ЛОМОНОСОВ. Два исторических дома на Еленинской и общепитовские воспоминания из ГОРОДА ДЕТСТВА

167 прочитали

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

ДОХОДНЫЙ ДОМ НА ГОРЕ

(Еленинская ул., д.18)

Дом на Еленинской улице, украсивший Дворцовый проспект

На Еленинской улице по чётной её стороне сохранились ещё два дореволюционных дома. Эти дома сильно отличаются от расположенных рядом деревянных построек – кирпичные, солидные, добротные. Они и раньше выбивались из общего облика Еленинской улицы и её деревянной уютности.

Удивительно, что один из этих «солидных» домов прячется за деревянным домом, в котором сегодня расположен Дом молитвы (Еленинская, 16)! Из-за него высокий трёхэтажный дом с оштукатуренными фасадами жёлтого цвета должного впечатления не производит! С Еленинской улицы рассмотреть его целиком невозможно! А вот с Дворцового проспекта этот дом выглядит очень эффектно! Он похож на таинственный замок, спрятавшийся в зарослях леса.

Трёхэтажный доходный дом на высоком цоколе с угловой башней стоит на самом краю горы. В своё время он возвышался над расположенными внизу деревянными домами (в одном из них в советское время находилась булочная), тогда как в большей части Дворцового проспекта было всё наоборот – над нарядными каменными домами тянулись деревянные домики Еленинской.

Имя владельца остаётся под вопросом

Удивляет слишком близкое соседство двух совсем разных домов – большого доходного дома на горе, обращённого к Дворцовому проспекту, и закрывающего его жилого деревянного дома, обращённого к Еленинской улице. Может быть, между ними изначально существовала какая-то связь? Например, в деревянном доме мог проживать владелец, а квартиры сдавал внаём в своём доходном доме. Но это лишь догадка. Про доходный дом известно немногим больше, чем про деревянный жилой, но и то информация не точная. Дореволюционная история дома на горе также таинственна, как и его внешний облик!

Дом молитвы на переднем плане, за ним - доходный Дом на горе /фото из личного архива, 2024/
Дом молитвы на переднем плане, за ним - доходный Дом на горе /фото из личного архива, 2024/

Долгое время считалось, что принадлежал этот доходный дом ещё одному известному ораниенбаумскому купцу – Ивану Дмитриевичу Полисадову. Полисадов на рубеже веков занимал почётные должности в городе: был гласным городской Думы, членом городской управы. Ему принадлежала торгово-промышленная Мануфактура, расположенная на Дворцовом проспекте. Там же у Полисадова был другой доходный дом (Дворцовый пр., д.32), который расположен почти под домом-зАмком. В этом доме на первом этаже был открыт магазин купца Полисадова, где он торговал тканями. Магазин «Ткани" там работает до сих пор.

Вид на Дом на горе с Еленинской улицы, пока не распустилась листва /фото из личного архива, 2024/
Вид на Дом на горе с Еленинской улицы, пока не распустилась листва /фото из личного архива, 2024/

Говорят, потомки Полисадова всё ещё живут в Ломоносове. И вот что интересно! Занявшись историей семьи, правнук Полисадова пришёл к выводу, что дом на горе, известный как «Дом Полисадова», этому купцу никогда не принадлежал! На этот случай у историков нашлась другая версия, согласно которой дом-зАмок принадлежал купцу Ивану Дмитриевичу Виноградову. Узнать детали его биографии или хотя бы род деятельности мне не удалось, хотя он, наряду с другими купцами, фигурирует в исторических справках по городу как член городской управы на рубеже 19-20 веков. Купцы вносили средства на развитие инфраструктуры города, а потому были весьма известными и уважаемыми людьми. А вот к ораниенбаумским домам их имена не всегда удаётся привязать.

Дом, прославившийся первым таксофоном

Когда историю приходится собирать по крупицам почти из ниоткуда, утверждать что-либо достоверно невозможно. Версий может быть много, а вот насколько они соответствуют действительности, мы уже, наверное, никогда не узнаем! Вот почему так важно вести не только учёт недвижимости, но и регистрацию владельцев. Когда к этому можно приобщить иные материалы, связанные с событиями из жизни владельцев и иных обитателей дома, только тогда можно восстанавливать картину его жизни в прошлом. Вот почему «оживают» дома, в которых проживали известные личности. Их жизнь была публичной, а биография известной. Кто был владельцем и кто жил в доме на горе на Еленинской, точно не установлено. А вот интересное событие, связанное с историей этого дома, было однажды документально зафиксировано.

В доходных домах нижний этаж был обычно нежилым и сдавался в аренду под магазины и другие организации. Магазин в этом доме был явно неуместен, и его арендовали городские власти для размещения почты и телеграфа. Рядом с этим домом в 1903 году появился один из первых в России таксофонов. Это была сенсация, о которой сообщали даже столичные газеты. Из газеты «Русский листок» от 30 июня 1903 года:

«В Ораниенбауме, в почтовой телеграфной конторе, открыта для всеобщего пользования переговорная станция с автоматическим телефонным аппаратом, действующим при опускании в него 15-копеечной серебряной монеты».

Так что этот дом был популярным у горожан и дачников! Популярность сохранялась и в советское время.

Первый ораниенбаумский таксофон хранится в Краеведческом музее /фото из личного архива, 2020/
Первый ораниенбаумский таксофон хранится в Краеведческом музее /фото из личного архива, 2020/

Послереволюционная судьба

С первых дней после революции здесь начал свою работу первый Совет народных депутатов города, а после Великой Отечественной войны разместились райкомы КПСС И ВЛКСМ. Потом для этих органов власти построили новое здание, а сюда, примерно с середины 60-х годов перевели взрослую поликлинику. До этого она находилась у рынка (в этом здании после переезда взрослой открыли детскую поликлинику). Но к 1980-м годам для взрослой поликлиники тоже построили новое здание, совсем рядом, на пересечении Еленинской улицы (тогда Ленинской) с Михайловской (тогда улицей Свердлова).

Ну а потом случился раздел имущества между городом и Ломоносовским районом. Дом на горе достался району, и сегодня в нём размещаются различные районные административные службы. Внутренние помещения давно требуют финансовых вложений! И всё же, внешний облик дома продолжает украшать город!

Мне довелось побывать во взрослой поликлинике в этом доме. Сначала заходила сюда с родителями, а потом доросла сама. Но ещё раньше я познакомилась с этим домом, побывав в его подвале. В цокольном этаже работала столовая. Сюда сбегались в свой обеденный перерыв работники городских учреждений! Ходила сюда обедать иногда и моя семья. И, пожалуй, загляну-ка я снова в «Город из детства» и порассуждаю о местах общественного питания.

ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА

МЕСТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

«Подвальная» столовая

В моём детстве, как и в дореволюционном Ораниенбауме, было две главных улицы: проспект Юного Ленинца, нынешний Дворцовый проспект, и Ленинская улица, нынешняя Еленинская. Одна тянулась у подножия горы, другая – наверху по самому её краю. Обе носили подобающее времени название. По проспекту Юнного Ленинца мы с родителями обычно ходили по делам. По Ленинской – в парк. По ней же пролегала дорога родителей на работу и с работы, поскольку они работали в парке «во дворце Меншикова». По Ленинской шли во взрослую поликлинику, а ещё иногда бегали обедать в столовую, расположенную в подвале её здания. Случалось это не часто, когда в доме вдруг не было обеда, и тогда я должна была подойти к обеденному перерыву родителей в столовую! И, надо сказать, в глубине души, я очень любила эти наши столовские семейные обеды!

Почему «в глубине души?» Потому что неприлично в то время было «питаться в столовой»! Считалось, что домашняя еда вкуснее и полезней! Однажды мы встретили тетю Нюру, бывшую соседку по Мартышкино (в этом посёлке я жила с родителями в первые 5 лет своей жизни). Она шла с алюминиевым бидончиком.

– За молоком собралась, теть Нюра? – поинтересовалась мама.

– Да не, – ответила та, – за супчиком ходила! – Сама ж разве такой вкусный сготовлю!

Меня заявление старушки (тогда она мне казалась старушкой!) нисколько не удивило! А родители, у которых с соседкой были связаны не самые лучшие коммунальные воспоминания, явно её осудили! Вот это, как раз меня озадачило! «Чем, – подумала я, – им супчик не нравится?». Тут я была явно на стороне тёти Нюры!

В этой столовой мне нравилось разнообразие блюд, нравилось выбирать супчики, котлетки с разными названиями, и даже гарниры! И обязательной была булочка! Отсюда, наверное, и началась моя тайная любовь к общепиту! Вот честное слово, мне всегда было вкусно! То ли места попадались хорошие, то ли я не привередливая!

Места студенческого общепита

После «подвальной» в мою жизнь естественным образом вошла институтская столовая, которую обожали студенты. Там можно было очень дёшево и очень вкусно пообедать. Я познакомилась с названиями блюд, которых в домашнем меню никогда не было: суп-харчо, котлета по-киевски или пожарская, азу из говядины, бефстроганов! Дома-то меню ассортиментом блюд не отличалось! Котлеты были без названий, а тушёное мясо было просто мясом!

А ещё в институте был кафетерий с огромным кофейным аппаратом и дурманящим ароматом кофе! Сбегать в перерыве между лекциями «выпить чашечку кофе» с конфеткой «Белочка» и успеть поболтать с друзьями и почувствовать вкус взрослой жизни – незабываемое удовольствие!

Когда я была студенткой, в конце 70-х, начали набирать популярность городские «кафе». Мороженое мы ели на Невском в «Лягушатнике», запивая уже не лимонадом, а искрящимся в фужере шампанским, в «Метрополь» бегали за слоёными пирожками с мясом и булочками со сливками, а экзамены отмечали либо в «Погребке» на улице Гоголя (нынешней Малой Морской), либо в Чебуречной на улице Майорова (нынешнем Вознесенском проспекте). Ну а «попить кофе» доходили до Сайгона, чтобы окунуться в атмосферу, о которой позже будут слагать легенды! В Ломоносове этот период для меня прошёл незамеченным, хотя в городе уже появилось кафе «Воловичок» на улице Красных Партизан (нынешней Александровской) и кафе «Чародейка» на улице Победы (сейчас там магазин «Ваш дом»).

Кафешно-ресторанный бум

В 90-х повсеместно стали появляться коммерческие заведения общественного питания. В стране робко и неуверенно преодолевалось сложившееся предубеждение против кафе и ресторанов и миф об их материальной недоступности и непозволительной роскоши. В Ломоносове уже пользовался популярностью ресторан «Балтика», расположенный в специально построенном современном здании на улицы Победы (на месте нынешнего ТРК «Рамбов»), маленький уютный ресторанчик «Охота» внизу у парка и уже упомянутое мною кафе «Красная ворона». В это время в моду входили корпоротивы Кафе для корпоративного праздника выбирали не всегда по вкусу, иногда все праздничные даты были заняты, и приходилось идти туда, где еще есть места. Гуляли на широкую ногу с танцами и принесённым с собой алкоголем! Домашние праздники тоже стало модно устраивать в ресторанах! Самыми любимыми в моём окружении были «Охота» внизу у парка и кафе «Премьера» на Владимирской улице, потом добавился ресторан в «Домике у причала» на берегу Сидоровского канала.

Но настоящий кафешно-ресторанный бум в Ломоносове начался в 21 веке. Повсюду появлялись, как грибы после дождя, всё новые и новые заведения общественного питания. Они открывались в старых заброшенных зданиях, в закрывшихся магазинах и во вновь построенных павильонах. Менялись хозяева, названия, ассортимент и качество блюд, и уже невозможно вспомнить и перечислить все кафе и рестораны, которые работали в Ломоносове.

Не прошло и полвека, как кафе и рестораны стали частью нашей жизни. А для меня, возможно, всё началось с родительских обеденных перерывов на Ленинской!

ДОМ ЗЫКОВА

(Еленинская ул., д.24)

Детский дом, в который приглашали друзей

Ещё один сохранившийся кирпичный дом на Еленинской, скорее, похож на дворец! Тем более, его было, наверно, странно видеть среди деревянных домиков! После революции он был отдан детям. Здесь до середины 70-х находился детский дом. Когда учреждение перевели в другое место, дом опустел, и мы рисковали его потерять. К счастью, этого не случилось.

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ? Предыдущие главы: ДОХОДНЫЙ ДОМ НА ГОРЕ (Еленинская ул., д.-6

В 21 веке дом вернули к жизни, правда, сохранив частично лишь стены! Внутренние интерьеры утрачены навсегда! А вот те, кто бывал, в своё время, в гостях у детей этого дома, рассказывают, что интерьеры внутри, на самом деле, были «дворцовые»! Так что, неплохо здесь жилось ребятам. И, хоть своей семьи у этих детей не было, они жили в нашем городе, ходили в школу с другими детьми. И даже приглашали их к себе в гости!

Удивительный факт – двери детского дома были открыты для друзей! Когда ещё не у всех горожан в домах был телевизор, в детском доме уже смотрели передачи на голубом экране. И ребята запросто могли позвать к себе своих одноклассников! После моей первой публикации о Еленинской улице в соцсети ВКонтакте многие откликнулись и поделились подобными воспоминаниями! Как же просто и по-доброму жили раньше! Можно было запросто сходить в детский дом в гости! А теперь и в школу то непросто попасть даже родителям! Так что об этом доме сохранились самые хорошие воспоминания из советского прошлого! Надеюсь, не только у горожан, но и у выросших в нем детей!

Генеральский дом и судьба его владельца

А вот дореволюционная история дома, как обычно, растерялась! Как и в случае с другими городскими постройками, автор и год создания дома не установлены. Известно лишь имя владельца. Это – Сергей Павлович Зыков (1830-1917?). Он был уроженцем Петербурга. Дворянское происхождение обязывало посвятить себя военной службе. Он оказался не только храбрым военачальником, но и военным аналитиком, а потому уже в 35 лет стал членом Военно-учёного комитета Главного штаба.

При этом службу Зыков не оставил, дослужился до звания генерала, а на пенсию вышел в 1900 году в красивом звании «генерал от инфантерии». Это был один из высших чинов в пехотных войсках Российской императорской армии. И, хотя мореплавателем Зыков не был, некоторое время он занимал должность начальника службы береговой и морской обороны Кронштадта. Но прославился Зыков не только на военном поприще!

Возможно, интерес к публицистике проявился у Зыкова во время работы над многотомным изданием «Оборона Севастополя» (1862). Это были не воспоминания участника Крымской войны, а анализ её итогов от военного специалиста. Вскоре Зыков становится редактором (1865-68) военной газеты «Русский инвалид» – официального печатного издания военного министерства, позже сотрудничает со многими столичным газетами, занимается изданием и редакцией книг и журналов, в том числе, по военной истории и географии. Не перестаю удивляться, кругозору интересов русских дворян!

Восстановленный Дом Зыкова на Еленинской улице /фото из личного архива, 2021/
Восстановленный Дом Зыкова на Еленинской улице /фото из личного архива, 2021/

Как дом Зыкова стал «домом графини Карловой»

Как Зыков оказался в Ораниенбауме? Возможно, также, как и другие офицеры из Кронштадта! Всё же, круг общения и мода, во все времена играли свою роль! И Зыков в конце 19 века приобретает участок земли в Ораниенбауме. Этот участок располагался между владениями купца Волкова и адмирала Анжу. Построен ли был сохранившийся дом для Зыкова, или он приобрёл участок вместе с домом, выяснить не удалось! Да и вообще, несмотря на известность Зыкова, сведений о его пребывании в Ораниенбауме мало!

В 1895 году Зыков числился гласным Ораниенбаумской думы! А это значит, что он принимал в это время активное участие в жизни Ораниенбаума! Как и его сосед Волков из деревянного дома с башенкой! И всё же, вряд ли Зыков проживал здесь долгое время! Служебные и издательские дела требовали пребывания в столице, где у Зыкова был особняк на Фонтанке (дом 145). А потому, возможно, со временем, он сдал дом в аренду. Существует также версия, что дом у Зыкова выкупил купец Волков, глава городской управы, проживавший по соседству в деревянном доме с башенкой. Занимаясь в городе благотворительностью, он открыл здесь детский приют для сирот.

А ещё этот дом горожане называли «домом графини Карловой». Наталья Федоровна Карлова вошла в семью Мекленбург-Стрелицких, последних владельцев Ораниенбаума, на правах морганатической супруги одного из сыновей хозяйки усадьбы Екатерины Михайловны (история семьи и еёчленов рассказана в первой части моих прогулок «Ораниенбаум. Что в пригороде том?»). Она активно включилась в благотворительные дела семьи и в начале 20 века курировала все благотворительные заведения Ораниенбаума.

Этот дом она могла арендовать у Зыкова, который редко бывал в Ораниенбауме. Ей же нужен был «офис» для работы, где она могла собирать всех, кто занимался в Ораниенбауме делами благотворительности. Тем более не удивительно, что графиня здесь часто бывала, если верить версии о том, что дом Зыкова был выкуплен городским главой и отдан под устройства приюта для сирот.

Этот дом на Еленинской был как раз кстати! Он находился совсем рядом с благотворительными заведениями, созданными семьёй Мекленбург-Стрелицких для улучшения качества жизни горожан (как сказали бы сейчас)!

Частично постройки этого богоугодного заведения сохранились до наших дней, причём до сих пор они остаются функциональными. И заглянуть туда стоит непременно! Для этого надо только перейти на другую сторону улицы.

Продолжение здесь:

А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!

От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!