«Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви».
Х/ф «Берегись автомобиля»
Зрелость.
Далеко не все направления психологии оперируют этим понятием. Например, в психоанализе и юнгианском анализе зрелость присутствует в контексте недостаточности этого качества и стремлении, чтобы ее было больше. (Да простят меня психоаналитики и юнгианцы, если я не точен в формулировках!) В других направлениях психологии зрелость является важным и обсуждаемым понятием. Да и в практической жизни мы часто обращаемся к зрелости в разных контекстах, понимая под этим примерно одно и то же.
В транзактном анализе есть определение Взрослого и четкие критерии. Не буду в рамках этой статьи вдаваться в тонкости и разграничивать понятия зрелости и Взрослого из ТА, не это тема статьи. На мой взгляд, оба этих понятия описывают одно и то же смысловое поле.
Итак, критерии Взрослого в ТА:
— Взрослый смотрит, изучает и понимает ситуацию, реальность вокруг. Другими словами, «сечёт поляну».
— Взрослый оценивает свои ресурсы.
— Взрослый делает выбор.
— Взрослый несет ответственность за сделанный выбор.
Еще одно определение зрелости из того подхода, в котором я учился и продолжаю обучаться.
Зрелость – это способность субъекта функционировать, т.е. осуществлять свою основную деятельность. Отличие психологического ребенка от зрелого взрослого можно провести по трем критериям: готовностью к автономии, наличием ресурса и его количества, базовым мотивом интереса.
То, что зрелость не является линейной функцией возраста, думаю, всем очевидно. Как говорится, зрелость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один…
Немного раскрою эти критерии.
Готовность к автономии.
Ребенок не автономен или более-менее автономен в зависимости от возраста. Соотвественно, ребенок не может решать что-либо, за него решает взрослый.
В момент перехода во взрослость человек становится автономным, т.е. у него происходит сепарация. Это значит, что у него есть ресурс для того, чтобы все психологические, духовные и физические функции выполнять самостоятельно.
Ребенку же для реализации этих функций в большем или меньшем объеме требуется взрослый рядом.
Наличие ресурса.
Для взросления необходим ресурс. У ребенка нет ресурсов, чтобы жить. Ребенок функционирует исходя из дефицита, что нормально. Собственно, получать, брать, напитываться этим – основная «работа» ребенка.
Момент перехода во взрослость – это тот момент, когда человек может существовать за счет своих ресурсов, у него их достаточно, есть баланс. И это граница между детской и взрослой позицией.
Другими словами, когда человек перестает исключительно брать что-либо извне, потреблять ресурсы, и начинает преимущественно отдавать другим, соблюдая при этом баланс «брать – давать», он становится взрослым.
Зрелость также характеризуется очевидным профицитом ресурсов человека: физических, психических, духовных, материальных.
Базовый мотив.
В каждый период жизни у человека можно выделить некий базовый мотив, основную тенденцию всей его психической деятельности.
И для ребенка этот базовый мотив – брать, напитываться, учиться, принимать, размещать, присваивать и т.п. Это история про заполнение, наполнение себя. Этот мотив базируется на переживании дефицита.
Взрослый же человек движим мотивом интереса, которы идет изнутри. Это автономный импульс интереса, поиск баланса между теми ресурсами, которые у него уже есть. Как они взаимодействуют с миром. Как они проявляются мире. Как мир на них в ответ влияет.
Если мы говорим о зрелости, то в понимании мотивации стоит пойти дальше. Базовым мотивом зрелости является продуктивная творческая деятельность. Проявление себя целиком и влияние на мир, а не просто следование за ним, соревнование с ним, активность в нем, что само по себе немало, но еще не тянет на полноценную зрелость.
Такая продуктивная творческая деятельность может проявляться в любом нашем действии, направленном наружу, даже в самом казалось бы простом и незатейливом. Не только лишь художникам доступно творчество! Главное условие, чтобы мы были субъектны в этом действии, то есть максимально проявлены и не определены какими-либо внешними условиями, правилами, необходимостью или чем-либо вообще.
И когда мы приходим к психологу, он вместе с нами работает с нашей зрелостью, помогая нам в очередной раз еще чуть-чуть вырасти, стать чуть больше собой, внести в свою жизнь чуть больше творчества, сделать жизнь более ЖИВОЙ.
А о субъектности постараюсь рассказать в следующей статье.
Автор: Дуров Андрей Алексеевич
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru