В XVIII веке Каменный остров располагался на окраине города и в 1700-х годах был сильно заболочен. Работы по благоустройству острова начались в 1713 году, когда Пётр I подарил эту землю канцлеру Г.И. Головину. С тех пор остров стал популярным местом отдыха.
В 1765 году императрица Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу. В 1780 году для наследника престола был построен Каменноостровский дворец с прекрасным садом. Рядом с резиденцией великого князя столичная знать стала строить свои загородные поместья.
Но только при Александре I и его младшем брате Каменный остров стал настоящим центром светской жизни. В 1827 году здесь построили Летний театр, где выступали самые модные труппы того времени. Среди посетителей театра был и сам император Николай I. При Николае II Каменный остров приобрёл современный вид. В это время на острове появились многочисленные виллы состоятельных петербуржцев.
В 1897 году потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Иван Петрович Беликов, который занимался мануфактурной торговлей, взял в долгосрочную аренду на 90 лет участок на Каменном острове у его владельцев — герцогов Георгия и Михаила Мекленбург-Стрелицких и принцессы Елены Саксен-Альтенбургской. Этот участок планировалось использовать для строительства дачи. По неизвестным причинам в 1906 году арендный договор был расторгнут, и участок перешёл к жене коллежского асессора Анне Михайловне Сысоевой.
В 1907 году по заказу хозяйки участка была построена деревянная одноэтажная дача на кирпичном фундаменте. Проект разработал гражданский инженер Владимир Васильевич Кралин (в некоторых источниках упоминается частный землемер Ф. Зоммер).
У здания была высокая крыша и большое круглое окно в стиле модерн. К даче примыкало крепкое бревенчатое крыльцо с декоративными колоннами-балясинами. Рядом с дачей находились деревянный служебный флигель с каменной противопожарной стеной, который использовали как конюшню, каретный сарай и дворницкую, а также «санитарная зона», включающая бетонный туалет («ретирадник») и помойную яму.
В 1912 году права аренды на участок перешли от Анны Сысоевой к Евгении Ардалионовне Криличевской. Муж новой арендаторши, Михаил Александрович Криличевский, успешно развивал свою карьеру в банковской сфере: он начал с должности заместителя директора Русского для внешней торговли банка, а затем сам возглавил эту финансовую организацию.
Прежние постройки были снесены, и на их месте в 1914–1915 годах был построен нынешний особняк. Автором проекта стал Николай Николаевич Веревкин, который окончил Институт гражданских инженеров, а затем Высшее художественное училище при Академии художеств, благодаря чему он обладал двумя специальностями — гражданского инженера и художника-архитектора.
Архитектурный облик здания выполнен в стиле итальянского ренессанса. Веревкин создал неповторимый образец неоренессансного направления, которое пользовалось большой популярностью в архитектуре петербургского ретроспективизма 1910-х годов.
Этот уютный загородный дом, отделанный розовым песчаником, был прекрасно приспособлен для всесезонного проживания. Он украшен филёнками (вертикальными панелями со скульптурным декором) и имеет тройную аркаду на одном из фасадов, которая опирается на гранитные колонны. Лоджия дома выходит на небольшую террасу. Над окнами второго этажа расположены медальоны с профилями. Боковые выступы здания имеют строгий и лаконичный дизайн.
Недавно над лоджией была построена стеклянная веранда, что нарушило цельность композиции главного фасада.
У этого здания разные фасады по форме и расположению окон. На северном фасаде в центре расположен выступ с балконом, где были гостиная и будуар. Над ним находится небольшой портик с треугольным фронтоном и арочная ниша с орнаментом. Этот декоративный элемент красиво выделяется на фоне массивной стены.
На восточном фасаде окна расположены более свободно, в соответствии с внутренней планировкой. Здесь особенно видно сочетание элементов эпохи Возрождения со структурными принципами стиля модерн.
В здании было устроено паровое отопление: в подвале располагались котельная и угольный склад. Из прихожей жильцы особняка проходили в просторный квадратный холл, к которому на первом этаже прилегали библиотека с кабинетом, гостиная и буфетная с «большой» столовой. Буфетная была удобно соединена лифтом с кухней, которая находилась над ней.
На втором этаже вокруг центрального холла проходила обходная галерея, куда, помимо кухни, выходили двери малой столовой, будуара, спальни и комнат для гостей. В гостевых комнатах была обустроена ванная, что позволяло комфортно разместить гостей на ночь. Подобный способ организации пространства вокруг центрального холла был типичен для стиля модерн, и такие помещения можно встретить и в других особняках Петербурга.
В советский период в здании находилось проектное бюро, а с начала 1990-х годов здесь размещается резиденция митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
Адрес: Каменный остров, 1-я Берёзовая аллея, 18.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: