Нам всем известно, что студент убивает старушку, но все ли понимают почему он это делает? Разобраться в бунте студента и его последствиях и предлагает Достоевский
Бунт Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского — это многогранный процесс, в котором переплетаются психологические, этические и философские аспекты. Давайте разберем основные моменты бунта Раскольникова:
1. Против общественных норм: Раскольников бунтует против общественных и моральных законов, считая, что они угнетают личную свободу и подавляют индивидуальность. Раскольников бунтует против устоявшихся социальных норм и правил, считая их ограничивающими для талантливых личностей.
2. Теория "сверхчеловека": Он принимает ницшеанскую идею о "сверхчеловеке", считая, что некоторые люди, обладающие особыми качествами и способностями, имеют право переопределять мораль в соответствии со своими целями. Он считает, что его умственные способности и «высшие» цели оправдывают убийство старухи-процентщицы. Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
На слабость теории Раскольникова указывает Порфирий Петрович: «Но вот скажите: чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть?». Муки совести Раскольникова, ощущение вины, болезнь говорят о том, что он не «избранный»: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»
3. Против внутреннего морального кодекса: Достоевский изображает внутренний конфликт Раскольникова, оспаривающего самого себя и свои внутренние убеждения в праведности своего "эксперимента".
4. Бунт против божественных законов: Раскольников испытывает божественные законы на прочность, пытаясь пересилить свою совесть и оправдать преступление своей философией.
5. Эксперимент с собственной натурой: Посредством убийства старухи-процентщицы он пытается подтвердить свою теорию о сверхчеловеке и провести границу между "обычными" людьми и "избранными". Убийство становится для Раскольникова своеобразным экспериментом — проверкой собственной теории и попыткой подтвердить свою исключительность. Бунт Раскольникова приводит к острой внутренней борьбе и растрескиванию его психики, проявляющемуся в мучительных колебаниях между гордыней и виной.
В конце романа Раскольников понимает, что не может жить с грузом совершенного преступления и что бунт против моральных законов общества не принес ему ни счастья, ни свободы. Он идет на сознательный путь искупления через страдания и работу над собой.
6. Борьба с эгоизмом и альтруизмом: Раскольников бунтует против своего альтруизма, который видит в заботе о семье, и эгоизма, стоящего за его убийственными действиями. Конечно, бунт Раскольникова заканчивается его осознанием того, что он не может жить вне морального порядка и общественных норм, и что жестокость его действий породила не только внешнее, но и внутреннее наказание. Этот исход свидетельствует о том, что бунт его был тщетным и обреченным на провал.
Родион тщательно продумал преступление, считал шаги, выбирал орудие, но так и не смог справиться с собой. Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. Так описать переживания преступника еще никто не смог, кроме Достоевского. Он первым показал гибельность индивидуалистических идей "сильной личности" и их безнравственность. Теория Раскольникова оказалась абсурдной. О понимает, что он не Наполеон и в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами. То есть задача Достоевского -показать , какую власть над человеком может иметь идея и какой преступной она может оказаться.
Какие морально-этические дилеммы требуют глубокого анализа и рефлексии в романе "Преступление и наказание"?
Роман Достоевского предлагает множество морально-этических дилемм, требующих тщательного размышления. Эти вопросы могут быть темами небольших размышлений
1. Оправдание преступления: Можно ли оправдать убийство, если преступник считает, что его цели благородны или что он действует во имя "высшего" добра?
2. Теория "сверхчеловека": Следует ли человеку следовать общепринятым моральным нормам, или же некоторые люди вправе игнорировать эти нормы, если они убеждены в своей исключительности и праве на особый путь?
3. Границы человеческой свободы: В какой мере индивид обладает свободой воли, и каковы границы этой свободы в контексте общественных и моральных законов?
4. Ответственность и вина: Какова природа вины, и каковы обязанности человека перед самим собой и обществом в отношении его поступков?
5. Искупление и покаяние: Можно ли искупить вину через страдание, и что необходимо для истинного покаяния и изменения?
6. Социальная справедливость и неравенство: Предполагается ли в романе, что преступления могут быть ответом на социальное неравенство, и как общество должно относиться к криминалу и причинам, его вызывающим?
7. Деонтология против консеквенциализма: Соизмеримы ли моральные действия по отношению к их мотивам, или же следует рассматривать их исключительно в контексте последствий?
8. Роль страдания в жизни: Как страдание влияет на человеческую душу, и является ли оно источником познания и личностного роста? Достоевский представляет эти вопросы в сложном и многоуровневом сюжете, заставляя читателей не только следить за развитием истории, но и задумываться о глубоких моральных вопросах, таких как сущность зла, значение правосудия и природа искупления.
Чтение "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского в школе имеет ряд важных целей и образовательных преимуществ для учащихся:
1. Развитие критического мышления: Роман предлагает сложные морально-этические дилеммы, требующие глубокого анализа и рефлексии, что способствует развитию аналитических и критических навыков.
2. Понимание литературного мастерства: Достоевский известен своим уникальным стилем, психологической глубиной и сложностью персонажей, что предоставляет школьникам доступ к высокому уровню литературного искусства. 3. Обсуждение важных тем: "Преступление и наказание" затрагивает вопросы идентичности, справедливости, свободы воли, ответственности и возможности искупления, актуальные в любую эпоху.
4. Изучение истории и культуры: Роман предлагает исторический контекст России 19 века, что помогает школьникам лучше понять социальные и культурные условия того времени.
5. Философские размышления: через роман школьники могут познакомиться с философскими идеями, такими как экзистенциализм и утилитаризм, и тем, как они отражаются в литературе.
6. Социальная эмпатия: История Раскольникова и других персонажей позволяет школьникам лучше понять различные человеческие состояния и социальные дилеммы.
7. Личностное развитие: Через персонажей и их истории учащиеся могут учиться саморефлексии и самопознанию, сопоставляя собственные жизненные выборы с действиями героев произведения.
8. Навыки интерпретации: Разбор многочисленных символов, аллегорий и мотивов в романе учит школьников углублённому чтению и интерпретации художественных текстов. Таким образом, "Преступление и наказание" является ценным ресурсом для формирования образованных, критически мыслящих и морально осознанных
За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.
Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
К Раскольникову пришло осознание, что он ошибался. Нельзя идти к светлому, используя темные методы. Кровавый путь не приведет к добру. Герой раскаивается. И понимает, что единственный выход – это сохранять в своей душе любовь к миру и людям, какими бы они ни были. Излучать свет, меняя таким образом окружающую действительность к лучшему. К сожалению, такое осознание далось слишком дорогой ценой.
История создания романа многое объясняет, потому что как говорилось ранее, биография автора и его творчество неразделимы. Итак. После каторги жизнь преподнесла писателю испытания: умирает жена, затем брат Михаил, долги которого Фёдор Михайлович берёт на себя, поэтому он начинает испытывать материальные трудности.
Работу над романом «Преступление и наказание» Достоевский начинает летом 1865 года в условиях постоянного давления со стороны кредиторов и издателя Ф.Т. Стелловского, который поставил писателя в жёсткие временные рамки: он обязал писателя предоставить ему новый роман не позднее ноября 1866 года. Заканчивая роман «Преступление и наказание», Достоевский пишет роман «Игрок» всего за 26 дней, благодаря стенографистке Анне Сниткиной, ставшей впоследствии женой писателя. Достоевский пишет о том, что видит: о времени, когда новых идеалов нет, а старые уже забыты, отсюда бесконтрольное пьянство и вынужденная проституция. Социальное неравенство обновлённой России приобретает в романе острый характер, ещё более усиливающийся местом — Петербургом, являющимся центром становления капитализма, где расслоение проявляется в высшей степени.
На Сенной площади в Петербурге 1850 — 1860-х годов располагался главный рынок, здесь же находились трущобы, это место считалось одним из самых криминальных в городе. Здесь же Раскольников принимает окончательное решение о дне и времени совершения преступления и впоследствии здесь же герой ощущает облегчение, решившись на публичное покаяние и на признание в убийстве: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием».