Напротив дачи графини М.Э. Клейнмихель на Крестовском острове располагается каменный дворец. Он был построен в начале 1910-ых годов на месте, которое долго принадлежало семье Штиглицей.
В 1810 году Александр I пожаловал участок на Каменном острове своему лекарю Карлу Сюзероту. Строительство двухэтажного дома службами было поручено архитектору Василию Стасову. Но уже в 1816 году имение выкупил барон Людвиг Штиглиц.
Первая дача для Штиглицей была построена лишь в 1835 году по проекту А.М. Куци. После смерти Людвига Штиглица владельцем участка стал его сын Александр Людвигович. Он купил соседнюю дачу А.А. Челищева и решил расширить усадебный комплекс.
Архитектор А.И. Кракау создал ансамбль с садом, оранжереями, служебными и хозяйственными постройками.
Барон А.Л. Штиглиц был бездетным и очень переживал по этому поводу. В июне 1844 года к дверям его дачи была подброшена корзинка с маленькой девочкой. Рядом лежала записка: “родилась 10 декабря 1843 года, крещена Надеждой Михайловной”.
Барон понял, что это была внебрачная дочь Великого князя Михаила Павловича. Штиглиц немедленно объявил об удочерении девочки, которая получила фамилию Июнева (по месяцу, в котором ее обнаружили).
Надежда Михайловна стала супругой Александра Александровича Половцова. А после смерти родителей владельцем дачи стал приемный внук Штиглица, сын Надежды и Александра Половцовых - Александр Александрович Половцов-младший.
Он решил обустроить себе новый загородный дом на месте старого, уже устаревшего и обветшавшего деревянного дома. В 1911 году был приглашен архитектор Иван Фомин. Он был большим поклонником классической архитектуры, поэтому здание он создал именно в этом стиле.
Здание выполнено в П-образной форме. Его украшают большое количество колонн и портик. Внутренняя планировка выполнена в анфиладой. По требованию владельца от старой дачи был сохранен Танцевальный зал с расписным плафоном начала XIX века.
Новое здание было оснащено по последнему слову техники. Архитектор Карл Шмидт взял на себя техническую сторону перестройки. В доме были: водопровод и канализация, отопление и электричество.
Перестройка затронула и сад. Все старые постройки были разобраны. Были созданы новые оранжереи и гараж для машин.
Отделочные работы были завершены в 1916 году. Александр Александрович практически не успел пожить в своем новом доме.
Парадные залы особняка находились на первом этаже, а второй был отдан для жилых комнат. Декоративной росписью интерьеров занимался художник Усеин Боданинский, а резьба по дереву была выполнена Робертом Мельцером.
Первым делом гости попадали в вестибюль-ротонду. Купол в ней был кессонированный. Стены были отделаны искусственным мрамором теплых тонов, декорированы ионическими пилястрами. В стенных нишах — две скульптурные группы («Фавн и нимфа» и «Купальщица»), контрастирующие со светлым цветом пола и стен.
Самый красивый зал дачи - это Гобеленовый. Стены в зале были облицованы искусственным серо-желтым мрамором. Главным украшением помещения были гобелены из коллекции Половцова. На потолке был плафон.
В зале был наборный паркет - темный меандр на светлом фоне.
Из Гобеленового зала ведет мраморная лестница на второй этаж.
Поднявшись по ней можно попасть на небольшой балкончик, с которого открывалось все великолепие Гобеленового зала.
Около Гобеленового зала была небольшая комната библиотеки Половцова. Стены и потолок помещения отделаны резным деревом, резьбой украшены также книжные шкафы и стеллажи.
Следующий зал в анфиладе - это Танцевальный. Он был сохранен со старой дачи Штиглица. Зал украшали ионические колонны, которые делили его на три части. В стенах были созданы овальные ниши, в которых были установлены скульптуры. На своде перекрытия — полихромная роспись первой половины XIX века.
Из Танцевального зала можно было попасть в Зимний сад. Это полуротонда, обращенная в сторону Елагина дворца. В помещении установлены панорамные окна. Зимний сад был украшен не только экзотическими растениями, но и скульптурой. Одна из самых интересных работ - это “Дамон” А.Адамсона. Также сюда были перенесены мраморные статуи собак и скульптура “Девушка в хитоне”, которые раньше стояли в парке, неподалеку от главного входа.
Справа от Танцевального зала находилась Розовая гостиная. Свое название она получила благодаря цвету штофа. Украшением гостиной служит камин из темного мрамора. На полу можно увидеть наборный паркет из девяти сортов дерева. В помещении сохранилась мебель конца XVIII века.
Дачу отобрали в 1917 году. По проекту Фомина она была перестроена в санаторий. Архитектор старался сохранить свои интерьеры.
После 1917 года Половцов-младший возглавил особую комиссию по описанию и учету художественных коллекций во всех пригородных дворцах Романовых. Во многом благодаря ему пригородные дворцы не будут подвергнуты разграблению и уничтожению.
Половцов станет первым директором Павловского музея, открытого в июне 1918 года для обозрения публики. Вскоре Половцов будет вынужден эмигрировать.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: