И обоим мы благодарны! Петру Великому - за создание первого в России музея, а нашему Петечке - за то, что долго боролся со стереотипами о кунсткамере в головах взрослых, убеждая, что туда стоит идти. Ведь что мы с мужем думали об этом месте? Что после того, как из кунсткамеры выделили зоологический, этнографический и минералогический музеи, там остались только анатомические залы, где показаны младенцы и животные с патологиями. Муж даже был в кунсткамере в детстве и вспоминает эту смесь интереса и отвращения, причём, отвращение в итоге победило. Все знакомые, побывавшие там, отзывались примерно в этом же ключе. Ладно, людям свойственно фиксироваться на том, что вызывает самые сильные эмоции. Но и все наши детские книги и путеводители были на этом зациклены, вещая о том, что в кунсткамере немало жутких экспонатов. Зачем же идти в такое место, учитывая, сколько прекрасных музеев есть в Петербурге?
Но Петя был упорен, он даже на неделе перед отъездом делал доклад про кунсткамеру на окружающем мире, хотя он в ней не бывал, мог же выбрать из огромного количества других музеев, где был, но таким образом ребёнок продолжал нам сигнализировать ))) Мы сдались и купили билеты, как и со всеми остальными популярными музеями Петербурга, в праздники это надо делать сильно заранее.
Кунсткамера - это самый первый музей в России. Пётр Первый во время путешествия по Европе, пришёл в восторг от кунсткамер Германии. В комнатах/кабинетах искусства (дословный перевод) собиралось все, что способно было удивить почтенную публику. Энергичный молодой царь с азартом принялся скупать диковины везде, где бывал, чтобы создать подобный музей в России. Чучела удивительных зверей (помните анаконду из зоологического), минералы, редкие книги, огромный глобус-планетарий сначала заполнили Летний дворец. Потом места стало катастрофически мало, кунсткамеру перенесли в Кикины палаты. Тогда ради популяризации этого музея Пётр не только повелел не брать с посетителей денег, но и придумал угощать всех, интересующихся наукой (пряники, кофе и даже кое-что покрепче).
Экспонаты стали привозить и из разных уголков России, целых 16 лет в кунсткамере обитал живой экспонат - карлик Фёдор Игнатьев (рост его был 1,26 м). Тут и Кикины палаты стали малы, пришлось возвести отдельное здание на Васильевском острове, куда мы все до сих пор и приходим. Со временем и этого стало мало, плюс с развитием музейного дела и систематизации коллекций из кунсткамеры были выделены в отдельные те музеи, которые я упоминала выше.
Кунсткамера встретила нас очередями и толпами, как и все остальные музеи больших городов в праздники. Экскурсию в этот раз мы не брали. По залам и без этого почти невозможно перемещаться, но индивидуально хоть есть возможность вернуться и что-то посмотреть более пристально, задержаться и т.д.
Сейчас - это богатейший антропологический и этнографический музей, где можно удивиться и восхититься культурно-историческому многообразию народов Африки, Америки, Азии.
Костюмы, быт, традиции, искусство. Любознательного ребёнка сюда только приведи - от вопросов не отобьёшься.
У монгольских шахмат - другие фигуры. Аналог слона - верблюд; ферзя - тигр, лев, барс, собака; ладьи - повозка, юрта и т.д.
Вот загадочные айны - японский народ, который древнее египтян. Мужчины обязательно носили длинные бороды. Женщинам раньше делали зверские татуировки вокруг рта в виде усов (надрезали кожу и засыпали в рану золу). Последняя татуированная айнская женщина yмеpлa в 1989 году.
А вот традиционные игрушки афганских девочек - обязательно должна быть одна кукла размером с настоящего младенца и все атрибуты, чтобы девочка сразу училась ухаживать за детьми.
В японском зале можно провести час и больше, если изучать все-все детали. Есть макеты домов японских крестьян разной степени зажиточности, только японскому театру посвящено несколько витрин.
Залы Африки привлекают необычными божествами, скульптурами-оберегами, масками.
Петю больше всего поразила эфиопская живопись, он отказывался верить, что это не в России нарисовано. С XVI века и до конца XIX история эфиопской живописи связана с живописью именно церковной.
Параллельно не устаёшь восхищаться самими залами - лепнина, люстры, шкафы - все это создаёт атмосферу настоящего музея с богатой историей.
Все, что связано с народами России, переехало в этнографический музей, но небольшая часть есть и здесь.
Ну и тот самый зал анатомического театра или кабинет Рюйша, где выставлены анатомические редкости.
Скелет Николя Буржуа - лакея Петра Первого. Император увидел гиганта ростом 2,27 м во время путешествия по Европе, привёз его в Россию, сделал своим выездным лакеем. А после ухода из жизни Николя в таком вот виде поселился в кунсткамере. Череп - не родной, свой пропал во время пожара 1747 года.
Младенцев я фотографировать не стала, зрелище это - не для слабонервных, Петя даже смотреть не стал. Действительно, раньше этих экспонатов было намного больше, теперь - одна витрина. Остальное убрали, чтобы освободить место для другого, и хорошо, на мой взгляд.
Ещё история кунсткамеры неразрывно связана с историей академии наук. Здесь воссоздан зал заседаний академии.
Плюс здесь есть отдельный музей Ломоносова, можно увидеть первую обсерваторию в России и восстановленный легендарный глобус, который тоже сгорел при пожаре в восемнадцатом веке. Но это уже - только с экскурсиями, которые формируются отдельно и заранее.
Я показала далеко не все. Выбирала самое яркое и показательное и писала текст три дня, правда, урывками. Надо обязательно посетить этот музей, чтобы понять его масштабы. Живя стереотипами о кунсткамере, сужая ее до кабинета Рюйша, я была тем самым персонажем басни Крылова, который слона-то и не приметил ))))
Любопытный
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Текст басни И. Крылова взят с https://www.culture.ru/poems/45017/lyubopytnyi?ysclid=lvy3rdvivn17483839
Брат кунсткамеры - зоологический музей