18 апреля 2024 года я решил послушать один из своих самых любимых альбомов The Allman Brothers Band - "Brothers and Sisters". Решил послушать без какого-либо повода, просто потому, что так велела душа. Поставив пластинку, я как всегда стал наслаждаться великолепными соло гитариста Дики Беттса, которые показались мне в этот раз по-особому воздушными, источающими теплый солнечный свет. Спустя несколько дней, уже слушая альбом "Eat a Peach", я решил залезть в Википедию и посмотреть, как у Беттса дела, так как помнил, что он один из последних оставшихся в живых участников группы. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в тот самый день - 18 апреля - Дики Беттс умер. Музыканту было 80 лет.
О его смерти не писали крупные издания – по крайней мере, в России. О ней не высказывались медийные лица, особенно те, кто связан с музыкой. О ней не упоминали в новостях. Складывается впечатление, что это событие осталось практически незамеченным. Между тем ушел из жизни один из величайших гитаристов всех времен, и это тот случай, когда довольно затертое слово "величайший" как никогда уместно. Журнал Rolling Stone включил Ричарда Беттса в список ста лучших гитаристов за всю историю, однако даже не это доказательство его таланта. Достаточно просто послушать ту музыку, что исполнял Беттс.
The Allman Brothers Band – наверное, самая американская группа из всех. Сочетавшая в своем творчестве элементы блюза, джаза, рока и кантри, она стояла у истоков так называемого южного рока – особого поджанра рок-н-ролла, ориентированного на корневое звучание. Но, несмотря на всю укорененность в американской культуре, "Группа Братьев Оллман" выходила за рамки традиционной для южных штатов музыки, став, как и сам рок-н-ролл, общемировым достоянием. Являясь сооснователем коллектива, Дики Беттс был с ним с самого начала и, вопреки всем невзгодам, что свалились на группу, остался с ней почти до самого конца. И вот один из последних Братьев умер.
Конечно, Беттс приходился остальным участникам группы скорее братом по духу. Костяк The Allman Brothers Band составляли двое настоящих братьев – Грегг и Дуэйн Оллманы, в тени которых Ричард находился первые годы существования коллектива. В то время как Грегг выступал основным автором песен, Дуэйн был главной звездой на сцене. Прежде всего The Allman Brothers Band славились своими живыми выступлениями, во время которых Дуэйн, превосходно владевший техникой слайда, выдавал невероятные гитарные пассажи. Затмить его во время исполнения длинных импровизационных соло было практически невозможно. Однако сам Дуэйн говорил о себе следующее: "Я знаменитый гитарист, а Дики – хороший". В этом музыкант явно поскромничал, так как еще при жизни был признан выдающимся рок-исполнителем (например, его пригласил играть на одном из своих альбомов Эрик Клэптон), а в том же рейтинге Rolling Stone был вообще помещен значительно выше Беттса. Но доля истины в его словах определенно есть.
Дики Беттс никогда не был обычным ритм-гитаристом, чья задача заключается в поддержании общего звучания во время исполнения лидирующей партии. Он был вторым лид-гитаристом. Его гитара постоянно вступала в диалог с гитарой Дуэйна, переплетаясь с ней и сливаясь в унисон. Задолго до Дона Фелдера и Джо Уолша из Eagles и К. К. Даунинга и Гленна Типтона из Judas Priest Беттс ввел понятие гитарного дуэта и, по сути, выступил революционером рок-музыки, поскольку до него играть подобным образом было не принято. Поэтому не столь очевидно, кто именно являлся главным гитаристом в The Allman Brothers Band.
Ярче всего гитарное взаимодействие Дики Беттса и Дуэйна Оллмана проявилось на самом знаменитом альбоме группы – концертной записи "At Fillmore East". На протяжении всего выступления музыканты демонстрируют все грани своего мастерства: партии их инструментов звучат отдельно друг от друга, образуя контрапункт, но в кульминационные моменты объединяются вместе и создают невероятной красоты гармонию. При этом и Оллман, и Беттс по очереди исполняют гитарные соло, которые позволяют насладиться индивидуальной техникой каждого. Если манера игры Дуэйна несколько резкая и эксцентричная, что соответствовало его тяге к адреналину в жизни, то для Дики характерна большая плавность и мягкость звучания, лаконичность и точность фразировок.
Впрочем, Беттс был не только великолепным исполнителем, но и незаурядным автором. Первое время музыкант действительно не проявлял особого стремления к сочинительству, но уже на втором альбоме группы "Idlewild South" заявил о себе как о композиторе. Пластинка начинается с его авторского дебюта – вдохновленной госпелом "Revival". Закрывает первую сторону – "In Memory of Elizabeth Reed", семиминутная джазовая пьеса с мелодичным гитарным двухголосием, меняющимся темпом и пронзительными соло.
К сожалению, выйти в группе на первый план Дики Беттса заставило не только собственное желание, но и трагичные внешние обстоятельства. 29 октября 1971 года Дуэйн Оллман погиб в мотоциклетной аварии. Успев записать всего несколько песен для грядущего альбома, он ушел из жизни во время разгара студийной работы коллектива, в результате чего Беттсу пришлось в срочном порядке брать его функции на себя. Так, в открывающей песне альбома "Eat a Peach", вышедшего для Дуэйна посмертно, можно услышать, как Дики играет на привычной для его коллеги и друга слайд-гитаре.
Впоследствии в группу приглашались различные вторые гитаристы, но ни один из них не смог заменить Оллмана, и отныне именно Беттс стал центральным звеном в The Allman Brothers Band. Как нельзя кстати на этот же период пришелся пик его творческой активности. По словам Грегга, после смерти Дуэйна Дики старался сочинять каждый день, что привело к появлению самых разноплановых композиций в репертуаре группы. На том же альбоме "Eat a Peach" находится одно из самых сложных в музыкальном плане произведений коллектива – "Les Brers in A Minor", по своему звучанию тяготеющее не к южному, а прогрессивному року образца King Crimson.
В то же время Беттс оставался верен себе и сочинял традиционные для Allman Brothers песни с уклоном в любимое им кантри, как, например, "Blue Sky". Эта композиция примечательна не только своим безупречным соло, вошедшим в число лучших гитарных работ Беттса, но и довольно интересной лирикой. Музыкант посвятил ее своей тогдашней возлюбленной и выразил любовь к ней через сравнение девушки с прекрасным летним пейзажем: голубым небом, ярким солнцем и серебристой рекой.
Именно в период главенства Беттса The Allman Brothers Band оказалась в зените славы, чему не смогла помешать даже трагическая смерть еще одного ее участника – басиста Берри Оукли, который год спустя после гибели Оллмана точно так же разбился на мотоцикле, причем практически на том же месте. На вышедшем в 1973 году альбоме "Brothers and Sisters", большую часть которого Дики сочинил единолично, содержатся наиболее узнаваемые композиции группы – "Ramblin' Man" и "Jessica". Обе позволяют в очередной раз убедиться в уникальности композиторского мышления Беттса. "Ramblin' Man", несмотря на свою поп-ориентированность, пестрит каскадами гитарных соло, а "Jessica" представляет собой настоящую сюиту с запоминающейся главной темой и динамически развивающейся структурой.
Хотя можно сколько угодно восхищаться авторским талантом Беттса, но прежде всего стоит сказать одно: от всех его песен исходит особый внутренний свет, который и делает их такими притягательными. Дики Беттс всегда умел исполнить даже самый сложный музыкальный материал с необыкновенным чувством легкости и свободы, вложив в него максимум душевного тепла. Это особенно заметно в его сольных работах, при создании которых музыкант не был ограничен участниками The Allman Brothers Band.
В 1974 году Беттс выпустил свой первый самостоятельный альбом под названием "Highway Call". На нем он еще больше погрузился в кантри, записав несколько пасторальных песен в сопровождении стил-гитары, банджо и мандолины. Однако на вторую сторону пластинки музыкант поместил нечто необычное – четырнадцатиминутный кантри-джем "Hand Picked", во время записи которого дал волю своей тяге к импровизации. Вместе с соло на скрипке и пианино, в композиции звучит порядка четырех сольных партий на гитаре, сыгранных в манере Джанго Рейнхардта. И в этом инструментале заключена вся суть творчества Дики Беттса. Несмотря на столь внушительную продолжительность и насыщенность различными мелодиями, "Hand Picked" воспринимается настолько органичной и "живой", что ее можно слушать бесконечно.
Обычно музыканты, занимающиеся сторонними проектами, не могут достичь уровня звучания своих основных групп, но в случае с Дики Беттсом это не совсем так. Разумеется, профессионализм The Allman Brothers Band, даже не в их золотые годы, был значительно выше, чем у большинства когда-либо существовавших коллективов. Однако, начав строить сольную карьеру, Беттс сумел сохранить тот дух, что был присущ "Группе Братьев Оллман". В то время как она переживала не лучшие времена, его новый коллектив Dickey Betts & Great Southern стал истинным хранителем традиций южного рока. Более того, он заиграл с такой энергией и задором, которые сама The Allman Brothers Band давно растеряла.
При этом музыкант периодически возвращался к "Оллманам" и записывал с ними достойные альбомы, но в силу разных причин коллектив больше не представлял собой единое целое. В 2000 году Беттса и вовсе исключили из него за злоупотребление запрещенными веществами, что, впрочем, было уже не столь важно – гитарист и так сыграл ключевую роль в формировании звучания группы и вместе с ней навсегда вошел в историю.
Без Дики Беттса The Allman Brothers Band просуществовала до 2014 года, после чего распалась. Окончательную точку в истории коллектива поставила смерть его ветеранов Грегга Оллмана и барабанщика Бутча Тракса в 2017 году. Таким образом, после ухода Беттса единственным живым участником классического состава группы остался второй барабанщик Джей Йоханни Йохансон. Однако, несмотря на то, что история The Allman Brothers Band – сплошная череда трагических потерь, смерть Дики Беттса лишена какого-либо трагизма. В отличие от Дуэйна Оллмана и Берри Оукли, он прожил долгую и насыщенную жизнь и успел дать миру все, что мог. Беттс буквально жил музыкой и почти до последних дней оставался на сцене. Просто сейчас он вновь воссоединился со своей главной группой, и их джем продолжился.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: