Центральный музей Тавриды отмечает 103-летие и вспоминает ценные приобретения и невосполнимые потери за период своей непростой истории. О том, как создавалась и утрачивались коллекции не только по причине войн и поствоенного лихолетья, но и по прихоти киевских властей – с передачей Крыма Украинской ССР, в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Центральный музей Тавриды отмечает 103-летие и вспоминает ценные приобретения и невосполнимые потери за период своей непростой истории. О том, как создавалась и утрачивались коллекции не только по причине войн и поствоенного лихолетья, но и по прихоти киевских властей – с передачей Крыма Украинской ССР, в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Как закалялся музей
Центральный музей Тарвиды был основан по окончании Гражданской войны, 8 мая 1921 года. Появился он в результате объединения двух музеев, созданных еще во времена Российской империи, рассказал Мальгин.
Первый создавался при Таврической ученой архивной комиссии в Симферополе в далеком 1887-м. Сюда члены общества и все, кто занимался раскопками и историей Крыма, передавали находки, в том числе археологические. Второй основало в 1899 году Таврическое губернское земство, и собирались здесь артефакты, связанные с естественнонаучными богатствами Крыма, его природой.
Во время Гражданской войны было утрачено большое количество разного рода артефактов. В Крыму это было тоже очень заметно, говорит специалист.
"С другой стороны, в это время в Крыму скапливается большое количество представителей столичной интеллигенции: Московской, Петербургской, Киевской. Спасаясь от бедствий гражданской войны, они сыграли большую роль в сохранении многих памятников, в особенности архивов", – рассказал Мальгин.
С появлением областного Комитета по делам музеев и охране памятников старины, искусства, природы и народного быта (Крымохрис) удалось спасти от уничтожения многие богатства на Южном берегу Крыма и в Симферополе. В частности, мебельные гарнитуры из дворцов и дач, многие из которых уходили на растопку печей домов в близлежащих районах, отметил эксперт.
"Но потом началась другая волна бедствия. Молодому советскому государству не хватало денег для индустриализации, а нужно было как-то жить, покупать продовольствие. Тогда стали продавать наиболее ценные вещи, не только в Крыму. Они были проданы на Запад за золото, а иногда и за прямые поставки продовольствия", – сказал Мальгин.
И сегодня "многие музеи Европы имеют предметы из русских коллекций, поступившие вот таким образом" в то непростое время, добавил он. Деятелям музейного дела в Крыму пришлось тогда немало побороться за то, чтобы что-то осталось, и это удалось. Музей стал вновь пополняться артефактами.
Но потом была Великая Отечественная война, а с ней – утрата более 20 тысяч ценных предметов: объектов нумизматики, ювелирного искусства и этнографии. Их пытались спасти, вывезли на Кавказ, но на станции в Армавире эшелон попал под немецкий авиационный обстрел, и "практически все погибло", рассказал специалист.
"Мы думали, что вообще все погибло. Но в 2014 году сотрудник Армавирского краеведческого музея прислал нам фотографию одного экспоната, который сохранился. Это был задний барельеф с памятника Екатерине II в Симферополе", – сказал Мальгин.
В послевоенное время жалобы сотрудников музея областному руководству на нехватку места закончились тем, что в 1950-1051 годах все "лишние" предметы раздали другим музеям и научным учреждениям формировавшейся тогда Крымской академии наук.
"В десять раз уменьшилась коллекция и изменилась сама ее структура. Если раньше это был естественнонаучный музей, то потом тема археологии и истории стала преобладающей", – сказал Мальгин.
Украинский след
Но если предыдущие потери ценностей были связаны с войнами и послевоенной неустроенностью, то две последующие крупные утраты коллекций Центрального музея Тавриды имеют отношение к деятельности украинских властей в Киеве в мирное время.
Причем первая произошла в связи с передачей Крыма от России советской Украине. А вторая – с его выходом из независимой Украины и воссоединением с Россией.
По словам Мальгина, первая большая конфискация случилась в начале 1960-х. Тогда Крым стал частью Украинской ССР. Началось строительство Каховской ГЭС, огромных агросистем на юге Украины, каналов, водохранилищ. В процессе этих работ были сделаны превосходные находки: раскопаны Скифские курганы с удивительными экспонатами. И киевское республиканское руководство решило: "А давайте покажем народу, что у нас есть", вспоминает специалист.
"Но мало того, что решили показать то, что нашли новое. Не нашли ничего лучше, как забрать все золото, которое было в региональных музеях, и свезти в Киев. И наш музей тогда лишился больше чем 300 экспонатов из золота и серебра. Археология, нумизматика – все было "подчищено" практически под ноль", – рассказал Мальгин.
В итоге к 1991 году "брать в музее уже особенно было нечего", добавил он. Но и на этот раз закаленный в невзгодах музей не исчез – пополнение его коллекции продолжилось. До тех пор, пока у украинских властей, на этот раз уже совершенно не дружественной Украины, не созрел план его очередного ограбления, поддержанный "партнерами" Киева в Европе.
Речь о скифском золоте и попытке четырех музеев Крыма, в том числе Центрального музея Тавриды, вернуть коллекцию из 2 тысяч предметов, переданную в страны ЕС на выставку более десяти лет назад.
"Мы подверглись, я надеюсь, в последний раз в своей истории, ограблению, когда по требованию украинской стороны Университет Амстердама не вернул нам часть коллекции, которую мы повезли в Германию, а потом в Голландию. К сожалению, судебная система Европейского союза оказалась не на высоте, было принято несправедливое решение. И пока эти предметы не у нас, но мы надеемся на их возвращение к нам, в родные пенаты", – сказал Мальгин.
По его словам, сейчас коллекция Центрального музея Тавриды насчитывает около 140 тысяч экспонатов и является одной из крупнейших и интереснейших коллекций в Крыму.
"Она позволяет нам рассказать и показать различные аспекты истории и природы Крыма. А музейные истории очень долгие и создают "ткань" нашей жизни. Ничего не пропадает", – заметил историк.
Он также выразил надежду на то, что большие реставрационные работы, которые ведутся сейчас в музеях Крыма при поддержке правительства России, продолжатся, и музейное дело в республике будет только развиваться.
Читайте также на РИА Новости Крым:
Музеи Крыма пожаловались в ЕСПЧ из-за передачи скифского золота Украине
Новый музей Крымской железной дороги открыли в Симферополе
Проигрывали в казино: как находки археологов из Крыма находили на западе