На западе Северной Америки длинной грядой растянулись Кордильеры - наиболее протяженная горная система мира, поражающая, помимо этого, своей величественной красотой. Их заснеженные хребты на территории Канады и США зовутся Скалистыми горами (Rocky Mountains) и являются предметом национальной гордости для обеих стран - статные, независимые и невозмутимые, они словно олицетворяют первоначальные идеалы отцов-пилигримов.
Вообще, если откинуть политическую сторону вопроса, природа Америки действительно завораживает. Как и в России, на ее территории можно найти всё: от пустынных равнин и степей до густых лесов и кристально чистых озер. Недаром природу США воспевало такое количество разных музыкантов. Но навсегда отдал ей сердце, в частности Скалистым горам, пожалуй, только один человек - знаменитый американский фолк-певец Джон Денвер.
Полюбить природу ему помогла сама жизнь. Будучи сыном военного, Генри Джон Дойчендорф-младший (настоящее имя музыканта) с самого детства постоянно переезжал с места на место и не понаслышке знал о невероятном разнообразии ландшафтов своей страны. Видимо уже тогда он особенно проникся живописностью Колорадо. Родившись в городе Розуэлл, Нью-Мексико, Джон почти всю дальнейшую жизнь прожил в колорадском Аспене и даже взял фамилию в честь столицы своего любимого штата - Денвер.
"Лучики солнца, пробивающиеся сквозь сосну,
Вкус теплого зимнего вина,
Тихо падающий снег во сне,
Золотая зима,
Сияние Аспена".
Впрочем, еще одной его страстью - и не менее сильной - была музыка. Получив от бабушки свою первую гитару в 11 лет, Джон впредь не расставался с данным инструментом - в прямом и переносном смысле (на видео ниже музыкант играет на том самом подаренном Gibson`е 1910 года).
Повзрослев, Джон начал делать свои первые шаги на сцене, выступая в различных фолк-клубах и в составе групп Техасского университета, где он на тот момент обучался. Правда, вскоре Денвер бросил учебу и уехал в Лос-Анджелес, где после некоторых метаний принял окончательное решение заняться сольной карьерой.
Первое время значительную долю репертуара Денвера составляли каверы - прежде всего на песни The Beatles. И надо сказать, его версии получались весьма достойными, по уровню исполнения не уступавшие битловским.
Как явный мелодист Джон в основном обращался к творчеству Пола Маккартни, но многое перенял он и от Джона Леннона, в частности его политический активизм. Так, на своем дебютном альбоме 1969 года он прошелся по всей администрации Ричарда Никсона (Денвер был демократом), посвятив его вице-президенту Спиро Агнью 15-секундную балладу (авторства Тома Пакстона), в которой заявил об отсутствии каких-либо заслуг политика.
Самого же Никсона Денвер не удостоил даже словами, отведя ему 4 секунды тишины под названием "The Ballad of Richard Nixon".
- Несколькими годами позже Леннон запишет точно такую же беззвучную композицию, в его понимании представляющую уже "Международный гимн Нутопии":
Но и как самостоятельному автору Денверу было что сказать. Его чувственные баллады, посвященные великолепию природы, любви и мимолетным жизненным радостям, исполняемые под простой аккомпанемент акустической гитары, быстро полюбились слушателям и стали перепеваться другими музыкантами вроде известного фолк-трио "Питер, Пол и Мэри". Сам Джон тоже скоро начал появляться в хит-парадах, а в 1971 году, всего через два года после старта сольной карьеры, и вовсе совершил прорыв, выпустив, как многие считают, свой лучший альбом "Poems, Prayers & Promises".
Поэтичная и проникновенная, пластинка содержала многие важные композиции для музыканта: "Poems, Prayers and Promises", "I Guess He'd Rather Be in Colorado", "Sunshine On My Shoulders".
Но в основном успех альбома был обеспечен его главным хитом - песней "Take Me Home, Country Roads", впоследствии ставшей наиболее популярной и узнаваемой у Денвера. В ней музыкант поделился впечатлениями от путешествия по Западной Вирджинии - так, что данный штат признал ее одной из своих официальных песен. То же самое, только с другой композицией, разумеется, сделал и Колорадо.
В 1972 году вышел еще один знаковый альбом певца - "Rocky Mountain High". На нем Джон, уже никак не сдерживая любовь к родным краям, наконец воздал должное своему главному месту силы - Скалистым горам, во всех красках описав их в одноименной песне:
"Он взбирался на соборные горы,
Он видел внизу серебристые облака,
Он видел все настолько далеко, насколько только можно видеть.
Говорят, однажды он сошел с ума
И попытался дотронуться до солнца,
И он потерял друга, но сохранил память о нем.
Теперь он гуляет в тихом одиночестве
По лесам и ручьям,
Ища благодати в каждом своем шаге.
Его взгляд обратился внутрь
Себя, чтобы попытаться понять
Безмятежность чистого голубого горного озера.
И высокие Скалистые горы Колорадо,
Я видел огненный дождь в небе,
Ты можешь говорить с Богом и услышать знакомый ответ
Высокие Скалистые горы,
Высокие Скалистые горы".
Восторженность Денвера от поражающих воображение красот природы была настолько сильной, что "Rocky Mountain High" даже обвинили в пропаганде наркотиков, так как слово "high" в названии может трактоваться и как "кайф". Но подобного умысла у Джона, естественно, не было: сам он объяснял, что использовал "high" лишь для того, чтобы передать чувство покоя, торжества жизни и единения с друзьями, которое он испытывал, совершая настоящие туристические походы в горы Колорадо.
Подобным мечтательно-созерцательным настроением проникнута вся пластинка. Заканчивается она небольшими тематическими зарисовками, а-ля Вивальди посвященными временам года: "Лето", "Осень", "Зима", "Поздняя Зима, Ранняя Весна (Когда Все Едут в Мексику)", "Весна"...
Впрочем, Джон Денвер относился к природе не только как сторонний наблюдатель. Музыкант был еще известен и как ее активный защитник, участник многих экологических проектов.
В 1976 году в целях продвижения идей устойчивого развития певец основал благотворительный фонд Windstar Foundation. В 80-х он яро выступал против бурения нефтяных скважин в Арктическом национальном заповеднике, а в 1992-м создал фонд под названием Plant-It 2000 (в дальнейшем - Plant-It 2022), занимающийся посадкой деревьев по всему миру.
Манифестом природоохранной деятельности Денвера можно назвать его песню "Calypso", посвященную одноименному кораблю знаменитого французского океанографа Жак-Ива Кусто.
В 1986 году Джон тяжело переживал трагедию на Чернобыльской АЭС, после чего принял решение дать благотворительный концерт в Киеве в пользу жертв катастрофы. До этого он уже выступал в Советском Союзе (став первым американским исполнителем, посетившим с данной целью СССР более чем за 10 лет), однако теперь организовал поистине беспрецедентный тур по многим странам соц-блока.
Во время киевского выступления музыкант обратился к зрителям:
"Я хочу, чтобы все знали, что я уважаю и люблю советских людей. Для меня очень важно быть здесь, в Советском Союзе, и петь для вас, и не просто петь, а делиться с вами моей музыкой. Я хочу, чтобы все знали, что я испытываю огромное уважение к жителям Киева и жителям Чернобыля — я уважаю их смелость, их мужество".
Двумя годами ранее Денвер также побывал в Ленинграде и после посещения Пискарёвского кладбища, на котором захоронены жертвы блокады, написал антивоенную песню "Let Us Begin (What Are We Making Weapons For?)", позже исполненную на одной сцене с Александром Градским.
Не меньше занимала музыканта и гуманитарная деятельность, в основном - помощь голодающим. Джон активно жертвовал деньги в соответствующие благотворительные фонды и лично посещал некоторые африканские страны, чтобы обсудить с их лидерами вопрос борьбы с голодом.
Во многом именно поэтому музыкальная карьера для него в какой-то момент отошла на второй план. С начала 80-х Денвер стал реже выпускать альбомы, вместо этого занимаясь вышеназванной общественной деятельностью, а также снимаясь в кино и появляясь на телевидении. Хотя о своем главном деле певец, конечно же, не забыл. Джон не ограничивался одним лишь фолком и постоянно обогащал песни чем-то новым: например, помимо гитары, он отлично играл на скрипке и привносил в свою музыку элементы кантри.
Пик карьеры Денвера пришелся на 70-е годы. Несмотря на то что критики относились к нему довольно сдержанно, Джон сумел покорить сердца многих слушателей, причем не только американских, но и зарубежных, в том числе японских. Подобной любви он был обязан прежде всего своей душевной, поднимающей настроение музыке и, безусловно, светлому позитивному образу: неизменная улыбка, простая незатейливая одежда, большие "бабушкины" очки...
В результате этого Денвер стал одним из самых популярных исполнителей акустической музыки 70-х, самым коммерчески успешным сольным фолк-музыкантом за всю историю жанра и одним из наиболее обожаемых артистов своего времени.
Жаль только, что эта замечательная история - с грустным концом. Большой любитель гор и необозримых высот, Джон Денвер даже расстался с жизнью высоко в небе.
Одним из любимейших увлечений певца являлось пилотирование самолетов. Научил его летать еще в середине 70-х отец, пилот ВВС США, и с тех пор Денвер, будучи тонкой романтичной натурой, регулярно взмывал к облакам, любуясь открывающимися с огромной высоты видами и наслаждаясь магией полета. Более чем за 20 лет Джон успел налетать около 2 700 часов. Таким образом, он был достаточно опытным пилотом. Но, как это часто бывает, подвели его банальная неосторожность и случайное стечение обстоятельств.
12 октября 1997 года Денвер решил немного полетать над заливом Монтерей - особенно живописным местом, где ровно тридцать лет назад проходил знаменитый музыкальный фестиваль и всеми красками цвело Лето любви. Только выбрал он для этого свой новый, недавно приобретенный самолет Rutan Long-EZ. Именно это решение и стало для музыканта роковым.
Дело в том, что данный самолет был любительской сборки и к тому же отличался нетипичной конструкцией. Так, рычаг переключателя топливных баков в нем находился в неудобном для пилота месте, за его левым плечом, в связи с чем до него было непросто дотянуться. В результате, когда во время полета у Джона стало заканчиваться горючее (индикатор уровня топлива также располагался у него за спиной), певец не смог вовремя сменить баки и, устремившись вниз, точно Икар, попытавшийся достичь солнца, рухнул в воду.
Смерть Денвера наступила мгновенно. На момент гибели ему было всего 53 года. Самое обидное, что к тому времени он и не думал завязывать со всей своей активностью - как творческой, так и общественной. Музыкант был как никогда полон энергии, а впереди его ждали новые проекты, призванные сделать этот мир чуточку лучше. Как писал Булгаков, иногда человек внезапно смертен, но порой это происходит чересчур неожиданным и нелепым образом...
Впрочем, у нас осталось наследие Джона, а вместо него продолжило жить его дело. Сам же Денвер наконец обрел тот покой, что искал, и полностью слился с так любимой им природой.
Его прах был развеян над Скалистыми горами.
Читайте также: