Привет, друзья.
Замечали, как одно и то же событие по-разному передают очевидцы? Особенно если между событием и рассказом проходит длительный промежуток времени. Одно и то же люди видят и понимают по-своему. Несколько факторов влияют на это, но более всего, как мне кажется, мировоззрение, мировосприятие человека.
Расскажу о двух повестях, которые мне посчастливилось прочитать друг за другом. Это будут два разных взгляда на события Великой Отечественной. А почему «посчастливилось»?
Потому что помогло отчётливей увидеть, что война как трагическое событие не столько меняет, сколько проявляет в человеке скрытое. Скрытое даже от самого себя.
Виктор Астафьев «Пастух и пастушка»
Командиру взвода лейтенанту Борису Костяеву 19 лет. Единственный и нежно любимый сын в семье интеллигентов.
После боя его взвод размещается на хуторе для небольшой передышки. Борис с несколькими бойцами останавливается в доме молодой (двадцатилетней) хозяйки Люси. У которой такие удивительные овсяные глаза!
Первая любовь.
Вынужденное расставание.
Лёгкое ранение.
И совершенно убийственный финал.
Меня раздавило.
Это ощущение не от описания боя. Не от рассказа о зверствах фашистов. Не от бедственного положения мирного населения после оккупации. Всё это в книге было, но как бы вскользь, мимоходом. Основной акцент автор сделал совсем на другом.
Автор обозначил жанр повести как современная пастораль. Хорошее начало. Большие ожидания. Но.
Что хотел показать Астафьев выискивая и выделяя грязь? Горькую правду о войне? Старательно избегал патриотического пафоса, чтобы заменить его на пафос пацифистский? И почему этот пацифизм старательно демонстрируется нам, читателям, через явного эгоцентриста, человека, сосредоточенного исключительно на собственных переживаниях? Множество вопросов, которые, к сожалению, останутся без ответа.
Приведу одну небольшую цитату текста с размышлениями главного героя.
«Ну что он, вот этот мужичонка, радующийся воскресению своему? Какое уж такое счастье ждёт его? Будет вечно копаться в земле, а жить впроголодь и однажды сунется носом в эту же землю».
Повесть впервые опубликована в 1971 году, но позже была переделана автором и в новой редакции вышла в 1989 г.
Вы читали Астафьева? Буду очень рада, если поделитесь впечатлением. Кроме «Васюткино озеро», которое в этом году мой пятиклассник читал по школьной программе и вот этой книги сейчас, я ничего у него не читала. И теперь даже боюсь браться.
Константин Колесов «Самоходка номер 120»
Март 1945 года. Бои идут уже на территории Германии.
В центре повествования экипаж самоходки СУ-76. Самому молодому - 19, самому старшему - 22 года. Сержант Димка — заряжающий.
Так же как и герой предыдущей повести — единственный и нежно любимый сын в интеллигентной семье. Мамкин сын, как его называют и как он сам про себя говорит.
Остро чувствующий происходящее, внимательный, переживающий. А переживать было из-за чего.
Рассказ от первого лица. Воспоминания. Описываются обычные боевые будни. Которые отличаются разве что тем, что остро чувствуется долгожданная победа. И среди солдат начинают появляться «психи», тщательно высматривающие в каждом немце спрятавшегося Гитлера.
«О старушке мы не говорим. О лейтенанте-артиллеристе тоже. Какой смысл? Чего болтать? Мы вообще всё меньше и меньше разговариваем... И ведь каждый день! Каждый день что-нибудь да случается!»
Это маленькая повесть очень живая и сильная. Но не в том смысле, что движухи много, философских размышлений и описания чувств. Поверьте, эта «повесть написанная ночами» гениально просто и достоверно рассказывает о людях прошедших смертный путь и победивших.
«Когда же наконец всё кончилось, мы разошлись по домам и сказали себе: «Победили в боях, победим и в труде!». И мы побеждали».
Невозможно жаль этих мальчишек и невозможно не гордится ими. Благодаря им мы и живём.
Про автора практически никакой официальной информации нет. Хотя написана повесть, как и предыдущая через много лет после войны. В 1984 г.
С Днём Победы, друзья! С Днём Великой Победы!
Не забывайте тех, кто имел мужество не только сражаться за Родину, но и мужество жить дальше. Ведь это они, часто покалеченные телом и душой сумели возродить разрушенное и дали жизнь нам — продолжателям, потомкам.