Как попасть в театр, если билетов не купить, но очень хочется? Куникунда Розанова продолжает делиться своим опытом посещения культурных мероприятий. На этот раз - спектаклей приехавшего на гастроли в Москву любимого ею Ленинградского Большого драматического театра.
Ленинградский холодильный институт, в котором я училась, находился на улице Ломоносова (бывший Чернышёв переулок). Если пройти улицу до конца, перейти Фонтанку через Чернышёв мост (в те времена мост Ломоносова), то выйдешь к лучшему театру всех времен и народов - БДТ.
Фото с Блоком - в семейном архиве
Я нередко проделывала этот путь. Очень люблю театр, видела много интересных постановок, но воспитана я была на спектаклях Большого драматического театра тогда еще имени Горького, с 1992 года - Товстоногова. Сестра моей бабушки играла в этом театре (правда, недолго) с первых дней его основания.
У неё была групповая фотография актёров вместе с Александром Блоком. На обороте этого фото все на ней изображенные оставили свои автографы, в том числе и Блок.
«Шестнадцатого февраля 1919 года Александр Александрович, — пишет Бекетова, — получил в ТЕО (Театральный отдел Наркомпроса) желаемую отставку, а через два с половиной месяца последовало приглашение от Марии Федоровны Андреевой вступить в дирекцию руководимого ею Большого Драматического Театра… М. Ф. горячо упрашивала Ал. Ал. взять на себя председательствование в режиссерском управлении. Он долго колебался, не решаясь принять этот директорский пост, но в конце концов дал свое согласие. С 26-го апреля он уже вступил в исполнение своих обязанностей, и как всегда горячо принялся за дело». (Волков Н. Д., "Александр Блок и театр". М., 1926).
Театр сам ко мне приехал!
После окончания института я переехала к мужу - в Москву. И очень скучала там по своему любимому театру. И вот настал 1977 год. В Москву приезжает с гастролями БДТ! Привозит новые, не виденные мною спектакли. А это значит, что я должна их обязательно посмотреть.
Гастроли проходят на двух площадках, находящихся почти по соседству: в Театре имени Моссовета на Большой Садовой и Театра имени Пушкина на Тверском бульваре. Прежде всего надо дежурить у касс и отмечать "чёрную очередь". Отмечаю, какие-то билеты уже в моём кармане, - счастье бьёт через край. Но этого явно мало. На нашумевшую "Хануму" (музыкальный спектакль, поставленный Георгием Товстоноговым в 1972 году) нет билетов даже в "чёрной очереди". От своих ленинградских подруг и родственников я много слышала об этой постановке, в основу которого лег классический одноименный водевиль, и очень хотела наконец увидеть ее своими глазами.
"Хануму" дают в театре Моссовета. Приходим с мужем за час до начала спектакля, надеясь на "лишний билетик" - не везёт. И тут я замечаю пожарную лестницу и совершенно серьёзно думаю (что с меня взять, ещё тридцати лет не было), не воспользоваться ли ею, чтобы попасть на спектакль. Даже в голову не пришло, что снимут через несколько ступенек моего "восхождения". Такой был энтузиазм.
Билеты нам все-таки удалось поймать, правда, в разных местах. Мне достался в пятом ряду. Ошалела от счастья, уселась, и тут ко мне подходит девушка в очках и говорит, что плохо видит и просит поменяться с ней местами, у неё билет в десятом ряду. И я, совершенно ничего не соображая от своей удачи, меняюсь местами с этой девушкой.
С "Историей лошади" нам повезло
Спектакль я, конечно, описывать не буду, аплодировали минут сорок, на аплодисменты выходил сам Мэтр (Товстоногов). Мой муж тоже был в полном восторге. Рядом с ним сидела дама, реакция которой на спектакль была очень скромной. Так вот эта дама говорит мужу:
- Я вижу, что вам очень понравилось. Посмотрите и эту постановку, - и протягивает мужу билет на "Историю лошади". Причем наотрез отказывается взять за него деньги.
Было бы странно, если бы после такого счастья нам и дальше не повезло: конечно, нам удалось поймать и для меня "лишний билетик".
И так мы пересмотрели весь привезённый репертуар. У меня даже программки спектаклей до сих пор сохранились, правда, уже без автографов.
Еще про театры: