плантагенетов. Несмотря на полномасштабный разгром своей армии, фактически переставшей существовать как организованная боевая сила, Эдуард II воспринимал Бэннокбернскую катастрофу как досадное недоразумение.
В силу своей инфантильности, полной бездарности, дилетантства и некомпетентности в делах военных и внешнеполитических Эдуард II наивно полагал, что в скором времени он изыщет возможность усмирить и призвать к покорности дерзких шотландцев. После капитуляции гарнизона Стирлинга под контролем английской короны остался один лишь Берик с прилегавшими к нему территориями. Однако беспечный и беззаботный Эдуард II продолжал вести себя так, словно вся Шотландия находилась в полном и безропотном его подчинении.
По опыту прежних лет и прошлых кампаний Роберт Брюс знал, что даже самая громкая и резонансная победа, одержанная над английской армией, не заставит Плантагенетов пересмотреть своё господское и потребительское отношение к Шотландии, признав её независимость. Стремясь развить и закрепить достигнутый успех, а также ещё раз наглядно и поучительно продемонстрировать всю серьёзность своих намерений в плане обретения суверенитета, правитель скоттов направил значительную часть имевшихся у него войск на разорение английских северных графств.
Осенью 1314 года отряды под предводительством Эдуарда Брюса и «Чёрного» Дугласа основательно опустошили и разграбили фермы, сельские общины, города и монастыри Нортумберленда, Камбрии и Йоркшира. Окрыленные недавней своей знаменательной победой шотландцы разорили замки Эпплби и Киркволд, а также ограбили и изрядно пожгли город Ричмонд. Воинство Эдуарда Брюса добралось до предместий Карлайла – главного города графства Камберленд, опустошив его окрестности.
Эдуард II распорядился немедленно приступить к сбору нового войска, а пока хранителем Севера и шотландских владений он назначил Эмера де Валенса, 2-го графа Пембрука, повелев ему всеми силами защищать вверенные ему территории от «поджогов, убийств, бесчеловечных и кощунственных вторжений скоттов». Достаточных наличных сил для исполнения королевской воли у Хранителя не имелось.
Всех своих немногочисленных воинов граф Пембрук задействовал для защиты и обороны трёх важнейших городов Севера – Берика, Ньюкасла и Йорка. Пользуясь своей безнаказанностью, шотландские рейдеры грабили северные английские провинции до наступления зимы. С приходом холодов и снегопадов горцы, отягощенные добычей и трофеями, возвратились на родину, ведя за собой вереницу возов и телег, нагруженных награбленным добром, а также сотни пленных.
На призыв Эдуарда II практически никто из вассалов не откликнулся. Большинство лордов и эсквайров, только-только вернувшихся из последнего похода, ещё не отошли от пережитого ужаса и унижения Бэннокберна. Даже самые преданные и законопослушные верноподданные дворяне, бароны и рыцари предпочли проигнорировать королевское требование или придумали благовидную «отмазку», чтобы уклониться от участия в очередной рискованной военной кампании.
Поняв, что от монарха реальной помощи ожидать в ближайшее время не приходится, лорды, землевладельцы, представители городских и сельских общин северных территорий, подвергшихся грабительским нашествиям шотландцев, своими силами сформировали несколько отрядов самообороны. О настроениях, царивших в те дни среди населения английских северных графств, подробно повествует Патрик Фрейзер Титлер – шотландский историк, автор фундаментального семитомного труда «История Шотландии»:
«Глубокая и всеобщая паника охватила англичан сразу после ужасающего разгрома при Беннокберне. Слабый и нерешительны характер их короля заразил его недовольную знать, и простые солдаты, потеряв всякое доверие к офицерам, стали подавленными и угнетенными. "Сотня англичан без оглядки, – повествует Уолсингем, – бежала от двух или трёх шотландских солдат. Так прискорбно привычная храбрость покинула их"»[1].
Весной 1315 года четырёхтысячное шотландское войско вновь вторглось в пределы графства Нортумберленд, почти полностью опустошив его северные владения. Особенно сильно пострадали окрестности Дарема, а портовый город Хартлпул был разграблен дочиста. Отдельные отряды воинственных скоттов достигли предместий Йорка.
После очередного успешного масштабного разорения исконных владений английской короны Роберт Брюс предложил Эдуарду II заключить мирный договор, разумеется, на условиях официального признания английским правителем полной независимости Шотландского королевства и отказа от любых территориальных притязаний, имевших место в период правления Эдуарда I.
Эдуард II категорически отказался от ведения каких-либо переговоров, продолжая считать «шотландские земли» неотъемлемой частью английской короны, а Роберта Брюса – злостным мятежником и государственным преступником. Вполне возможно, что новые нашествия шотландских рейдеров в Северную Англию заставили бы правителя «Туманного Альбиона» пересмотреть свою точку зрения. Однако бескормица и неурожай 1315-1316 гг. привели к тому, что северные графства и юго-восточные территории Шотландии охватил суровый голод, который привёл к затяжной паузе в англо-шотландском противостоянии.
По собственной инициативе или, действуя по совету своих приближенных, Роберт Брюс принял решение воздействовать на Эдуарда II не только опустошениями английского Севера, но и завоеванием заморских владений Плантагенетов. Ещё весной 1313 года шотландцы взяли под свой контроль остров Мэн. В апреле 1315 года при поддержке парламента Роберт I приступил к завоеванию северо-восточной части Ирландии, оккупированной англичанами.
26 мая пятитысячное шотландское войско, которое возглавлял Эдуард Брюс, высадилось на северном побережье Ирландии близ замка Олдерфилт. На первом этапе брату короля и его помощникам – Уолтеру Стюарту, 6-му лорду-стюарду Шотландии, и Томасу Рендольфу, 1-му графу Морея, сопутствовал успех. Шотландцы одержали несколько побед над местными английскими лордами и союзными им представителями местной ирландской знати, захватив ряд замков, имевших важное стратегическое значение.
На пике своих военных успехов – 1 мая 1316 года Эдуард Брюс был коронован как Верховный король Ирландии, хотя на тот момент под контролем шотландцев была лишь прибрежная часть Ольстера – северной части острова. Голод, разразившийся в Северной Англии и южной части Шотландии на фоне неурожая и климатических катаклизмов, в 1317 году эхом отозвался в большинстве ирландских провинций, имевших большую зависимость от регулярных поставок английского зерна. Продовольственные проблемы вынудили противоборствующие стороны на время прекратить активные боевые действия.
Пока на ирландском театре боевых действий воцарилось вынужденное затишье, Роберт Брюс приступил к окончательному освобождению юго-восточной части Шотландии от английского присутствия. Возобновились весенние и осенние локальные набеги и масштабные вторжения скоттов-рейдеров в пределы северных английских графств. «Сезонные убытки» от подобных нашествий «варварской саранчи» для каждого отдельно взятого графства – Нортумберленда, Йоркшира и Камберленда колебались в пределах 5-10 тысяч фунтов стерлингов.
В марте 1318 года Роберт Брюс вернул под свой полный контроль Берик. Таким образом, независимое и суверенное Шотландское королевство было восстановлено в своих прежних границах 1286 года. Только теперь, когда «шотландская земля» окончательно отложилась от какого-либо влияния и господства английской короны, опомнившийся Эдуард II, спешно принялся за сбор войска.
На этот раз и Парламент, и Королевский совет, и лорды с магнатами (особенно те, что проживали на Севере) практически единодушно поддержали инициативу своего безалаберного, непрактичного и непутёвого монарха. Бароны, дворяне и землевладельцы, прежде всего, стремились не столько возвратить утраченное господство над Шотландией, сколько расквитаться со скоттами-грабителями, надолго отбив у них охоту к разбойным рейдам и опустошительным вторжениям.
Для Роберта I вновь наступили трудные времена. 14 октября 1318 года в битве близ ирландского города Дандолк (у Фогхартских холмов) 10-тысячная английская армия разгромила шотландское войско (2500 человек), возглавляемое Эдуардом Брюсом. В самом начале сражения Верховный король Ирландии был убит. Тело Эдуарда было обезглавлено и разрублено на части, которые выставлялись напоказ в различных городах Ирландии. Голова Брюса-младшего в качестве «ценного подарка» была отправлена английскому королю.
В сентябре 1319 года английская армия численностью около 9000 человек, возглавляемая самим Эдуардом II, осадила Берик. Обороной города руководил Уолтер Стюарт, 6-й лорд стюард Шотландии. Не сомневаясь в том, что он сможет длительное время удерживать главные силы англичан под стенами осажденной твердыни, Роберт Брюс приказал «Чёрному» Дугласу предпринять внезапное вторжение во владения графства Йоркшир.
Эдуард II и его советники были абсолютно уверены, что шотландцы, собрав силы, поспешат на выручку осажденному гарнизону Берика, а потому известие о масштабном нашествии скоттов, заполонивших северо-восточные владения английской короны, стало для правителя «Туманного Альбиона» полной неожиданностью.
Пока растерявшийся монарх раздумывал над тем, как ему поступить в подобной нестандартной ситуации, архиепископ Йорка возглавил наспех собранное ополчение, преградив путь вражеским отрядам близ Майтона. «Чёрный» Дуглас, лично возглавлявший авангард, нанёс сокрушительное поражение йоркширским ополченцам, истребив и рассеяв их.
Узнав о том, что шотландцы намереваются осадить Йорк, английский король отказался от продолжения осады Берика, направив свои войска на нейтрализацию и уничтожение грабительских орд бесчинствующих горцев. Когда английское войско достигло Йоркшира, шотландцы благополучно ретировались, отягощенные добычей, трофеями и пленными.
Не выдержав жёсткого прессинга со стороны лордов и магнатов, категорично требовавших хотя бы временного воцарения спокойствия на северных границах Английского королевства, Эдуард II, и сам порядком уставший от извечной головной боли, вызванной противостоянием с шотландским государем, предложил Роберту Брюсу заключить перемирие сроком на два года. Правитель скоттов согласился, и в канун Рождества 1319 года по обе стороны англо-шотландской границы установился хрупкий мир.
Следует отметить, что обе стороны полностью исполнили взятые на себя обязательства, не нарушив перемирия. Пока противоборствующие монархи использовали передышку для восстановления и повышения боеспособности своих армий, важную победу на дипломатическом поприще одержало шотландская общественность и высшее духовенство.
Ещё в июне 1318 года римский папа Иоанн ХХII отлучил Роберта Брюса от церкви, а на все епархии и приходы Шотландии наложил интердикт – временное запрещение проведения главных церковных таинств и обрядов (в том числе миропомазания, исповеди, бракосочетаний, Святого причастия). Столь строгое наказание на Шотландское королевство и его правителя понтифик наложил за то, что Роберт I отверг инициативу папы, предложившего свою кандидатуру в качестве посредника-миротворца. Шотландский король не только не захотел в тот момент садиться за стол переговоров, но и отбил у англичан Берик, а вскоре горцы-рейдеры в очередной раз ограбили один из английских монастырей.
Однажды Роберт Брюс уже был отлучён от церкви за убийство Джона III Комина «Рыжего», совершенное под сводами храма. Повторной процедуры отлучения правитель скоттов ничуть не испугался, а в шотландских церквях местные священники продолжали крестить младенцев, отпевать усопших, проводить обряды венчания, исповедовать прихожан, проводить церковные праздники. Одним словом, шотландцы «забили» на запреты и анафемы римского папы.
Иоанн ХХII потребовал, чтобы в Рим для дачи объяснений прибыли четыре самых высокопоставленных шотландских церковных иерарха. Однако с большой задержкой – только 6 апреля 1320 года вместо епископов на высший суд папской курии явились два шотландских рыцаря, которые вместо покаянных объяснений и уничижительных прошений о снисхождении и смягчении наказания доставили понтифику личное послание, которое вошло в историю под названием Арбротской декларации.
Данная декларация по сути своей была манифестом обоснования священных прав шотландского народа на собственный суверенитет. Опираясь на историю страны, авторы декларации провозглашали право скоттов на свою полную независимость от верховной власти и любых форм наместничества Англии. Также отдельное место в документе уделялось подробному обоснованию династических прав на шотландский престол ныне правящего короля Роберта Брюса, избранного и признанного народом.
Этот документ – во многом эпохальный и знаменательный в истории средневековой Шотландии завершался ключевой многозначительной фразой: «Доколе хоть сотня из нас останется в живых, никогда и ни в коей мере не покоримся мы английскому владычеству. Ведь не ради славы, богатств или почестей мы сражаемся, но единственно во имя свободы»[2].
Арбротская декларация произвела сильнейшее должное впечатление на Иоанна ХХII, заставив его переосмыслить и переформатировать своё отношение к англо-шотландскому конфликту. В июле 1320 года римский папа обратился с мирными увещеваниями и миротворческой инициативой уже к Эдуарду II. В 1323 году понтифик аннулировал отлучение Роберта Брюса, а также снял с шотландской церкви наложенный на неё ранее интердикт. Но важнее всего был тот факт, что Иоанн ХХII признал Роберта I королём Шотландии, именуя его этим титулом во всех официальных посланиях и документах.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Титлер П. Ф. История Шотландии. От пиктов до Брюсов / Пер. с англ. Стюарта Е. А. – СПб: Евразия, 2017. С. 271.
[2] - Федосов Д. Г. Рождённая в битвах: Шотландия до конца XIV века. – М.: ИВИ РАН, 1996. С. 177.
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Англо-шотландские войны. Век XIV» МОЖНО ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Третья Шотландская кампания Эдуарда I
Часть 2-я. Новые успехи английской короны
Часть 3-я. Роберт Брюс: спонтанный мятеж или запланированная патриотическая инициатива
Часть 4-я. Роберт I Брюс: король-изгнанник или предельная грань отчаяния
Часть 5-я. Трудный путь возрождения Королевства скоттов
Часть 6-я. Битва при Бэннокберне: место встречи изменить нельзя
Часть 7-я. Битва при Бэннокберне: самый чёрный день английской средневековой истории
Часть 8-я. Время больших перемен
Часть 9-я. Окончательная победа Роберта I Брюса
Часть 10-я. И снова бой, покой шотландцам только снится…
Часть 11-я. Торжество Эдуарда Баллиола: заветный трон на английских мечах
Часть 12-я. Шотландского льва невозможно укротить и нельзя лишить свободы
Часть 13-я. Несчастливая стезя Давида II Брюса: битва при Невиллс-Кроссе
Часть 14-я. Долгожданный мир так и не наступил…
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)