Найти в Дзене
Техник СД

Делаем декаль сами — максимальная копийность

Оглавление

Как сделать декаль самому не покупая принтер. Создание макета, отправка на печать. Испытания получившейся декали.

Опытные моделисты всегда ищут оригинальный, необычный прототип для своей модели. А производители декалей стараются представить самые яркие и популярные варианты. И если моделист хочет необычную модель, то это должна быть модель невзрачного серийного, строевого образца. Иначе, как в случае с Миг-29, получится очередной оригинальный (нет) борт «51 белый» из Домны, «01 красный» из Маров, или ещё хуже — очередной самолёт Стрижей.

Миг-29 эксплуатировался ещё в 30 истребительных полках СССР/РФ. И самолёты из Маров или Стрижей как прототип, вообще не являются типичным Миг-29. Это белые вороны что по окраске, что по судьбе.

Поэтому, если не получилось подобрать уникальный, оригинальный вариант, то выход один: делать декаль самому. Упростить себе жизнь можно идя по комбинированному пути: опознавательные знаки и технические надписи можно взять из набора или купить, а вот уникальные обозначения и бортовые номера можно сделать самому.

Как напечатать декаль

Первый вариант: купить специальный принтер и заказать специальную бумагу. Цена вопроса около 200 тысяч рублей. Я решил пока с покупкой не спешить…

Вариант второй заказная печать. Есть много студий, которые предлагают полный цикл от разработки макета до печати. Их можно найти в поиске. Цена полного цикла за один экземпляр А5 (пол-листика) — 2-3 тысячи рублей. Это уже доступно, и сравнимо с редкими декалями, которые мне обычно нравятся.

IsraDecal F-16 Barak. Цена в РФ — 3500 ₽. Хорошая, универсальная декаль, которую можно сделать и самому.
IsraDecal F-16 Barak. Цена в РФ — 3500 ₽. Хорошая, универсальная декаль, которую можно сделать и самому.

В варианте с заказом печати настораживает этап с удалённым изготовлением макета по предоставленным источникам. Я не знаю какой у человека будет уровень погружения, видения деталей, специфики. Знает ли он как корректнее скомпоновать бортовые номера ВВС СССР, или учтёт ли он что на гофрированной обшивке меняются пропорции элемента.

Выход есть — сделать макет самому.

________________

Ещё мои статьи о моделях

_______________________

Как сделать макет

Расскажу только про техническую часть, предполагая что работать с источниками и прототипом моделист средней квалификации итак умеет.

Все фирмы по печати декалей обычно пишут такие требования к макету:

  • Макет в формате Corel Draw
  • Размер 210 х 297, поля 5(10)мм
  • Цветовая модель CMYK

Формат Corel Draw или .cdr это обычный векторный файл. Лицензия на Корел стоит 100-300 долларов. Но программы печати умеют работать не только с .cdr, но и с кучей других векторных форматов. И по правде сказать, Корел не является самым популярным векторым форматом. Самым универсальным векторным форматом является .svg. Он откроется и корректно уйдёт на печать примерно в 100% случаев на любом печатном оборудовании.

А для работы с .svg есть бесплатный редактор Inkskape. Работает и на Виндовс и на Мак. Устроена программа стандартно: векторные инструменты, слои, палитры. На YouTube полно уроков по принципам работы. Если умеет рисовать в Пэинте, то и тут разберётесь.

-3

Всё, что нужно знать о цветовой модели CMYK, это то, что при выборе цвета в настройках палитры нужно выбрать эту настройку, сохранить файл и забыть. На процесс это никак не влияет.

Вот так выглядит палитра в режиме CMYK
Вот так выглядит палитра в режиме CMYK

Размер 210 х 297 это лист A4. Но вообще для вас смогут порезать декаль и на А5, А6 и остальные более мелкие форматы бумаги. Просто нужно спросить об этом.

С настройками разобрались, теперь к технологии.

Как рисовать

Расскажу на примере создания бортового номера для Миг-29.

Создаём файл размером А4, задаём в настройках палитры — цвета CMYK

Любой новый файл Inkscape создаётся в размере 210 х 297
Любой новый файл Inkscape создаётся в размере 210 х 297

Определяем размер элемента на модели и устанавливаем направляющие в макете по линейке. Затем вставляем в макет фотографию прототипа. Обрезаем лишнее и масштабируем по направляющим. Всё, холст готов.

-6

Далее, рисуем элементы*. На этом этапе важен глазомер и насмотренность. Просто обвести цифру или букву не получится. Двигайте точечку за точечкой пока не станет один-в-один.

*Я понимаю что шаг «Рисуем элементы» — самый сложный в этой истории. Но ничего не поделать, хотите свою декаль — учитесь векторной графике. Могу обрадовать только тем, что для рисования цифр, звёзд и зубастых пастей достаточно самых базовых навыков.
*Я понимаю что шаг «Рисуем элементы» — самый сложный в этой истории. Но ничего не поделать, хотите свою декаль — учитесь векторной графике. Могу обрадовать только тем, что для рисования цифр, звёзд и зубастых пастей достаточно самых базовых навыков.

Далее компонуйте элементы на листе так, чтобы максимально рационально использовать бумагу. Двухцветные элементы я делаю и одним куском и по цветам отдельно. Я рисую элементы в одном файле, где у меня куча направляющих, рабочих слоёв, версий и вариаций, а готовые элементы компоную в другом файле, где нет ничего лишнего: только то, что должно быть напечатано.

Готовый, скопонованный макет.
Готовый, скопонованный макет.

Зачем обводить буквы если есть готовые шрифты

Если вы доподлинно знаете название шрифта, использованного при окраске прототипа (или вам не принципиальна 100% копийность), то поздравляю, вы сэкономили много часов работы. Печатайте надписи буквами, только не забудьте перевести символы в кривые.

Сетка для рисования типичных советских бортовых номеров
Сетка для рисования типичных советских бортовых номеров

Но в большинстве случаев шрифт существовал только в голове техника или маляра. Даже если элемент красился по инструкции, то при переносе на маскировочную бумагу он получил множество мелких отклонений, которые сделали его уникальным. Так что я рекомендую не терять времени на подбор шрифта. Один-в-один не найдёте.

Отправляйте на печать

Попросите открыть ваш файл и проверить. Вам скинут скриншот того, как видит ваш макет печатный софт. Это полезно, вдруг вы забыли убрать лишнее, или не включили нужные слои. Если всё ок, то через пару недель вам придёт конверт с тиражом декали.

Три образца на одном листе А4. Цена 2000₽. Декаль содержит основные бортовые синие номера, дублёры на вершину киля и номера на аэродромное оборудование: заглушки, колодки.
Три образца на одном листе А4. Цена 2000₽. Декаль содержит основные бортовые синие номера, дублёры на вершину киля и номера на аэродромное оборудование: заглушки, колодки.

Качество декали

Это не привычные моделистам высококачественные эластичные декали с растворяющейся подложкой. Слой краски будет толще, разрешающая способность принтера грубее, а подолжка сплошная. Но для кастомных элементов это не проблема. Я привариваю декали стандартными жидкостями, покрываю тремя слоями лака, шлифую, и разница абсолютно незаметна.

Снизу моя декаль, сверху Бегемот. У Бегемота краска тоньше, печать точнее.
Снизу моя декаль, сверху Бегемот. У Бегемота краска тоньше, печать точнее.

Испытания я проводил на неровной грязной покоробленной поверхности старой палитры, предварительно загрунтовав её. Далее я заливаал декаль разными лаками, царапал, тёр, шлифовал, гнул. Декаль уселась и держалась отлично.

Декаль сразу после нанесения и обработки Mr Hobby Setter и Softer. Подложка не серебрится, на шероховатую изогнутую поверхность легла нормально.
Декаль сразу после нанесения и обработки Mr Hobby Setter и Softer. Подложка не серебрится, на шероховатую изогнутую поверхность легла нормально.
Декаль под тремя слоями лака, шлифовки шкуркой 1000, полировкой пастой, попыток сорвать скотчем, поцарапапть или прошлифовать насквозь с нажимом. Подложка почти незаметна, держится мёртво. Грязный кант вокруг «15» это последствия шлифовки грязной шкуркой по сырому лаку.
Декаль под тремя слоями лака, шлифовки шкуркой 1000, полировкой пастой, попыток сорвать скотчем, поцарапапть или прошлифовать насквозь с нажимом. Подложка почти незаметна, держится мёртво. Грязный кант вокруг «15» это последствия шлифовки грязной шкуркой по сырому лаку.

Результат

Мой  прототип — Миг-29 бортовой 15. 28-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова полк, место базирования аэр. Андреаполь. Фото сделано вовремя командировки одной из эскадрилий полка на аэр. Кубинка с задачей ПВО Москвы, 2007 год.
Мой прототип — Миг-29 бортовой 15. 28-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский ордена Кутузова полк, место базирования аэр. Андреаполь. Фото сделано вовремя командировки одной из эскадрилий полка на аэр. Кубинка с задачей ПВО Москвы, 2007 год.

А в результате вы получаете абсолютно уникальный, ультра-копийный вариант модели, за точность которого вы можете быть спокойны.

Оригинал и декаль.
Оригинал и декаль.

Мои статьи о моделях