Найти тему

«Отличный педагог и человек большой души» вятский физрук Ян Штангль (1884-1938)

"Он оказался превосходным гимнастом, энтузиастом своего дела, отличным педагогом и человеком большой души, завоевавшим мальчишеские сердца", - так оценил своего учителя основоположник спортивной психологии Авксентий Цезаревич Пуни. Советская власть имела по поводу Штангля иное мнение.

Адепт сокольской гимнастики в Вятке

В 1862 году в Праге было основано молодёжное спортивное движение «Пражский Сокол», которое быстро набирало популярность и к концу XIX века превратилось в международную организацию. Его основателю доктору философии и эстетики Мирославу Тыршу удалось объединить молодых славян ряда европейских стран, готовых совершенствовать тело и дух для пользы своего народа. В Россию идеи сокольского движения были привнесены чешскими преподавателями гимнастики. Вокруг них собирались любители физических упражнений, создавались кружки, которые вначале не носили названия сокольских: в Москве – Первое русское гимнастическое общество, в Петербурге – гимнастическое общество «Север».

В 1907 году по указу премьер-министра Российской империи П.А. Столыпина Русское гимнастическое общество, созданное ещё в 1883 году, стало называться «Сокол» (РГО «Сокол»). В короткое время русские соколы снискали себе доверие общества, благодаря их деятельности молодёжь познакомилась не только с гимнастикой, но и боксом, футболом, теннисом, гандболом, тяжелой атлетикой, гиревым, велосипедным, гребным, стрелковым спортом, фехтованием, фигурным катанием, хоккеем.

Количество сокольских организаций в Российской империи стремительно росло и в 1910 году они были объединены в Союз Русского Сокольства. Уставом этой организации ставились следующие задачи: «а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьба с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей», а в основу Союза были положены «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм», «благородное стремление к телесному, нравственному и духовному оздоровлению и усовершенствованию личности народа». Членами Союза Русского Сокольства были П.А.Столыпин и его сын Аркадий, поддержку оказывали Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, В.А. Гиляровский.

Знак «Русский Сокол 1912» делегата Всесокольского слёта в Праге. Изображение forum.faleristika.info
Знак «Русский Сокол 1912» делегата Всесокольского слёта в Праге. Изображение forum.faleristika.info

Организации русских соколов действовали в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославе, Орле, Воронеже, Новороссийске, Каменец-Подольске, Полтаве, Таганроге, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. В 1910 году вятское земство решило подключиться к популярному движению и пригласило на работу в Вятское реальное училище и мужскую гимназию пражского преподавателя сокольской гимнастики Яна Венцеславовича (Вячеславовича) Штангля.

Ян Штангль родился в Австро-Венгерской империи 1 октября 1884 года, в год смерти Мирослава Тырши — основателя гимнастического общества «Пражский Сокол». С юных лет Ян увлекался спортом и стал активным участников сокольского движения. В 1910 году он с успехом окончил курсы высшей учительской гимнастическо-фехтовальной школы чешской сокольской общины. В это же время его пригласили на работу в Россию преподавать гимнастику в Вятских учебных заведениях.

Историк вятского спорта Г. Н. Разумовский отмечал, что в конце XIX – начале XX в. в Вятке и уездных городах спортом занимались «очень мало и редко». Существовали несколько спортивных кружков (яхт-клуб, кружок любителей шахмат, общество северных охотников), но они были малочисленны по составу участников и ориентированы больше на элитарную публику. При этом первыми преподавателями гимнастики в учебных заведениях часто становились люди, не имевшие ни специального, ни педагогического образования, – офицеры и унтер-офицеры. Такие учителя могли неплохо подготовить солдата, но в физкультуре и спорте фактически не разбирались. Приход Яна Штангля изменил ситуацию, именно он привнёс в Вятку европейское понимание физкультуры, познакомил подростков с новыми для них видами спорта, проводил различные соревнования, стал не просто учителем, но и примером для подражания.

Я.В.Штангль в окружении своих учеников. Вятка, 1910-ые годы. Источник: vyatkawalks.ru
Я.В.Штангль в окружении своих учеников. Вятка, 1910-ые годы. Источник: vyatkawalks.ru

Уже в 1911 году, спустя несколько месяцев после приезда, Штангль организовал внеурочные занятия гимнастикой, они проходили два раза в неделю, по вечерам в гимнастическом зале мужской гимназии. Во время проведения тренировочных занятий физрук применял разнообразные упражнения, мог провести подвижную или спортивную игру, использовал легкоатлетические упражнения, силовые комплексы и, главное, специальные сокольские упражнения, отличительным элементом которых были красота и грациозность выполнения.

Ян Штангль стал устроителем первых гимнастических публичных городских праздников в Вятке. Они проходили во дворе гимназии весной и были посвящены окончанию учебного года. На праздниках в присутствии родителей, учителей и даже высокопоставленных чиновников соколы выступали в гимнастических костюмах и выполняли под музыку вольные движения, упражнения с булавами, на брусьях, коне и других снарядах. Обязательным для выступлений и просто сокольских тренировок были «воспевание гимна, восхваление царя и троекратное «ура!», что, по мнению газеты «Вятская речь», свидетельствовало о патриотизме соколов.

Воспитанники мужской гимназии и реального училища на занятии. Я.В.Штангль показывает упражнение. Вятка, 1911. Источник: vyatkawalks.ru
Воспитанники мужской гимназии и реального училища на занятии. Я.В.Штангль показывает упражнение. Вятка, 1911. Источник: vyatkawalks.ru

Во многом именно благодаря Штанглю вятские гимназисты и реалисты узнали, что такое футбол и как в него играть, первыми футболистами стали именно участники гимнастических кружков нашего героя. В 1914 году группа учеников Штангля (А. Ц. Пуни, В. Н. Шубин) основала общество «Спорт» из учащейся молодежи, они занимались футболом, легкой атлетикой, теннисом и лыжами. Местом тренировок служил двор, где жил Пуни на улице Спасской. Свои молодежные спортивные кружки организовали и другие воспитанники Штангля.

На занятиях по гимнастике во дворе мужской гимназии. На фото крайний справа – Ян Штангль. 1911 г. Источник: vyatkawalks.ru
На занятиях по гимнастике во дворе мужской гимназии. На фото крайний справа – Ян Штангль. 1911 г. Источник: vyatkawalks.ru

Профессиональному росту Штангля, как и других преподавателей сокольской гимнастики, способствовала как общественная, так и государственная поддержка. К 1912 году, по данным Министерства народного просвещения империи, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 – шведская, в 415 – немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта. Причём с 1911–1912 учебного года Министерство рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику. Развивался и Союз Русского Сокольства. В 1912 году 617 представителей русских сокольских обществ участвовали в работе 1-го Всеславянского сокольского слёта в Праге.

С Вяткой у Яна Штангля связаны не только профессиональные успехи, но и его личное счастье. В 1910 году в Вятку он приехал вместе с невестой, сбежавшей от родителей, Марией-Каролиной. 14 ноября 1910 года влюбленные обвенчались. В 1914 году Ян Вячеславович принял российское подданство. В декабре 1916 года у Яна и Марии Штангль родилась дочь, которую крестили в Вятском римско-католическом филиальном костёле и дали имя Милада-Анна-Мария. Отец же ласково называл дочку Мусинка.

Девочка с юных лет увлекалась парусным спортом, коньками, лыжами, легкой атлетикой, хоккеем. Милада Яновна Капустина (1916-1995) стала чемпионкой РСФСР по парусному спорту. Получила медицинское образование, была награждена почётными званиями «Отличник здравоохранения», ветеран спорта РСФСР, «Почётный ветеран спорта Архангельской области». Коллеги вспоминали, что помимо стати и красоты, она была хорошим другом и отличным советчиком, а заслуженный тренер РСФСР Анатолий Дмитриевич Скворцов так отзывался о спортсменке: «Огонь девка. Озорная, надёжная, не схитрит, не обманет, в беде не оставит. Наша!»

Я.В.Штангль (1884-1938) и его дочь Милада Яновна Капустина (1916-1995). Источник: vyatkawalks.ru
Я.В.Штангль (1884-1938) и его дочь Милада Яновна Капустина (1916-1995). Источник: vyatkawalks.ru

«Нормальный атлет» I, II и III степени

После событий Октябрьской революции Ян Вячеславович Штангль вступил в ряды Красной Армии, стал служить в системе Всевобуча, увлёкся исследовательской деятельностью. Его первые научные изыскания пришлись на 1919 год, их результатом стало пособие для преподавателей школ I ступени «Руководство для физического воспитания детей в возрасте 7–12 лет». В 1922 году сподвижник В. И. Ленина Николай Ильич Подвойский, который в то время возглавлял Красный спортивный интернационал и Высший совет физической культуры, пригласил нашего героя на работу в Петроград. Сохранился автограф Подвойского на подаренной Штанглю книге: «Честнейшему организатору и работнику по физической культуре Советской республики товарищу Штанглю Я. В. Будьте всегда, везде и при всяких обстоятельствах твёрдым и последовательным работником в области физической культуры рабочего класса».

Умный, целеустремлённый человек, талантливый педагог и воспитатель, хороший спортсмен, волевой организатор, пошёл в гору и достиг немалых чинов. В Петрограде Ян Вячеславович активно занимался преподавательской деятельностью и параллельно заведовал кафедрой в государственном институте физического образования имени профессора П. Ф. Лесгафта. В 1923 году возглавил Высшую военно-педагогическую школу физического образования, затем Курсы усовершенствования по физическому образованию комсостава РККА и Флота им. В. И. Ленина, где среди преподавателей было много чехов, например, братья Генрих и Вячеслав Вихры. Генрих в начале 1900-х годов был одним из организаторов Сокольского движения в России. Между земляками завязалась дружба, которой будет уготована проверка тяжёлыми испытаниями.

Занимаясь руководящей работой в звании комкора (соответствует генерал-полковнику), Я.В. Штангль продолжал научную деятельность. Он стал автором нескольких пособий: «Физическое воспитание армии и флота», «Пирамиды для массовых выступлений физкультурников», «Гимнастика дыхания по методу французских профессоров Родольфа и Ш. Дени», «Военно-спортивные игры для допризывников армии, флота и военно-учебных заведений», «Измерение практических достижений в Красной Армии и Флоте и результаты их изучения».

В те же годы Штангль разработал и внедрил в практику прообраз комплекса ГТО — систему «нормальный атлет» с тремя степенями, за выполнение норм которого предусматривался золотой, серебряный, бронзовый значки. В 1924 году Ян Вячеславович обратился в Петроградский губернский совет физкультуры с письмом об идее строительства стадиона на Петровском острове (сегодня это стадион «Петровский»). Данный замысел был поддержан. Строительство стадиона велось в 1924—1925 годах по проекту бывшего футболиста команды «Спорт», ставшего архитектором, чеха Алоиса Осиповича Вейводы.

На дальнейшую судьбу нашего героя и его друзей-земляков оказал влияние запрет советской властью Союза русского сокольства. Ещё в 1920 году Русское гимнастическое общество «Сокол» было переименовано в «Московский клуб спорта», в 1923 году был запрещён Союз русского сокольства, а сокольские слёты были преобразованы в Спартакиады. Вслед за этим начались гонения на адептов сокольства, особенно тех, кто не хотел отказываться от идей панславизма, национализма и патриотических убеждений. Напрягал советскую власть и международный флаг сокольского движения, совпадавший с российским имперским триколором. Под удар попала и сокольская гимнастика.

Популяризатор спорта Георгий Дюпперон пытался доказать тогда, что гимнастика не связана с идеологией. Но безуспешно. В 1923 году по настоянию Карла Радека и Николая Бухарина Союз русского сокольства был распущен. Против членов этой организации ленинградское ОГПУ завело дело по обвинению в «контрреволюционной подпольной деятельности». Было арестовано 36 известных инструкторов и преподавателей физкультуры, включая Дюпперона. Четверть из них оказалась этническими чехами. Для госбезопасности это автоматически означало: «чехословацкий шпион».

Соловки-Архангельск-Киров

Ян Вячеславович Штангль, как и братья Вихры, Дюпперон, Вейвода, был арестован по «Делу о соколах» в 1927 году. В результате расследования кого-то выслали из СССР, кто-то был приговорен к расстрелу. Характерна судьба спортсмена и архитектора Алоиса Вейводы. На допросе следователь заявил Вейводе, что тот помещён под стражу «в связи с сокольской гимнастикой и её пропагандой». Хотя Вейвода занимался футболом и не имел отношения к сокольству, он всё-таки был осуждён на 10 лет. Правда отбывать срок ему не пришлось – наряду с чешскими пропагандистами сокольства он в итоге был выслан из СССР. Часть тренеров-«сокольцев» оправдали, но на работу в советские учреждения путь им был заказан.

Штангль же постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ в мае 1927 года был осуждён к 3 годам лишения свободы и направлен для отбывания наказания в Соловецкий лагерь особого назначения. В этот же лагерь попали Генрих и Вячеслав Вихры. О жизни в Соловецком лагере и знакомстве с Вячеславом Вихрой, которого там все звали «Дядя Вяча», в своей книге «Молодежь и ГПУ (Жизнь и борьба советской молодежи)» писал Борис Солоневич, а Владимир Липовецкий в книге «Ковчег детей, или Невероятная одиссея» раскрыл целеустремленность, скромность и моральные качества этого человека.

Профессиональные знания товарищей пригодились за колючей проволокой, их использовали на спортивной станции Соловецкого концлагеря, описанной Борисом Солоневичем: «В тоскливую жизнь лагерного кремля спорт-станция вносила свою капельку радости: в праздник усталые люди приходили сыграть в городки или просто поговорить друг с другом, не боясь на открытом воздухе вездесущих шпионских ушей, а зимой - отдохнуть от гама, скученности и спёртого воздуха своих общежитий».

Жена Мария Францевна и дочь Милада у Яна Штангеля в Соловецком лагере, 27 августа 1928 года. Фото из журнала "Слово", №3-4, 1993.
Жена Мария Францевна и дочь Милада у Яна Штангеля в Соловецком лагере, 27 августа 1928 года. Фото из журнала "Слово", №3-4, 1993.

По отбытии срока в Соловецком лагере Штангль был направлен в Архангельск, где воссоединился с семьёй, приехавшей к нему из Ленинграда. В Архангельск переехали и братья Вихры, которые 13 января 1930 года были приговорены к ссылке на 3 года с лишением проживания в 6 центральных населенных пунктах страны. Дальнейшая судьба братьев осталась неизвестной. Лишь в своих воспоминаниях Милада Яновна Капустина писала о том, что один из них умер в Архангельске в больнице для инвалидов.

В Архангельске семья Штанглей жила на стадионе «Динамо», построенном в 1926 году. В те годы стадион носил имя Рудольфа Ивановича Аустрина, возглавлявшего с 1929 по 1937 годы Северное краевое Управление НКВД. Видимо при его поддержке Ян Вячеславович получил место в Архангельском пролетарском спортивном обществе «Динамо». В свою работу наш герой вкладывал душу, проявлял свои лучшие профессиональные качества, ведь по-другому трудиться просто не умел, тем более, что продолжал заниматься любимым делом. В «Динамо» он был инструктором, методистом, начальником учебной части, заместителем начальника отдела учебно-боевой подготовки, а ещё тренировал спортсменов. Среди его воспитанников — неоднократный чемпион области по легкой атлетике (метание) Василий Корнейчук. Благодаря Яну Вячеславовичу рядом с футбольным полем на стадионе «Динамо» были построены волейбольная и баскетбольная площадки, началось возведение дома физкультуры с тёплыми раздевалками и душевыми.

Начальник УНКВД и полномочный представитель ОГПУ по Северному краю Рудольф Иванович Аустрин в марте 1937 года получил назначение на должность начальника УНКВД Кировской области. В мае 1937 года Ян Вячеславович уволился из общества «Динамо» и переехал в Киров преподавать гимнастику. Позднее его назначили председателем секции гимнастики при Городском комитете по делам физической культуры Кировского городского Совета. В 1938 году Ян Штангль работал преподавателем Физкультурного педучилища. Семья же осталась в Архангельске, так как Мусинка поступила на первый курс медицинского института.

Возможно, переезд вслед за Аустриным в Киров был большой ошибкой, так как уже в июле 1937 года покровитель был арестован, внесён в расстрельные списки «Москва-центр», 15 ноября в «особом порядке» приговорён к высшей мере наказания «за участие в контрреволюционном заговоре в органах НКВД» и в тот же день расстрелян.

В 1993 году, ещё при жизни Милады Яновны, в журнале «Слово» были опубликованы полные любви и нежности письма Штангля к жене и дочке. Он писал почти каждый день, словно предчувствуя беду. Вот несколько строчек из письма от 10 июня 1938 года: «Очень рад тому, что ты не забываешь меня, и прошу тебя, моя родная и дорогая дочка, заботиться о мамочке и, по мере возможности, уделять ей больше времени от своего досуга, чтобы поддержать её моральное существование до той поры, пока мне можно будет с вами встретиться… Еще раз очень прошу тебя проявить больше забот и ласки к мамочке и с ней проводить весь свой досуг. Я тебя не только отблагодарю, но и ещё больше буду любить…»

Письмо Яна Штангля жене и дочери, опубликованное в журнале "Слово" в 1993 году
Письмо Яна Штангля жене и дочери, опубликованное в журнале "Слово" в 1993 году

Но семья больше не встретилась. Сначала из-за сессии Милады в институте, потом из-за подготовки кировских спортсменов к празднику Выборов в Верховный Совет 26 июня 1938 года. Ян Вячеславович писал любимым мамусинке и Мусинке часто, а потом вдруг пропал. Попытки отыскать его были тщетны. Великая Отечественная война приостановила поиски. На многократные послевоенные запросы в Киров приходил один ответ: «Выслан без права переписки. Куда и на сколько — неизвестно». В 1957 году от Военного трибунала Уральского округа пришла справка, что Штангль Я. В. умер от гипертонического криза.

52 года потратила Милада Яновна, чтобы восстановить по крупицам жизнь своего отца, нашла родственников в Чехии и до последних дней вела с ними теплую переписку, сотрудничала с Соловецким музеем, работала с ветеранами Военного института физической культуры, института им. П. Ф. Лесгафта и постоянно писала запросы, пока спустя полвека не узнала правду. В 1990 году восьмидесятилетняя Мусинка получила документы о смерти отца. В них говорилось, что Ян Вячеславович Штангль в 1938 году был арестован по обвинению в проведении шпионской деятельности, 26 сентября 1938 года приговорён к высшей мере наказания Тройкой УНКВД по Кировской области, приговор приведён в исполнение через 3 дня, 29 сентября 1938 года в здании тюрьмы города Кирова (Вятки), место захоронения неизвестно.

Я пробовала отыскать в интернете информацию о каком-либо увековечивании памяти Яна Штангля, может быть в Кирове, Архангельске, Петербурге есть памятник или доска на доме, где он жил-работал. Не нашла. Напишите, пожалуйста, если знаете.

Благодарю за прочтение. Делитесь своими мыслями в комментариях. Подписывайтесь. Татьяна.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц