Ветер летел над степью. Он волновал молодую зелень. Раздувал мягкий подшёрсток у сурков. Гнал рябь по маленькому прудику. И казалось, никто в степи ветру не рад. По крайней мере, для человека с фотоаппаратом ветер – серьёзная помеха. Стебли растений ходят ходуном, то льнут к земле, то расправляются, словно катапульта. Пейзаж еще можно сделать, а вот портретик отдельного цветка-травинки – не получится. Будет вместо него мутное пятно. Не любят ветер фотографы.
Но, оказывается, есть в степи любители ветра. Это Рябчик русский. Чем сильнее качают его штормовые потоки воздуха – тем слаще ему жизнь. Дело в том, что ветром Рябчик опыляется. Цветок у него похож на фриттилус, специальный стаканчик для выбрасывания игральных костей (отсюда и латинское название рода – Fritillaria).
Он тёмно-красный, с «оспинками», поникающий, как говорят ботаники, то есть клонится долу. Для насекомых это непривлекательно. Всю свою приспособительную силу растение адресовало другому «кавалеру» – степному ветру.
Мы с трудом разыскиваем Рябчик русский на восточных склонах холмов за Калиновкой. Он прячется в сухой траве, между редких кустиков чилиги. И не выдает себя ни ярким цветом, ни изысканным запахом.
Вот только «хохолки» – верхние нитевидные листья со спирально закрученными концами – у него знатные. Как султаны у лошадей. Для кого эта красота?
Мы вспоминаем, как Рябчик опыляется. Эволюция исключила у него самоопыление: это нужно, чтобы потомство было генетически здоровым. А вместо этого встроила механизм дихогамии. Его суть в том, что в одном растении Рябчика поочередно созревают гинецей, а потом андроцей – женские и мужские репродуктивные органы. Гинецей, созрев, раскрывается для «мужской» пыльцы с тех растений, что созрели чуть раньше. Такая пыльца разносится ветром на расстояние до полусотни километров. Вот поэтому ветер у Рябчика в почёте.
Ну, а «султаны»? Они для чего? Мы оглядываемся и видим, как одно из растений забросило свой «султан» на соседнюю былинку и затянуло «морской узел». Теперь хоть десятибалльный шторм! Растение устоит «на ногах».
А иначе бы – конфуз. К тебе прилетели пыльца-«кавалеры» – а ты лежишь плашмя, носом (и всеми своими гинецеями) в землю.
Рябчик русский – эфемероид. Это значит, что его бодрствование длится краткий миг (за май он успевает отцвести и разбросать семена). А потом – опять «спячка». Как это похоже на человеческую жизнь, короткую, как месяц май…
Рябчик русский занесен в «Красную книгу» Оренбургской области. Рвать его нельзя. Живые – они красивее.