«Я спроектировал скамейку за несколько минут. Но, конечно, мне потребовалось 25 лет, чтобы сделать это»
Марио Беллини родился в 1935 году в Милане, где и окончил Миланский политехнический университет. Первый большой шаг к известности совершил в 1961 году, когда стал дизайн-директором миланского универмага La Rinascente — одного из крупнейших итальянских универсальных магазинов, созданных после Первой Мировой войны и оказавших значительное влияние на формирование итальянского дизайна.
«Камалеонда — это неологизм, который я изобрёл в 1970 году, скрестив два слова: имя того необычного животного, которое является Хамелеоном, способным адаптироваться к окружающей среде, в которой оно находится, и слово Волна, указывающая на изгибы моря и пустыни. Оба эти слова описывают форму и функцию этой сессии».
Фундаментальной характеристикой Camaleonda является её почти бесконечная модульность, геометрическая природа, которая позволяет каждому элементу стать своего рода гигантским пикселем, через который можно определить собственную домашнюю среду. Зацепляя и расстегивая сиденья, спинки и подлокотники, вы можете позволить себе передумать столько раз, сколько захотите, переместить и перестроить пространство. Марио Беллини говорил:
«Из всех предметов, которые я разработал, Камалеонда, пожалуй, лучше всех представляет чувство свободы. Конфигурации, которые можно сделать, бесконечны».
Он был редактором журнала «Домус» (1985–1991). На протяжении многих лет он организовал бесчисленное количество выставок искусства, дизайна и архитектуры как в Италии, так и за рубежом: среди последних выставок в Палаццо Реале с шедеврами Джотто (2016) и в миланском Музее дель ‘900 выставка, посвященная Маргарите Сарфатти (2018-2019). В 2015 году Миланская триеннале наградила его золотой медалью за карьеру в архитектуре, а в 2017 году ему была посвящена ретроспективная выставка.
С 1991 года он является почетным королевским дизайнером RDI. С 1980-х годов Марио Беллини, почти полностью посвятивший себя архитектуре, спроектировал множество видов зданий.
На счету Беллини–архитектора такие разноплановые здания, как Музей истории Болоньи, токийский Центр дизайна, Национальная галерея Виктории в Мельбурне, штаб-квартира Deutsche Bank во Франкфурте, департамент исламского искусства Лувра.
Фундаментальной характеристикой Camaleonda является её почти бесконечная модульность, геометрическая природа, которая позволяет каждому элементу стать своего рода гигантским пикселем, через который можно определить собственную домашнюю среду.
Он имел репутацию опытнейшего «офисного» дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования
Одной из вершин карьеры Беллини можно считать его сотрудничество со знаменитым мебельным концерном Vitra. И хотя офисное оборудование уже давно было «коньком» дизайнера, именно тогда мастер столкнулся с новой для себя темой – «стул для офиса».
Беллини до этого времени еще не доводилось проектировать офисные стулья. Но он имел репутацию опытнейшего «офисного» дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему Vitra доверила свой офисный дебют.
За свои работы Марио Беллини был удостоен многих профессиональных наград в области архитектуры и дизайна, в том числе одной из самых престижных — премии «Золотой циркуль» от Ассоциации Индустриального Дизайна (Compasso d’Oro, ADI, вручается с 1964 года).
Некоторые объекты, созданные мастером, признаны классикой дизайна, часть из них находится в постоянной экспозиции Музея Современного искусства в Нью-Йорке (MOMA).
Статья предоставлена журналом «Интерьер&Дизайн»