Найти тему
Катехизис и Катарсис

Иранский 37-й

В 1979 г. в Иране произошла революция, которая свергла монархический режим. Шаха сместила широчайшая общественная коалиция, в которую входили исламисты, либералы, националисты и левые всех сортов. Символом революции стал аятолла Рухолла Хомейни. Большинство лидеров протеста воспринимали его как морального авторитета, который после победы революции останется надпартийной «совестью нации». Никто не мог представить, что 79-летний аятолла за несколько месяцев сумеет конвертировать свой моральный авторитет в реальное политическое господство.

По итогу Иран был провозглашён Исламской республикой, которая управляется в соответствии с доктриной «Вилаят аль-факих», где высшая светская и религиозная власть сконцентрирована в руках пожизненного Верховного руководителя (Рахбара), который обязан быть выходцем из шиитского духовенства. Первым Рахбаром Исламской республики стал сам Хомейни.

Иранская революция с самого начала была очень кровавой. Свержение шаха сопровождалось уличными боями с тысячами жертв. После победы революционеров начались казни сторонников свергнутого режима. Вскоре аятоллы принялись давить уже своих недавних союзников.

Однако это не была игра в одни ворота. Например, существовала «Организация моджахедов иранского народа» (ОМИН), которая пыталась совместить марксизм и ислам. Она оказывала вооружённое сопротивление ещё шахскому режиму, а после установления диктатуры аятолл продолжила борьбу и против Исламской республики. Летом 1981 г. боевики ОМИН взорвали президента, премьер-министра, главного судью, несколько министров и десятки депутатов. Режим ответил кампанией ответного террора, казнив тысячи сторонников ОМИН. После этого многие моджахеды бежали в Ирак, против которого Иран тогда воевал, и стали коллаборационистами при Саддаме Хусейне.

Ирано-иракская война длилась с 1980 по 1988 гг. Общие безвозвратные военные потери оцениваются в 500 тыс. человек при том, что стороны так и остались в своих довоенных границах. В июле 1988 г. перед самым подписанием перемирия Саддам попытался разыграть последнюю карту – он бросил в бой подразделения ОМИН, надеясь вызвать внутреннее восстание в Иране. Однако иранская армия и Корпус стражей исламской революции (КСИР)
успешно отразили атаку.

Тем не менее руководители Ирана, судя по всему, всерьёз опасались левого восстания внутри страны. В ответ на внешнюю атаку ОМИН они решили зачистить тыл от потенциальной «пятой колонны». Хомейни издал секретную фетву, согласно которой все левые подлежали казни как «муртады» – вероотступники, и «мухарибы» – те, кто воюет против Аллаха. Были созданы «специальные комиссии», которые должны были во внесудебном порядке рассматривать дела обвиняемых и определять их судьбу. Помимо сторонников ОМИН под каток террора также попали представители других левых групп, вроде Компартии «Туде» и «Организации федаинов иранского народа».

«Целевой группой» оказались заключённые иранских тюрем, которые сидели по политическим статьям, причём безотносительно того, была ли их борьба вооружённой или мирной. Предварительно все тюрьмы были изолированы от внешнего мира, а все контакты заключённых между собой сведены к минимуму. Узники представали перед комиссией, после чего сторонников ОМИН склоняли к сотрудничеству, а других левых опрашивали об их отношении к религии. Все эти опросы проходили под предлогом грядущей «амнистии», а также разделения заключённых на практикующих и непрактикующих мусульман. Всех, кто отказывался от сотрудничества или признавался, что не соблюдает исламские обряды, тут же отправляли на виселицу.

Точное число жертв массовых казней летом-осенью 1988 г. неизвестно. Наиболее радикальные оценки достигают 30 тыс. человек, хотя «Amnesty International» оценивает это число примерно в 5 тыс. Места захоронения казнённых до сих неизвестны и недоступны для их родственников.

И да, одним из членов тегеранской «четвёрки», которая во внесудебном порядке рассматривала дела и отправляла заключённых на смерть, являлся тогдашний заместитель столичного прокурора 27-летний Эбрахим Раиси.

Стальной шлем