Кто впервые глядит на картину Пукирева, у того щемит сердце. Самые трепетные пускают слезу. Усталая покорность юной невесты, самодовольство морщинистого жениха, что годится ей в деды, угодливый поп, угрюмый парень справа - надо полагать, жених несостоявшийся. Горестнее полотна в Третьяковке не найти. Сильная работа, душу рвет.
Молодая была немолода
… Выпускник Московского училища живописи Василий Пукирев сочувственно кивает: добрый друг, купец Сергей Варенцов, поведал о своей беде. Статного, симпатичного Варенцова бросила невеста, 24-летняя Софья Рыбникова. Она тоже из зажиточной купеческой семьи, не сказать, что очень юная; и зачем ей тогда кобениться? А поди ж ты: уломали Соню родители выйти за промышленника Карзинкина. Тот богаче Варенцова и сильно постарше. Насколько старше? – любопытствует художник. Оказывается не дряхл еще Карзинкин, лет 38 ему. Но Соня! Как она могла пренебречь его чувствами? – несчастный купчина роняет голову на руки. Еще и шафером зовут на свадьбу: Карзинкин Варенцову приходится родней. Вот узел завязался, врагу не пожелаешь.
Василий слушает друга, а в голове бродит смутный пока замысел. Другой его приятель, тоже из «мазил», Петя Шмельков недавно распинался про дикие нравы торгашей: им ничего не стоит купить девицу, как вещицу. И драматург Островский пьесу написал про то, «Бедность не порок», очень успешная пьеса. Пукиреву, крестьянскому сыну, тоже позарез нужен успех. Чем не тема для картины – неравный брак?
И что с того, что Карзинкин не стар, а Софья не бесприданница? Главное – хлестнуть по нервам, обрушить на зрителя поток чувств, переживаний, чтоб растаяло самое черствое сердце. Чтоб как Сережа сейчас стонет, застонали все… Только хватит у него мастерства для такой работы?
Фурор
В 1861 году Святейший Синод издает указ, где осуждает браки с большой разницей в возрасте. Годом позже художник Пукирев приступает к картине – теперь он уверен, что тему выбрал точно. Жениха состарим раза в два, повесим ему на шею Владимира 2-й степени; спесивым и мерзким пусть будет (прототипов у жениха сразу несколько, как полагали).
Невеста, напротив, девочка почти – нет, это не Соня, хотя… что-то общее есть. А справа поставим в профиль Варенцова – взгляд гневный, скорбный, руки крест-накрест. Вот такой сюжет.
В один из дней 1863-го никому не известный художник Василий Пукирев просыпается знаменитым. Ему хватило и мастерства, и художественного вкуса, и экспрессии, чтоб написать шедевр. Критик Стасов называет полотно одним из самых трагических в русской школе живописи; Илья Репин ехидно замечает, что коллега Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу». Но круче всех откликается историк Николай Костомаров - он признается: собирался жениться на молоденькой, но картина Пукирева расстроила планы. Вот что кисть животворящая делает.
Одно плохо - обиделся дружище Варенцов. К тому времени как «Неравный брак» вышел в люди, он нашел другую невесту и теперь не желал стоять столбом в углу картины – это явный намек на прошлое увлечение, что люди скажут? Приятели поцапались. Художник купцу в итоге уступил: пририсовал ему бородку. Шафер стал похож на самого Пукирева – вот и ладно.
Молодой живописец получил звание профессора. Его картину за полторы тысячи рублей купил Павел Третьяков – выставил в галерее, разумеется. Казалось, в России родился еще один классик.
Но мастерство и вдохновение иссякли; шедевров, равных «Неравному браку» (пардон за каламбур), Пукирев так и не создал. В 40 лет захворал, ушел с работы; получал скромную пенсию, умер 58-летним, в бедности.
Есть версия, что в образе юной невесты Пукирев изобразил собственную возлюбленную по имени Прасковья. Некая драма случилась в жизни Василия, жениться на Прасковье он не смог – вот и увековечил милый облик.
В любом случае, прототипы героев полотна жили своими жизнями, та же Софья Карзинкина родила мужу трех детей и на судьбу не жаловалась, а «Неравный брак» зажил своей. Он беспощадно высветил один из неприглядных ликов эпохи, чего уж там. По сей день пробирает до мурашек.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо читателям за лайки, комментарии, подписки