Найти тему

Разбираем возможные ошибки при рассмотрении кинематики относительного движения (Профизику – ЕГЭ – багаж)

продолжаем...
продолжаем...
Ох, уж эта относительность! Иногда она такая вся внезапная и непредсказуемая). Поюморим немножко, и поработаем)!

Пример 1. Место встречи «навстречу»).

Стоят две дома по прямой дороге, а в них два брата живут. Расстояние между домами обозначим x0. И надумали они в гости друг к другу сходить, да еще и почти одновременно. Один сел на велосипед и поехал со скоростью V1. А другой пешком вышел, да с соседом поговорить остановился на время "тау". А потом спохватился, да и пошел со скоростью V2. Вопрос: где они встретятся? К кому ближе вертаться будет?

Представим задачу математически. . Для этого выберем ось х и начало ее возьмем в первом доме. Тогда смотрим «веселые картинки»):

математическое описание движения навстречу...
математическое описание движения навстречу...

Чтобы найти место встречи, нужно сначала определить время встречи. Ясно, что в месте встречи координаты на оси будут равны. Значит, ищем и определяем место встречи подстановкой времени встречи в первое или второе уравнение.

Пусть V1=10 м/с, V2= 5 м/с, время болтовни с соседом две минуты, а между домами всего 2 километра… Что мы видим? Не болтал бы второй брат с соседом, успел бы хоть за забор выйти. А так ему гостей принимать. И даже если он бегом побежит, все равно ему велосипед не обогнать. Ну, если только у первого внезапно колесо отвалится – возможны варианты...

А теперь «про ЕГЭ». Пример 2. Мотоцикл едет по прямой дороге с постоянной скоростью V1 км/⁠ч. По той же дороге навстречу ему едет автомобиль с постоянной скоростью V2 км/⁠ч. Чему равен модуль скорости движения мотоцикла относительно автомобиля? Здравый смысл подсказывает ,что скорость сближения равна V1+V2… И он прав, знаете ли, этот здравый смысл...

Пример 3: место встречи «вдогонку». Созвонились две подруги и договорились о встрече, чтобы пакет с косметикой пробной передать. Встретились, поговорили, да и поехала первая по своим делам со скоростью V1 на авто. А вторая, спустя время тау вспомнила, что забыла отдать пакет, и кинулась первую догонять. Со скоростью V2. Догонит? Посмотрим на это математически. Выберем ось х по ходу их движения, начало ее в месте разговора, время будем отсчитывать от момента окончания разговора (начало движения первой участницы). Тогда (смотрим рисунок)

описание движения вдогонку...
описание движения вдогонку...

Отсюда понятно, что чем быстрее вторая поехала, тем быстрее будет встреча. Логично. А если медленно поедет – долго придется догонять, или вообще и встречи не будет.

Пример 3. А надо ли встречу? Перекресток двух равнозначных дорог под прямым углом. И две машины, каждая по своей дороге и со своей скоростью. Конечно, действует правило «помеха справа». Но отчего-же зависят условия встречи? Посмотрим на это математически. Выберем уже две оси х и у, их пересечение – на перекрестке. И скорость у каждого авто своя – V1 и V2, и расстояние до перекрестка у первого х0, у второго у0. Поехали!

-4

Фишка: Значит время встречи равно х0/V1 или у0/V2. Чтобы не было риска аварии, нужно это равенство нарушить.

И поинтереснее, пример 4.Школьник сел в электробус, чтобы доехать до школы. На улице накрапывал дождик, но на вертикальные лобовые стекла кабины водителя капли во время остановки не попадали. Когда электробус тронулся и начал разгоняться, на лобовые стекла кабины капли дождя стали попадать. И тем их больше, чем больше становилась скорость электробуса. До какой скорости Vавтобуса разогнался транспорт за время t   при равноускоренном движении от остановки, если за время разгона на лобовые стекла попало N  капель дождя, площадь стекол равна S, а концентрация капель в воздухе составляла n. Будем считать, что до столкновения со стеклом кабины скорость капель остается такой же, как и вдалеке от нее. На рисунках показаны интуитивные действия по переносу скоростей (переход из одной системы отсчета в другую) и соображения, как найти таки скорость.

-5

На любую ситуацию можно смотреть как на физическую задачу, главное, применить верную математику, и не забыть про здравый смысл.

В следующем разборе — говорим о погрешностях.