Найти тему

Музей театра и музыки

Недавно в комментариях мне написали, что Истомина была такаааая, а ещё другая балерина была этаааакая. Намекая на округлые формы, несовершенные ноги и другие недостатки. Мол не стройные и тонкие как сегодняшние. Хмммм....

А неандертальцы какие были? Задам я вопрос. А точно четыреста лет назад русские мужчины и женщины были такими как сегодня мы их видим? Ммм?

Музей театра и музыки
Музей театра и музыки

На разницу в фигурах и росте я впервые обратила внимание несколько лет назад в Литве на выставке женского костюма из коллекции бывшего ведущего Модного приговора. Потом было изучение истории искусств, авангард, предвосхитивший рево--ю. События, которые повлекли за собой изменение практически во всех сферах жизни. Давшие миру новые инструменты (синтезатор, например), новую пластику, новую моду. За внешними изменениями последовали и изменения тела, как следствие роста, веса, пропорций.

Танцевальная школа (Танцевальная Ея Императорского Величества школа) была открыта в 1738 году. Почти триста лет назад. За это время сформировалась школа со своими правилами, касающимися не только непосредственно танца, но и здоровья. Сам танец получил свое развитие. Посмотрите первые фильмы. Как там балерины делали арабеск и как сейчас.

Музей театра и музыки
Музей театра и музыки

Одно резюме из вышесказанного могу вывести. Несмотря на изменение пропорций, увеличения оптимального роста балерин, главным остается харизма. Личность самой танцовщицы (танцора). Личностью была и весьма невысокая Кшесинская, и Истомина, и Майя Плисецкая и сегодняшние Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

Собственно, харизма и в обычной жизни важней намного веса и роста. Но это уже другая история.

Надежда Багданофф. Портрет балерины.
Надежда Багданофф. Портрет балерины.

В концентрированном виде вся атрибутика, фотографии, портреты, одежда из спектаклей создают впечатление праздника. Праздника со своими ритуалами, обычаями, традициями. Взять хотя бы небольшие "визитки" с благодарностью, которые передавали после спектаклей артистам зрители.

О.Шлефохт в Балете "Морской разбойник". В.Тимм
О.Шлефохт в Балете "Морской разбойник". В.Тимм

Портреты балерин

Обратите внимание, балерины в корсете. И Шлефохт, и Кшесинская, и Багданфф. От корсетов отказались не так давно на радость танцорам.

Эскиз костюма Колоса для  Матильды Кшесинской.И.Всеволожский
Эскиз костюма Колоса для Матильды Кшесинской.И.Всеволожский

Кстати, Кшесинская на эскизе костюма очень забавно нарисована. Обратите внимание, какие харАктерные лица на эскизах.

Экскиз костюма к балету "Анафема".И.Калмыков
Экскиз костюма к балету "Анафема".И.Калмыков

Огромное количество экспонатов в музее ошеломляет, правда. Сюда словно попадаешь в большую квартиру с историей. Бродишь по комнатам, взгляд выхватывает то фотографию, то деталь. Но многое проходит мимо и требуется хозяин квартиры (экскурсовод), чтобы неспеша рассказал обо всем.

Костюмы к спектаклям
Костюмы к спектаклям

Большое количество костюмов было представлено на выставке "Первая позиция" в Манеже, я о ней писала. Но из здесь их достаточно. Экспозиция музея сравнима с выставкой в Манеже.

Костюмы к спектаклям
Костюмы к спектаклям

Музей театра и музыки
Музей театра и музыки

Портрет балерины Анны Павловой. А.Эберлинг
Портрет балерины Анны Павловой. А.Эберлинг

В частности на выставке в Манеже были представлены фотографии 18+ Тамары Карсавиной А.Эберлинга. За занавеской, разумеется.

Но не это интересно. Альфред Эберлинг сделал не только огромное количество портретов деятелей искусства, но и портреты наших вождей. Это портрет Ленина его руки был на купюрах и разных лет, в том числе в виде водяных знаков.

Портрет Т.Карсавиной в балете "Сильфида". С.Сорин
Портрет Т.Карсавиной в балете "Сильфида". С.Сорин

Но я отвлеклась.

Все, что я увидела в этом музее впечатлеяет. А для такого профана как я содержит в себе массу загадок. Ведь в отличие от живописи, я не копаю ежедневно информацию о театре и балете. А каждый макет сцены, костюм содержит в себе целую историю. Кто рисовал эскизы? Кто делал макеты сцены? Кто писал музыку и либретто?

А танцевал?

Эскиз костюма
Эскиз костюма

Собственно, эскизы костюмов и сцен довольно часто включают в сборные выставки потому, что оформляли их лучшие художники. Так же как иллюстрации в книгах, те же плакаты, карикатуры в прессе.

Некоторые советские художники так спасались от голода во времена гонений.

Эскизы костюмов
Эскизы костюмов

А если вернуться к теме роста и веса. То на всех выставках, где были эскизы костюмов неизменно мое внимание привлекали эскизы времен авангарда.

И на выставке "Первая позиция", и на выставке "Школа Филонова" их можно было рассматривать долго. Настолько эскизы богаты разными кодами, символами. Впрочем, там и с пространством художники работали так же. Даже не знаю, авангард повлиял больше на изменения в мире или в воздухе настолько плотно вибрировал ветер изменений, что художники массово проявили их в своем творчестве.

Эскизы костюмов
Эскизы костюмов

Если посмотрите внимательно, то увидите, что перегородки двигаются по подобию кулис. Оригинально придумано как увеличить экспозицию и не занять много места.

Музей театра и музыки
Музей театра и музыки

Мне нравятся оригинальные приемы в выставочных проектах. В Манеже на выставке "Ленинград - город-герой" часть экспонатов выдвигалась как ящички. Главное, чтобы люди догадались, что там экспонаты и не постеснялись полюбопытствовать, что там. И вот здесь тоже нужно было догадаться и осмелеть, чтобы посмотреть.

Такие приемы позволяют включиться зрителю в выставку, стать ее участником. Вовлечься. Не говоря уже о том, что это в принципе показывает интерес к содержанию. Ведь если неинтересно, то вряд ли человек полезет открывать ящички, двигать элементы конструкции.

Сама экспозиция вполне традиционно ведет нас сквозь время от создания и по сегодняшний день. Структура же может быть разной. Для кого-то было бы интересно сравнить пуанты современных балерин и дореволюционных. Это к размеру ножек. Они существенно подросли, даже если учесть усадку и утруску))

Интересным моментом, например, на выставке "Первая позиция" был раздел о здоровье танцоров. Небольшое видео, в котором рассказывалось, какие мышцы задействованы в том или ином па, прыжке. Это интересно. Интересно было бы узнать не только о художниках, придумавших их, но и о деталях. Ведь и пуанты менялись со временем, и сама начинка костюма тоже. Видите теперь, сколько зашито в самой экспозиции интересного?

В любом случае, на следующий раз осталась вторая половина музея, рассказывающая о закулисье.