Найти в Дзене
АиФ – Северный Кавказ

Что случилось в пятигорском реабилитационном центре для зависимых, где умер пациент?

Оглавление
Иллюстрация к материалу. Фото: pxhere.com
Иллюстрация к материалу. Фото: pxhere.com

В Пятигорском рехабе умер реабилитант. Официально, из-за сердечной недостаточности. Однако жена погибшего утверждает, что сотрудники центра, который помогает избавиться от зависимости, могли стать виновниками его гибели.

30-летнего житель Зеленокумска Артёма страдал наркоманией. Он решил избавиться от пагубного пристрастия. Теперь его нет в живых. Подробности пребывания мужа в рехабе она узнала позже от других пациентов заведения. Запись разговора размещена Интернете.

Из рассказа следует, что к парню могли применить физическую силу сотрудники заведения. Его якобы замотали по самую шею замотали в ковёр и туго зафиксировали скотчем. На записи говорилось, что там это нормальная практика. Доставалось и другим пациентам.

Крики парня доносились до других постояльцев рехаба, он звал маму...

Артём умер. Перед тем, как вызвать правоохранителей, всех постояльцев вывезли, камеры видеонаблюдения в комнатах демонтировали. Родителям рассказали, что их сыну внезапно стало нехорошо, и скончался от сердечной недостаточности.

Представители центра также рассказали, что 26 апреля 2024 года учреждение вопреки запретам посетила супруга Артёма и «пыталась перекинуть какой-то пакет через забор». После чего парень стал себя вести «неадекватно», пытался навредить себе.

«Это были явные признаки острого психического расстройства или возможного нахождения в состоянии наркотического опьянения», - констатировали в частной наркологической клинике.

Что говорит ещё один постоялец?

Детективная история с трагическим финалом начала обрастать новыми подробностями. С нашей редакцией связался бывший постоялец соседнего пятигорского ребцентра, в котором в 2018 году погиб 24-летний постоялец. Мужчина, назвавшийся Евгением, утверждает, что у всех этих центров схожие методы работы, один небезызвестный руководитель, а все их сотрудники бывшие наркозависимые.

Евгений рассказал, что несколько месяцев с ним плохо обращались. Если проживающий там в редких телефонных разговорах проговаривался близким, как проходит «лечение», за этим следовало наказание.

По словам нашего собеседника, «содержание» обходилось семье зависимого в 40 тысяч рублей в месяц, но под разными предлогами из них постоянно просили деньги на разные нужды или на индивидуальные занятия по специальной методике.

Питание, вспоминает он, было скудным и скромным: каша на воде, гнилая картошка, изредка овощи. Макароны - редкое блюдо, почти деликатес. При этом каждые пару недель родственники присылали посылку с продуктами и лекарствами, но большую часть съестного присваивали себе сотрудники центра. Вопреки убеждениям, что «лечение» проводят под контролем медиков, врачей там не было. Вся терапия сводилась к обязательной молитве для христиан и намазу для мусульман. За случайно сказанное матерное слово часами заставляли писать «фразы» тысячи раз.

Посзже в эту реабилитацию клинику для нарко- и алкозависимых пришли правоохранители. Однако никаких признаков преступления и административного нарушения они не выявили.

Докопаются до правды

Первого мая 2024 года в Зеленокумске проводили в последний путь 30-летнего Артёма, чья жизнь оборвалась в таинственных обстоятельствах. Согласно официальной информации, следователи начали расследование и возбудили уголовное дело по статье 117 УК РФ о истязаниях.

По словам представителей правоохранительных органов, внимание также будет уделено расследованию нравов рехабилитационного центра, где находился погибший.

Кроме того, антинаркотическая комиссия Ставропольского края обещает провести проверку работы центра и соблюдение прав пациентов. Дальнейшие подробности расследования будут сообщены по мере поступления информации.

Как устроены такие рехабы?

Общественный деятель Алимурад Разуев объяснил, как работают такие реабилитационные центры.

«Эти рехабы закрытого типа. Почти все они платные: минимум от 50 тыс. рублей в месяц стоит пребывание в нём одного человека. Их работу никто не контролирует и не проверяет. Поэтому администрация чувствует себя безнаказанно.

Они берут деньги с родителей, обещают результат, но есть один нюанс. Часто в такие места попадают те, кого ранее уже пытались лечить. Своих близких отправляют туда от безысходности, держат их в закрытых наркологических центрах принудительно и они, понимая это, начинают бунтовать.

Этот трагический случай доказывает, что надзорные проверки в этих центрах должны проходить регулярно. Должен быть более строгий законодательный подход. Думаю, неожиданные посещения рехабов, по аналогии с теми, которые проводит Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в СИЗО России, способны изменить ситуацию.

Профессионалам не составит труда по поведению пациентов определить, что в наркологическом центре происходит неладное. Люди там будут замкнутыми и улыбаться внатяжку, персонал будет «плясать» вокруг проверяющих. В идеале, всех постояльцев нужно по очереди вызвать для беседы тет-а-тет, чтобы сотрудники не смогли вычислить того, кто их выдал. Так мы убережём этого человека от мщения.

За те 13 лет, которые я веду борьбу с наркотиками, вижу – обещанная психологическая и медицинская помощь в закрытых рехабах неэффективна. По моим наблюдениям, лучше всего работают центры духовного восстановления, где зависимые пересматривают своё поведение с точки зрения религии. Но это должно происходить добровольно. Насильно человека хорошим не сделаешь, он только озлобится и будет мстить своей семье за то, что его принудительно удерживали», - сказал Алимурад Разуев.