Найти в Дзене
Московские истории

Театр: Было много крика и нерва - зачем?

anzhelikazhivkovitch В 1970-х годах я только начинала знакомиться с театрами. Мой первый спектакль был «Синяя птица» во МХАТе, потом - «Снежная Королева» в ТЮЗе в Мамоновском переулке. Но больше всего в детстве я любила Театр кукол Образцова на Садовой-Самотечной. Особенно его волшебные музыкальные часы с открывающими окошками: Всегда ждала 12:00, чтобы открылись все окошки. Спектакль «Необыкновенный концерт» больше даже любили взрослые, чем дети. История про эти часы: Позже меня уже родители водили в Большой театр и КДС (Кремлевский дворец съездов). По долгу службы отец водил иностранцев на «Лебединое озеро» и «Жизель», эти балеты приходилось смотреть не один раз. Потом наступили тяжёлые 1990-е, и театр стал никому не нужен - люди искали, как заработать и что есть. И тогда организация, где я работала, взяла под своё крыло Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Туда мы водили всех наших иностранцев, проводили там приёмы, рауты и прочие мероприятия. Были спонсором э
Оглавление

Очень разные отношения с театром. Рассказывают читатели.

Театр и сейчас присутствует в моей культурной жизни

anzhelikazhivkovitch

В 1970-х годах я только начинала знакомиться с театрами. Мой первый спектакль был «Синяя птица» во МХАТе, потом - «Снежная Королева» в ТЮЗе в Мамоновском переулке.

Мамоновский переулок, Театр юного зрителя. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.
Мамоновский переулок, Театр юного зрителя. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.

Но больше всего в детстве я любила Театр кукол Образцова на Садовой-Самотечной. Особенно его волшебные музыкальные часы с открывающими окошками:

Часы Театра кукол Образцова.
Часы Театра кукол Образцова.

Всегда ждала 12:00, чтобы открылись все окошки. Спектакль «Необыкновенный концерт» больше даже любили взрослые, чем дети.

История про эти часы:

Позже меня уже родители водили в Большой театр и КДС (Кремлевский дворец съездов). По долгу службы отец водил иностранцев на «Лебединое озеро» и «Жизель», эти балеты приходилось смотреть не один раз.

Большая Дмитровка, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Источник http://www.yturist.ru/travelbooks/317580.htm.
Большая Дмитровка, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Источник http://www.yturist.ru/travelbooks/317580.htm.

Потом наступили тяжёлые 1990-е, и театр стал никому не нужен - люди искали, как заработать и что есть. И тогда организация, где я работала, взяла под своё крыло Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Туда мы водили всех наших иностранцев, проводили там приёмы, рауты и прочие мероприятия. Были спонсором этого театра. И теперь уж и не сосчитать, сколько раз я там видела «Лебединое озеро».

Сейчас театр присутствует в моей культурной жизни раз в два месяца точно. Театры стали востребованы, как никогда. Если раньше 25 рублей билетик был с рук, то теперь можно официально купить билет за еще более по нынешним временам кругленькую сумму. А у перекупщиков цена за билеты в «Большой» уходит в космос. И люди с палатками дежурят у касс. Сначала я думала, что так много театралов, но меня терзают смутные сомнения, что все-таки это способ заработка.

Верхняя Радищевская улица. Справа - Театр на Таганке. Фото Елены Головань.
Верхняя Радищевская улица. Справа - Театр на Таганке. Фото Елены Головань.

В 1980-х интерес к театру ослаб

Виктор Терехов

Я не был большим театралом, но в 1970-е Таганка (Театр на Таганке) была модным театром, к тому же там играл наш кумир Высоцкий. Почти все билеты в театр распределялись по организациям, часть поступала в театральные кассы (конечно, сразу выкупались кассирами). В кассы же театра в продажу поступало 20-30 пар билетов. Из них большая часть выкупали инвалиды войны, многие на перепродажу.

Билетная мафия на Таганке была крутая. К тому же сама администрация тесно с ними сотрудничала. Поэтому "ломщиков очереди", как в некоторых других театрах, там не было. Иногда, летом, театр проводил выездные спектакли в разных ДК Москвы. Туда попасть было легче.

Я посмотрел в семидесятые годы "Десять дней, которые потрясли мир", "Пугачёва" и "Павшие и живые". Билеты через профком НПО "Алмаз" доставала мама. В 1980-х интерес к театру ослаб, но посмотрел там "Доброго человека из Сезуана" и "Мастера и Маргариту".

Высоцкий с Мариной Влади разговаривал часами, а счёт с Парижем ему выставлялся за 10-15 минут

Елена Моревна

Я уже рассказывала на "Московских историях", что мама моя всю жизнь проработала на Гончарной улице - сначала на Международной телефонной станции, потом в " Ростелекоме". Театр на Таганке у девочек-телефонисток считался "придворным театром", бывали они там часто.

Театр на Таганке. Фото Елены ГОловань. Из архива Московских историй.
Театр на Таганке. Фото Елены ГОловань. Из архива Московских историй.

В 60-е, 70-е и даже 80-е соединение с другими странами возможно было только через телефонисток и иметь знакомую барышню было очень выгодно и удобно. Тот же Высоцкий с Мариной Влади разговаривал часами, пел ей песни, а счёт с Парижем ему выставлялся за 10-15 минут. В благодарность всегда были билеты в театр, на любой спектакль.

Был такой взаимовыгодный обмен: артистам соединение вне очереди и по заниженному тарифу, а девчонкам-телефонисткам - билеты в любой день на любой спектакль, да еще концерты "живьём". Мне так в 1980-х Леонид Филатов оставлял билеты у администратора, до сих его фото с памятной надписью у меня хранится в альбоме.

О концертах. После спектакля, часов в 11 вечера, несколько поющих артистов приходили прямо в коммутаторный цех, и в небольшой комнатке рядом устраивали такие импровизированные "квартирники". Высоцкий, Золотухин, Бортник, Смехов, Хмельницкий, позже Филатов, мамин одноклассник Феликс Антипов. Начальство на это сквозь пальцы смотрело, хотя предприятие было режимное, работал Первый отдел. Например, после лишения гражданства Вишневской и Ростроповича, разрешения на разговоры с ними давали редко, а если и давали, то они прослушивались.

В фойе Театра на Таганке перед спектаклем "Десять дней, которые потрясли мир".
В фойе Театра на Таганке перед спектаклем "Десять дней, которые потрясли мир".
...Это были «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. Действие начиналось у входа в театр, где на фоне красных флагов вооруженные солдаты и матросы с повязками на рукавах проверяли билеты у зрителей, отрывали корешки и накалывали их на штык. (Московские истории, 12.03.19).

Меня в своё время спектакль "10 дней, которые потрясли мир" просто оглушил, настолько все было необычно. Я тогда была школьницей. Позже, в 1980-е смотрела уже "Серсо" Анатолия Васильева, постановки Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой. А какой великолепный был спектакль" Послушайте! ", какая эффектная была Нина Шацкая в " Мастере и Маргарите"! В последние годы не хожу в театр на Таганке. Не тот.

А здесь подробная история Елены, о том, как мама соединяла Высоцкого с Мариной Влади:

Решила, что в любом взрослом театре кричат

юлия бондаренко

Не театральный я человек. И Театр на Таганке, кстати, на это повлиял. Мне лет 10-11 наверное было, когда знакомый мамы через кого-то из своих студентов достал билеты на Таганку, на "Гамлета". Меня даже ради этого дела от школы освободили.

Высоцкий в роли Гамлета.
Высоцкий в роли Гамлета.

Взрослые были впечатлены, а я так и не поняла - чем? Было много крика, нерва, меня это напрягло. Мне было непонятно, зачем так. До этого я смотрела оперные и балетные спектакли, ну и детские. Мне нравилось. Оперу и балет до сих пор люблю. Фильм "Гамлет" видела со Смоктуновским, там все было по-другому.

Для себя сделала вывод, что в любом взрослом театре так кричат, и решила, что больше туда ни ногой. Даже фильм "Место встречи изменить нельзя" не стала смотреть из-за Высоцкого. Мне показалось тогда, что на сцене он в истерике, да и другие артисты тоже не в себе. Фильм "Место встречи...." посмотрела лет через пять, по рекомендации мальчишек-одноклассников. И удивилась, что там Высоцкий другой. До сих пор удивляюсь, что есть фанаты драматических театров. Сколько в себе изъян этот не пыталась исправить - бесполезно. За много десятков лет жизни понравилось не более четырех постановок.

О том, какими путями попадали в Театр на Таганке:

А вот история о костюмере на пенсии, связи с театром не потерявшей:

Театры
6771 интересуется