Найти тему

Ломоносов. ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА. От магазина к магазину. Весёлые обезьянки, "Двойка" и дом, ставший почти семейным.

241 прочитал
Дома вдоль дворцового проспекта, о которых сегодняшний рассказ /фото из личного архива/
Дома вдоль дворцового проспекта, о которых сегодняшний рассказ /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА

ОБЕЗЬЯНЫ ИЗ «ФОТОТОВАРОВ»

Мимо витрины следующего магазина не проходил ни один ребенок! Это был магазин фототоваров. 60-е – время увлечения фотографией. Папа тоже увлёкся. Я помню, как в тёмной ванной, освещённой таинственным красным светом, устраивалась фотолаборатория, как белые бумажные карточки опускались в корытца с волшебными растворами, и вдруг, на них неожиданно появлялись мы (ах, как жалко, что папа фотографировал только нас. И городских зданий на этих фото не видно)! Это был восторг и чудо! Вряд ли фотографии в современных телефонах вызывают у современных детей те же эмоции! Чем проще, тем естественнее! Нажал пальчиком – и фото готово! Что тут удивительного!

Сегодня между домом, где располагается магазин «Ткани» и следующим красивым зданием, где располагался гастроном, всего один дом (Дворцовый пр., дом 38). Когда-то в нём располагалась гостиница «Венеция». А в моё детство именно в нём находился магазин фототоваров. Я не помню интерьера внутри магазина. Наверное, потому, что всегда оставалась снаружи. Там, за стеклом витрины, сидели обезьянки в окружении фотопринадлежностей. У одной в руках была фотовспышка, у другой – фотоаппарат. Они фотографировали непрестанно: одна обезьянка вскидывала лапку с лампой, другая нажимала на кнопку аппарата. Загоралась вспышка – «птичка вылетала», как говорили тогда фотографы-профессионалы. А малыши под витриной стояли с открытыми ртами, хотя этот кукольный спектакль повторялся для них ежедневно из года в год! Но однажды обезьянки исчезли, а малыши выросли...

Центральное здание - отель "Венеция", он же - магазина фототоваров и Галантерея, а сегодня здесь целых 2 магазина /фото из личного архива/
Центральное здание - отель "Венеция", он же - магазина фототоваров и Галантерея, а сегодня здесь целых 2 магазина /фото из личного архива/

«ГАЛАНТЕРЕЯ» С ДЕФИЦИТАМИ

Когда увлечение фотоделом пошло на спад, место фототоваров в старом здании надолго занял магазин Галантерея. Когда он появился, я не помню! Для меня же он стал актуален в 80-х, в эпоху дефицита, которая пришлась на время моей молодости! В ту пору товары красоты для меня стали важной статьёй расходов! Между колбасой и помадой выбиралась, конечно, помада! А выбирать приходилось, потому что на всё решительно не хватало!

Ассортимент советского застоя всё ещё оставался на прилавках подобных магазинов, но он, конечно же, для меня был не интересен! Зато в это время на советский рынок стала пробираться косметика из Польши в привлекательных тюбиках, баночках и флакончиках. Только подержать в руке и понюхать тюбик ароматной помады было головокружительным удовольствием! А какое разнообразие цветов лаков и помад можно было обнаружить! Правда, выбирать, как правило, не приходилось! Покупали, что досталось! «Дефицит» ведь «выкидывался» на прилавки и вмиг раскупался! А в ломоносовской Галантерее можно было неожиданно попасть в нужный момент и успеть «осчастливиться» дефицитом! Всё же, провинциальный городок в этом смысле был выгодным местом! Таких очередей за косметикой, как в магазин «Ванда» на Невском, здесь не было. А потом у меня появилась приятельница, оказавшаяся «выгодным знакомством»! Молодая и красивая, она была директором этого магазина. И он стал местом, куда было приятно зайти пообщаться, а заодно узнать о новинках.

Галантерея долго не сдавала позиций! Она мужественно переносила перестройку. Терпели материальные трудности и девушки за прилавком, хорошо знакомые всем красавицам Ломоносова. Они отлично знали всех своих покупательниц и продолжали их украшать, чем могли! Потом их переселили в здание с башенкой напротив (в котором сегодня бизнес - центр), где они соседствовали с девушками из ателье и ждали очередного удара экономики! Он, конечно же, последовал! И галантерея с ателье исчезли с проспекта! А «салонных» девушек, ломоносовских «консультантов по красоте», я давно не встречала!

Здание с башенкой, в которой в 1990-х соседствовали ателье и галантерейный магазин, напротив бывшего магазина Галантерея /фото из личного архива/
Здание с башенкой, в которой в 1990-х соседствовали ателье и галантерейный магазин, напротив бывшего магазина Галантерея /фото из личного архива/

«ДВОЙКА» в доме купца САВЕЛЬЕВА

Следующий магазин на Дворцовом проспекте (Дворцовый пр., дом 40) был продовольственный – гастроном «Двойка». Так его называли взрослые. И, хотя после обезьянок он мог бы быть неинтересен, мне он тоже нравился, потому что был красивым! Поднявшись по ступенькам, примостившимся около арки слева, я попадала в сказочное пространство! Отлично помню восторг, а вот картинка, его вызывающая, никак не появляется! Смутно в памяти вырисовываются рисунки, выложенные на стенах из изразцовой плитки. И, по-моему, там была изразцовая печь (а, может, я придумала)! Это был явно интерьер из 19 века! Хотя я тогда воспринимала окружающую действительность без исторических знаний, а только исключительно интуитивно! Красоту я всегда чувствовала!

Помимо интерьера, магазин привлекал меня мраморными прилавками. И хоть я тогда не понимала бесценность дворцового камня, мне он решительно нравился! Много позже я поняла, что натуральный камень обладает для меня притягательной, какой-то магической силой! Его хочется трогать, на него хочется смотреть и от него хочется заряжаться энергией.

За спиной у продавцов возвышались причудливые зАмки из товара - консервных банок, брусочков плавленых сырков, пачек масла и пр. Затейницы были эти советские продавщицы в кружевных накрахмаленных шапочках или пилотках, приколотых невидимками! В отсутствии дизайнера интерьера и при весьма скудном ассортименте товаров им, всё же, удавалось привлекать внимание к своим прилавкам и витринам и делать их интересными!

Напротив «Двойки», через дорогу, находились другие продовольственные магазины - молочный и мясной! Но у меня они никакого интереса не вызывали! Скорее наоборот! Там всегда плохо пахло! Причём, не всегда «тухлячком или скисшим молочком!» К запаху молока и свежего мяса, вероятно, примешивался запах хлорки, и это ужасно раздражало! А потому мне нестерпимо хотелось поскорее покинуть магазин!

Выйдя из магазина «Двойка», если нырнуть под арку, расположенную рядом, оказывались во дворе-колодце. Отсюда входили в квартиры жильцы доходного дома. Хорошие, видно были в доме квартиры, с видом на главный городской проспект. В советское время их, естественно, превратили в коммунальные. А на одном из этажей разместился детский садик. Однажды, когда мой «пятый» детсад решили отремонтировать, нас временно перевели сюда, в «четверку»! Интересно тогда жили – никаких названий, ни «Солнышек», ни «Пятерочек». Все под номерами с самого раннего детства – от детских садиков до секретных предприятий! И вот ведь всплывают в памяти эти номера, за которыми скрывалась настоящая жизнь!

Этот двор был с сюрпризом! Напротив арки с проспекта располагалась ещё одна. В памяти она какая-то низкая и убогая. В этом переходе находилась лавка сапожника, похожая на каморку из сказки! Деревянные покосившиеся ступени вели в помещение с низким потолком, где пахло сапожным клеем, а за деревянным прилавком на деревянных полках стояли отремонтированные туфли, ботинки и сапожки самых причудливых фасонов. Я с любопытством разглядывала их, пока дяденька в синем халате и синем фартуке с папироской в мохнатых усах и карандашом за ухом, чирикал мелком по подошве обуви, которую сдавали в починку мои родители!

Переходя из одного замкнутого двора в другой, поднявшись по крутой и корявой деревянной лесенке, можно было совершенно неожиданно оказаться наверху и возвращаться домой уже другой дорогой! Для меня, всегда плохо ориентировавшейся в пространстве, это было чуднО и странно! Хотя, как свидетельствуют справочники, раньше это было для города так естественно! Парадные фасады Дворцового скрывали с глаз неказистые деревянные домики, карабкающиеся вверх по склону. Видимо, поэтому в справочнике дом по этому адресу назван «доходным домом купца Григория Савельева и крестьянина Алексея Антонова». Каменное строение снаружи – «деревяшка» внутри.

Долгое время в Ломоносове сохранялся этот единственный сквозной двор. И каждый раз, проходя через него, он для меня оставался непостижимым! Но однажды исчезла лестница, вероятно, вместе с домом Антонова! Как будто ничего и не было! А дом Савельева замкнул пространство двора-колодца! Коммуналки расселили, а помещение приспособили для социальных и муниципальных служб города.

Кто бы знал, как часто потом мне придется «нырять» под арку этого дома! Хотя... Еще с раннего детства дом, расположенный рядом, был тоже для меня особенным!

ДОМ, СТАВШИЙ СЕМЕЙНЫМ

Вслед за гастрономом «Двойка» в доме номер 42 по Дворцовому проспекту располагался магазин Спорттоваров. Там продавали не только велосипеды, удочки и мячи, но и первые бытовые машины – холодильники и стиралки. А ещё там продавали игрушки! Это может показаться странным, особенно после моих воспоминаний о булках и флаконах с духами, но я абсолютно не помню здесь игрушек! Хотя знаю точно, что они занимали прилавок слева от входа!

Ещё более странно, что этот магазин был мне совсем не интересен – тёмный, тесный, забитый до самого потолка разнокалиберным товаром. Но при этом именно он был «своим». Я без спросу ныряла под деревянную откидную крышку прилавка, и незаметно бродила вдоль него, невидимая покупателям! У продавцов я оказывалась как раз под рукой, и они незаметно «трепали» (в смысле - поглаживали) меня по голове.

В этом магазине моя мама работала товароведом. Правда, недолго! Помню её небольшой кабинет, к которому отлично подходило слово «каморка». Окон не было. На столе лежали бланки с проложенной копировальной бумагой, счёты – калькулятор 20 века, и толстенные рукописные книги с пожелтевшими страницами, безжалостно «залистанными» до протёртостей. Как я понимаю, эти журналы были вместо компьютера – книги учёта товаров, приход-расход и пр .

Мама закончила с отличием институт Советской торговли и с молодым задором готовилась эту торговлю «поднимать»! А потому нередко спорила о чём-то с директором магазина Михал Михалычем. И я даже догадываюсь о чем! Ведь бытовые машины, бывшие тогда эксклюзивом и штучным товаром, выгодно было распределять между нужными людьми! Может, правда, я когда-нибудь всё же подслушала мамин диалог с дядей Мишей и нечаянно «въехала» в него? А может быть, много позже, мама, всё же, поведала мне причину этих разногласий? Сухонький лохматый мужчина эмоционально размахивал руками и частенько кричал на маму. Конечно, мне это не нравилось! Я терлась у их ног, не зная как защитить маму, и однажды даже встряла в эмоциональный диалог:

– Дядя Миша, Вы нечаянно плюнули мне в глаз! – возмущенно заявила я.

Последовала немая сцена, а затем директор дядя Миша громко расхохотался. Долго ещё вспоминали эту историю и в семье, и в магазине! Дядя Миша, в сущности, был неплохим человеком, но, всё же, мама решила, что навести порядок в торговле в одиночку не сможет, и ушла в инженеры, закончив ещё один институт.

Но никто не знает, какие повороты готовит нам судьба. Накануне почтенного пенсионного возраста, в конце 80-х, мама попала под сокращение на предприятии и устроилась на новую работу в отдел социальной защиты населения (СОБЕС по-простому) Администрации Ломоносовского района, которая тогда располагалась как раз в здании бывшего магазина Спорттоваров. И в итоге закончила мама свою трудовую деятельность там же, где начинала.

В СОБЕС в лихие 90-е, тоже из инженеров, пришла работать и я. Могла ли я себе представить, что один из домов моего детства на проспекте станет любимым местом работы! Доверие посетителей, уважение коллег, бесконечный аврал на работе и отличный коллектив! Это были прекрасные годы! Потом Ломоносов вновь отдали в подчинение Петергофу (традиция менять статус города началась ещё в 19 веке). Освободившееся помещение отдела перешло центру социального обслуживания, а в здании администрации разместилась районная Прокуратура. Жизнь течет и наполняет новым содержанием исторические декорации вокруг! Всё происходит на наших глазах, вроде нет смысла фиксировать эти бытовые изменения. А жаль. Как бы хотелось перелистать альбом, демонстрирующий в картинках, как менялась жизнь в городе в течение хотя бы последнего полувека! Увы, лишь память выдергивает из прошлого туманные образы!

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ, НА ПЕРЕПУТЬЕ

Всё! Я дошла до перекрестка у церкви! Здесь заканчивался мой Дворцовый проспект из детства. А заканчивался он, частенько, «сладким» удовольствием! Через дорогу, у серой церкви, поросшей травой, был небольшой павильончик из серого кирпича – кафе мороженица! Поэтому довести родителей нужно было, непременно, до него!

Пластиковые столики на алюминиевых ножках, безликий прилавок и никакого интерьера! Но какими же красивыми казались эти металлические вазочки на ножках, в которых дымились от холода аппетитные шарики мороженного. А лимонад «Буратино», шипящий и пенящийся в гранёном стакане, был необыкновенно вкусным! Сидя на убогом в своём несовершенстве стуле, болтая ногами от удовольствия, я в счастье уплетала мороженное. Много ли для счастья нужно в детстве!

Тот самый перекрёсток. Кафе мороженица располагалось, кажется, у этого дерева /фото из личного архива/
Тот самый перекрёсток. Кафе мороженица располагалось, кажется, у этого дерева /фото из личного архива/

Прогулка по проспекту с «интересностями» и «вкусностями» завершилась! За кафе-мороженицей располагался рынок! Он никуда не делся, стоит на месте! Но в детстве он для меня не представлял интереса! И воспоминаний сохранилось немного! О них как-нибудь в другой раз! Я ещё долго буду бродить по Ломоносову и заглядывать в Город из детства. Вернусь вскоре и на этот перекрёсток, где город граничит с усадьбой Ораниенбаум и откуда он начал расти. Здесь всегда оказываешься на перепутье. И, раз уж я оказалась в этом месте, а гуляю, куда глаза глядят, отправлюсь-ка я снова в историю.

Продолжение скоро!

А начало здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!