Сколько лет горит холм Янардаг, никто не знает. Как минимум тысячу. А то и две. Просто горит земля и все. И не дождь, не снег, не ветер ничего не могут сделать. Таких горящих участков земли на Апшероне в своё время было множество. Огонь, вырывающийся из земли или моря на десятки метров, должен был сильно воздействовать на психику людей. Тем более, людей огню поклоняющихся. Человечество было одновременно напугано и очаровано магией огня.
Когда-то, в VII–VI вв. до н.э, в том числе и на этих территориях, зародился зороастризм, одна из первых мировых религий. Зороастрийцы поклонялись огню, считая его символом божественной силы. Почитание огня, особое отношение к собакам, белые одежды и праздник Навруз – лишь немногие из традиций, за которыми скрыта целая история и целый мир зороастрийцев. Верующие- почитатели бога Ахура-Мазды. Ахура-Мазда главный и самый могущественный, владыка порядочности и справедливости. Доброму и справедливому богу – Ахура-Мазде противостоит злой дух, его злейший враг и соперник Ахриман- демон тьмы, лжи и разрушения. Каждый человек в жизни вольно или невольно следует за тем или иным богом. В конце концов, в противостоянии, Ахура-Мазда выиграет великую битву и уничтожит зло. Посланником бога на земле зороастрийцы признавали пророка, известного как Зороастр (на греческом языке) или Заратустра (на персидском языке). Ницше посвятил ему одну из своих известнейших вещей – «Так говорил Заратустра».По преданию, Зороастр погиб уже в старости, насильственной смертью – якобы его заколол кинжалом жрец-язычник, завидовавший его славе. У верующих имеется и свое священное писание – книга, под названием Авеста.
Распространенная Зороастром религия сохранялась в чистоте в течение трехсот лет, пока не пришел Александр Македонский. Он уничтожил Иранское государство, потушил огни в храмах и сжег Авесту, написанную рукой Заратустры. Его воины разграбили множество храмов огня. Именно поэтому в позднейших зороастрийских произведениях и документах Александр предстаёт равным самому духу зла Ахриману.
Апшеронский полуостров с его горящими холмами еще с глубокой древности был местом поклонения зороастрийцев. Там,в окружении природных огней, ещё до нашей эры был построен Храм Огнепоклонников.
На протяжении веков, мерцающее пламя внутри храма служило путеводным светом, ведущим паломников по пути к духовному просветлению. Поддерживал огонь жрец, одетый в белый халат, с белой тюбетейкой на голове. Чтобы дыхание не оскверняло священный огонь, на лице жреца была белая полумаска.
Многие столетия молились здесь долго и усердно. Храм просуществовал пока в эти места не пришел ислам, Зороастрийцы, начиная с VII в. н.э. постоянно подвергались гонениям и притеснениям со стороны правителей исламских государств. Наступало время пророка Мухаммада и его преемников. Многие зороастрийцы бегут в Индию, где их потомки становятся парсами — малочисленной религиозной группой.
Зороастрийцы ушли и постепенно про Храм Огня все забыли. Но не навечно…
В 15-16 в. крепкие торговые связи связали Индию и Ширван. Индуистские брахманиты и персидские зороастрийцы узнали от купцов, везущих товары по Великому Шелковому пути о мистической стране, где пламя, вырывалось из самой земли. Заинтригованные этим явлением, около пятидесяти паломников из Индии отправились в путешествие в Азербайджан. Потрясенные и вдохновленные необыкновенным зрелищем, они решили построить новый храм на старом месте. Храм получил название Атешгах, что в переводе означает "Дом огня". Вот такая сила веры. Узнали, приехали за многие тысячи километров и построили.
С 1713 году храм начинает использоваться как святилище индусов
В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. Главная святыня храма - четырёхугольный алтарь огня, окружённый каменными стенами. В центре алтаря всегда горит вечный огонь. Огонь зажигают и в четырёх расположенных по углам дымоходов. Например, эти дымоходы горят ярким пламенем в канун праздника Навруз-байрам.
По периметру пятиугольного двора расположены бывшие кельи огнепоклонников,единственным удобством в которых был газовый очаг посредине каменного пола и дымовое отверстие в каменном же потолке, над огнем. Всего 26 келий. И в каждой можно увидеть различные сцены из тогдашней жизни или предметы быта.
Паломники Храма жили за счёт пожертвований индийских купцов. Купцы приезжали из далекой Индии, чтобы поклониться священному для них огню, Они не отличались особой набожностью и часто обращались к мыслям о религии лишь в трудные времена. За молитвы паломников купцы щедро вознаграждали тех, кто обитал в Храме. Однако сами люди, жившие в храме, не питали никакого интереса к накоплению богатства.
Больше всего впечатляет каким истязаниям себя подвергали здешние обитатели. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела. Истязая свою плоть они надеялись улучшить карму.
Есть тут и индуистские символы. Изображение индийского божества Ганеша. Это один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона, бог мудрости и благополучия.
Это Натараджа — образ танцующего Шивы.
С конца 19 века в Баку пришла нефтяная промышленность. Нефтяные вышки, нефтекачки вырастали буквально на каждом шагу. И чудесные огни Апшерона стали пропадать, вытесняемые технической цивилизацией. Построенный рядом завод по добыче нефти постепенно ослабил выходящий огонь Атешгях.
Второй храм Атешгях просуществовал до 1880 года. В этом году умер последний монах, а новых служителей уже не нашлось. Окончательно огни храма погасли 6 января 1902 года. А в 1922 года храм огня Атешгях был официально закрыт Советской властью как вредное оккультное заведение и 40 лет использовался под склад.
В третий раз зороастрийский храм огнепоклонников Атешгях возродился в 1975 году уже как музей. А огонь сюда подвели уже искусственным путем. До сих пор Атешгях посещают индийские парсы и зороастрийцы из Ирана, которые проводят здесь свои религиозные службы с согласия руководства музея.
А мы вернемся к горящей горе Янардаг - единственной «горящей горе» оставшейся в этих землях. Постоянный ветер на Апшероне придает пламени причудливые формы и усиливает таинственность и красоту этого природного явления.
Особенно красив Янардаг в сумерках, когда красно-желтые цветы пламени переливаются с темно-синими тонами неба. Уезжали мы на закате. Гора ярко горела на фоне темнеющего неба...