Рядом с Каменноостровским театром на Каменном острове стоит здание в неоготическом стиле. Оно окружено ажурной решеткой с растительным орнаментом, а ворота украшены фигурами саламандр. По легенде это существо не горит в огне, а проходя по нему - гасит.
Фигура саламандр имеет прямое отношение к истории рода хозяйки особняка - графини Марии Эдуардовны Клейнмихель. Отец ее мужа - граф Петр Клейнмихель лично руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года.
Оно было выполнено в рекордно короткие сроки - всего за два года. Николай I велел отчеканить медаль “Усердие все превозмогает” и даровал Клейнмихелю графское достоинство. А также Клейнмихель поручил право изображать на своем гербе Зимний дворец в огне. Сегодня его можно увидеть над входом в дом.
Освоение территорий на берегу реки Крестовки, которая разделяет Каменный и Крестовские острова началось в 1810-ых годах. Тогда были проведены работы по осушению земель. К концу 1820-ых годов вокруг 1-ого Елагина моста сформировался архитектурный ансамбль Театральной площади: Каменноостровский театр, дача для воспитанниц Театрального училища, домики для смотрителя театра и охраны, кофейный домик.
На месте нынешнего дома Клейнмихель стояла дача Э. Женьеса - актера французской труппы, которая выступала в Каменноостровском театре. После дача была продана Н.А. Верховецкой.
В 1893 году право аренды этого участка приобрела М.Э. Клейнмихель. Графине Клейнмихель принадлежала только правая часть ныне существующего здания. Она была построена в 1904-1907 годах по проекту архитектора И.А. Претро.
А вот левая часть была построена позже, в 1909 году, архитектором Ф.Ф. фон Постельс для жены владельца цирка Чинизелли. Она арендовала часть участка у графини. Вход на дачу Чинизелли был возможен через общий вестибюль.
Мария Эдуардовна понимала, что здание смотрится негармонично. Чуть позже она заказала перестройку своего дома в таком же стиле, как и дача Чинизелли.
Около дачи раскинулся небольшой садик.
Дореволюционные фотографии дачи можно увидеть в одном из выпусков журнала “Столица и усадьба”. Такой чести не удостоилась ни одна другая усадьба на Каменном острове.
Стены в вестибюле были обшиты дубовыми панелями. В помещении был камин, украшенный узорчатой керамической плиткой.
Лестница с резными перилами вела на галерею. Столбы лестницы украшали мужские головы в широкополых шляпах.
В парадных помещениях можно было увидеть коринфские пилястры, лепные фризы в виде венков с гирляндами.
В Большой гостиной находился мраморный камин с атлантами, перед ним на низких постаментах лежали два сфинкса с женскими головами.
Переход в виде пологой арки вел в Малую гостиную, затем в гостиную. В ней был сделан световой фонарь, который освещал помещение. На полу был наборный паркет. В зале был представлен коллекционный фарфор, а также живопись, гобелены и восточные ковры на полу.
Мария Эдуардовна была светской львицей. А ее дом был знаменит балами и салонами. На них бывали многие знаменитые люди того времени. Графиня была дружна с великими князьями, дипломатами, политиками, коллекционерами.
В 1914 году Клейнмихель организовала в своем летнем доме госпиталь. Вся обстановка дома была перевезена в особняк графини на Сергиевской (Чайковского) улице.
Там в январе 1917 года Марию Эдуардовну арестовали. Ей предъявили обвинение в том, что ей был кем-то предоставлен пулемет и она стреляла с крыши собственного особняка по революционным отрядам, которые проходили в сторону Таврического дворца. На тот момент ей был 71 год.
Также к тем обвинениям добавилась информация о прогерманских связях. Якобы графиня по своему телефону лично вела переговоры с германским императором Вильгельмом. Марию Эдуардовну всегда обвиняли в том, что ее салон носит не светский, а политический характер. Но она всегда опровергала это.
Но абсурдность обвинений была доказана и Марию Эдуардовну отпустили. После этого она совершила хитрый поступок. Когда в октябре 1917 года бушевали погромы, графиня забаррикадировала двери своего особняка и повесила записку:
“Вход воспрещен, здание принадлежит Петроградскому совету депутатов. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость”.
Так, графиня выиграла для себя время, успела упаковать вещи и покинула дачу через черный выход. После ее бегства местный совет узнал, что его одурачили.
В советское время в доме размещался санаторий. А в первые годы, когда на Каменном острове открылись дома отдыха, здесь располагался клуб.
В 1920-ом году этот клуб посетил Ленин, и именно благодаря этому здание сохранилось.
Дача Чинизелли была разобрана в 1978 году из-за аварийного состояния. Нынешний “домик с башенкой” был возведен в 1990-ые годы.
Сейчас в здании находятся правительственные учреждения и попасть туда невозможно.
На даче был снят один из эпизодов фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» - Особняк-зверинец чучельника Шермана («Сокровища Агры»). Сюда Ватсон был прислан сыщиком за псом по кличке Тори.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: