Пять лет назад благодаря давней дружбе с Мариной Стамовой, заведующей Старокрымским литературно-художественным музеем, я познакомилась с дочерью советской поэтессы Юлии Друниной, столетие со дня рождения которой отмечается 10 мая. Мы долго беседовали с Еленой Липатниковой (она родилась в первом браке Юлии Друниной с поэтом Николаем Старшиновым), и я узнала много фактов из жизни её знаменитой мамы, о которых не прочтёшь ни в каких источниках.
Познакомились родители Елены в 1944 году, когда Юлию Владимировну комиссовали с фронта по инвалидности.
...С первых дней Юлия рвалась на фронт, но природная застенчивость не позволила убедить военкома в необходимости отправить её на передовую. Работа для неё нашлась в глазном госпитале, где было много раненых, а санитарок не хватало. Затем она вступила в сандружину при районном обществе Красного Креста, где тоже было много работы — уже начались налёты на Москву. Позднее с отрядом ополченцев Юлия отправилась на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Во время одного из авианалётов потерялась, отстав от своего отряда. Её подобрала группа пехотинцев, вместе с которыми она попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника.
Затем была учёба в Хабаровской школе младших авиационных специалистов, а в 1943 году Юлия Владимировна снова вернулась в действующую армию. На фронте получила серьёзное ранение в шею: осколок прошёл в нескольких сантиметрах от сонной артерии, началось заражение крови. Девушку комиссовали и дали вторую группу инвалидности. За боевые заслуги Юлия Друнина (старшина медицинской службы) удостоена ордена Красной Звезды и медали «За отвагу».
В дни учёбы в Литературном институте и позже в её творчестве появилось много стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Всё грущу о шинели,
Вижу дымные сны —
Нет, меня не сумели
Возвратить из войны.
Дни летят, словно пули,
Как снаряды — года...
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.
В институте поэтесса познакомилась с Николаем Старшиновым, молодые люди влюбились, поженились, и в 1946 году родилась Елена. Как она вспоминает, семья жила бедно, помощи ждать было неоткуда, «я постоянно болела, папа хворал — у него было лёгочное заболевание, да и передвигался на костылях — сказалось фронтовое ранение в ногу». Всё тянула на себе Юлия Владимировна, но в силу стального, почти мужского характера — никогда не роптала.
До встречи с Друниной у Каплера — тогда уже известного драматурга и сценариста — была весьма бурная личная жизнь: в него влюбилась дочь Сталина Светлана. В лагере, куда его за платоническую связь с ней отправили по личному распоряжению вождя, Алексей Каплер познакомился с актрисой Валентиной Токар- ской. У них случился бурный роман. Но после встречи с Юлией все похождения остались в прошлом: он безумно любил свою молодую жену (Друнина была моложе на 20 лет). Однако, как вспоминает дочь, поэтесса оставалась главой семьи, а мягкий, деликатный Каплер во всём её слушал. Их отношения характеризует весьма показательный случай. Как-то в мае на крымском пляже Юлия сказала супругу: «Надо купаться!». Он разделся и нырнул в холоднющее море, а выйдя, посиневшими губами произнёс: «В-в-вода н-н-ничего
себе!». Наблюдавший эту сцену отдыхающий восторженно воскликнул: «Чудеса дрессировки!».
Алексей Яковлевич писал супруге потрясающе нежные письма, когда уезжал, слал ей с каждой станции телеграммы. В общем, это была любовь, о которой мечтает каждая женщина.
Были в их творчестве и совместные моменты: мало кто помнит, но именно Каплер написал сценарий популярного фильма «Человек-амфибия», а текст песни «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» — Юлия Друнина. Запомнился Алексей Каплер и любителям телевизионной передачи «Кинопанорама», ведущим которой он был шесть лет — с 1966 по 1972 год.
Когда драматург заболел, Юлия Владимировна находилась с ним неотлучно, вплоть до его кончины в 1979-м. Она пережила мужа на 16 лет, и это было тяжёлое для поэтессы время. С началом перестройки Юлия Друнина баллотировалась в депутаты, выступала с трибуны сессионного зала, пытаясь предотвратить развал великой державы: будучи патриотом Родины, не могла видеть, как страна катится в пропасть. У неё, фронтовички (которая даже свой день рождения, приходившийся на 10 мая, отмечала 9-го), болела душа, оттого что армия разваливается, рушатся идеалы. Когда жить стало совсем невмоготу — добровольно ушла из жизни. Это произошло в 1991-м.
Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, — за избранных
Удержать над обрывом Русь.
Урну с прахом поэтессы, согласно её завещанию, дочь привезла в Старый Крым. Желание Юлии Друниной быть похороненной рядом с мужем в городе, который они очень любили, — исполнилось.
P. S.
Сотрудники Старокрымского литературно-художественного музея бережно хранят память о двух замечательных людях: здесь открыта постоянно действующая экспозиция, посвящённая Ю. Друниной и А. Каплеру, за их могилами ухаживают. К юбилею поэтессы откроется новая выставка: сначала — в Старом Крыму, а затем — в Феодосии.
Светлана КИРЬЯНОВА.