Найти тему

Вклад меценатов в сохранение культурного наследия Российской империи XIX - начала XX века. Павел и Сергей Третьяковы.

Оглавление

Многим жителям Москвы известна одна из самых больших художественных галерей во всем мире, которая с гордостью носит имя своих создателей, а именно Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Павел Михайлович и Сергей Михайлович коллекционировали произведения искусства самых выдающихся мастеров. Благодаря деятельности братьев Третьяковых был основан фундамент развития русского искусства, который по сей день является уникальным в своем роде. Третьяковы, которые являлись коллекционерами и меценатами, внесли бесценный вклад в развитие русского искусства.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-55.userapi.com%2Fimpg%2FMc4-0Eo8N-hGlrmu6iAV2iY3xX-oPFATtjnppA%2FRfZTO3iro74.jpg%3Fsize%3D800x400%26quality%3D95%26sign%3Dcd1e89645d8781bf2bbfed9a34470d6c%26c_uniq_tag%3DZYfkDQRN-qyR-cAtQnbxqy1xBCutb3ZOcosoKOr4LY4%26type%3Dalbum&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=третьяковы%20меценаты
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-55.userapi.com%2Fimpg%2FMc4-0Eo8N-hGlrmu6iAV2iY3xX-oPFATtjnppA%2FRfZTO3iro74.jpg%3Fsize%3D800x400%26quality%3D95%26sign%3Dcd1e89645d8781bf2bbfed9a34470d6c%26c_uniq_tag%3DZYfkDQRN-qyR-cAtQnbxqy1xBCutb3ZOcosoKOr4LY4%26type%3Dalbum&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=третьяковы%20меценаты

История рода

Купеческий род Третьяковых начинает свою историю с уездного города Малоярославца, откуда в 1774 году в Москву прибыл прадед П.М. Третьякова Елисей Мартынович с женой и сыновьями.

Следующие поколения Третьяковых успешно расширяли торговлю и увеличивали капиталы. Особенно хорошо это получалось у Михаила Захаровича Третьякова, чему способствовала его удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой. 15 (27) декабря 1832 года у них родился первый сын, будущий основатель знаменитой художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. А уже в 1834 году родился второй сын, позднее не менее известный, чем Павел, Сергей. Все в семье было 9 детей: старший Павел, Сергей, Елизавета, Даниил, София, Александра, Николай, Михаил и самая младшая Надежда.

Павел Михайлович Третьяков и его младший брат Сергей с самого детства работали на семейных предприятиях. Вели бухгалтерские книги, что помогло братьям в будущем, также они общались с покупателями. Став старше, они взяли на себя все семейные дела.

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие.
П. М. Третьяков

Московские купцы П.М. и С.М. Третьяковы внесли большой вклад в процесс коллекционирования в России второй половины XIX века. Они вошли в историю как основатели Третьяковской галереи. Каждый из братьев оставил заметный след в истории Москвы и отечественного искусства. Наиболее известен старший из братьев Третьяковых – Павел Михайлович . Именно он стал главным основателем галереи. Он хотел создать национальную галерею в столице России, которая будет хранить картины русских художников, а также историю и память государства.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-55.userapi.com%2Fimpg%2FMc4-0Eo8N-hGlrmu6iAV2iY3xX-oPFATtjnppA%2FRfZTO3iro74.jpg%3Fsize%3D800x400%26quality%3D95%26sign%3Dcd1e89645d8781bf2bbfed9a34470d6c%26c_uniq_tag%3DZYfkDQRN-qyR-cAtQnbxqy1xBCutb3ZOcosoKOr4LY4%26type%3Dalbum&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=третьяковы%20меценаты
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-55.userapi.com%2Fimpg%2FMc4-0Eo8N-hGlrmu6iAV2iY3xX-oPFATtjnppA%2FRfZTO3iro74.jpg%3Fsize%3D800x400%26quality%3D95%26sign%3Dcd1e89645d8781bf2bbfed9a34470d6c%26c_uniq_tag%3DZYfkDQRN-qyR-cAtQnbxqy1xBCutb3ZOcosoKOr4LY4%26type%3Dalbum&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=третьяковы%20меценаты

— Павел Михайлович Третьяков —

Павел Третьяков родился в 1832 году в одном из старинных богатых районов Москвы — Замоскворечье.

Семья отца Павла торговала полотняными изделиями в Москве. Память об этом хранит один из музеев, посвященных семье Третьяковых, и находится недалеко от самой Третьяковской галереи. Отец Павла был довольно строгим и очень верующим человеком. Именно отец привил детям любовь к труду, он буквально контролировал каждый шаг жильцов дома. Даже уроки, проходившие на дому, проводились в присутствии главы семьи. Также отец с ранних лет приобщал братьев, Павла и Сергея, к торговле.

Павел Михайлович был большим любителем книг. Как уже упоминалось ранее, Павел с ранних лет вел бухгалтерию семейного дела. Впоследствии при покупке картин для выставок и создания галереи, Павел Михайлович сохранял все чеки о покупке, которые также можно увидеть в музее Братьев Третьяковых.

В 1850 году отец Михаил Третьяков скончался и все семейные дела перешли наследнику Павлу. Благодаря ему торговля развивалась и процветала. Спустя время маленькое семейное дело из 5 лавок превратилось в целую промышленность. Через 16 лет Павлом и Сергеем была открыта льняная мануфактура в Костроме с передовой техникой для работы.

В 1865 году старший сын семейства женился на Вере Николаевне Мамонтовой, которая являлась двоюродной сестрой другому известному меценату 19 века - Савве Ивановичу Мамонтову. Свадьба была организована семьей Мамонтовых и проходила имении крестного Веры Николаевны, Ивана Федоровича Мамонтова. Свадебный кортеж провожал под музыку и радостные голоса молодоженов от Киреева, где проходила сама свадьба, до станции Химки, откуда Павел и Вера отправились в свадебное путешествие.

Появление Веры Николаевны в семье Третьяковых историки связывают с зарождением у Павла большой любви к музыке и искусству, ведь, начиная именно с этого периода, Павел стал с большим интересом посещать с женой музеи, концерты, театры, а в особенности оперы. Именно тогда у него появилось желание создать собственный музей, которые бы отражал культуру русского народа и его историю. Любовь к искусству Третьяковы передавали и своим детям.

В 1850-х годах Павел Михайлович начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Фёдора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров.

Старший брат помогал людям как благотворитель. В отличие от Сергея Михайловича, Павел Третьяков избегал светских мероприятий, не любил излишеств и даже сюртук носил всегда одного и того же кроя. Немногословный, скромный Третьяков обладал щедрым сердцем. Павел Михайлович был благотворителем для Арнольдовского училища глухонемых, а также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества и основал приют для вдов и сирот русских художников в Москве.

Павел Третьяков очень переживал, если, желанная картина не попадала к нему в коллекцию, а уходила в чужие руки. Он буквально охотился за лучшими произведениями, порой ему даже приходилось вступать в конфликты с представителями царской фамилии. Так однажды выставку передвижников посетил Александр III. Он захотел купить одну из представленных картин, но позже он узнал, что эта картина была куплена Третьяковым. Тогда он заинтересовался другими картинами выставки, но они все также были проданы коллекционеру Третьякову. Для того чтобы такие случаи больше не происходили, организаторы выставок решили не продавать картины, пока мероприятие не посетят представители царской династии. Но это не помешало Третьякову. Теперь он стал выкупать понравившиеся картины до выставок. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun1-95.userapi.com%2Fc855724%2Fv855724477%2F1cf7b3%2FEUCEwoOEe3I.jpg&lr=214&noreask=1&pos=6&rpt=simage&source=qa&text=Сергей%20Михайлович%20Третьяков%20(меценат)
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsun1-95.userapi.com%2Fc855724%2Fv855724477%2F1cf7b3%2FEUCEwoOEe3I.jpg&lr=214&noreask=1&pos=6&rpt=simage&source=qa&text=Сергей%20Михайлович%20Третьяков%20(меценат)

— Сергей Михайлович Третьяков —

Сергей Третьяков в отличие от брата не зацикливался только на бизнесе. Кроме покупки картин, совершения сделок с крупными художниками и ведения бухгалтерии, он также активно участвовал в жизни и развитии столицы. Он хотел улучшить жизнь общества не только обогащением культурной жизни, но и всячески модернизировать город.

Сергей Михайлович был одним из кандидатов на должность гласного Московской городской думы. Он входил в состав директоров Русского музыкального сообщества и в благотворительный комитет. Именно по его инициативе был открыт сбор пожертвований на нужды солдат в годы Русско-турецкой войны.

У Сергея Михайловича не сразу появился интерес к коллекционированию. Старший брат говорил о том, что изначально Сергей был влюблен в русскую живопись, но позже он стал больше ориентироваться на зарубежные работы. В частности, Сергея Третьякова привлекали работы немецких и французских художников. Разные вкусы в живописи легко объяснить тем, что Сергей не хотел конкурировать с братом, которые был нацелен в большей степени на отечественных деятелей, в то время как получить картину западных художников было гораздо проще. Но Сергей Михайлович очень тщательно подходил к выбору новой картины в свою коллекцию. Его интересовали работы художников «барбизонской школы» и академической живописи.

В 1870-х годах Сергей Михайлович женился во второй раз и переехал в новую усадьбу. Картины, которые находились в новом доме, отличались романтическим настроением Третьякова. В основном это были пейзажи, которые он приобретал для собственного наслаждения, а не для демонстраций гостям.

Сергей Михайлович не считал себя профессиональным коллекционером, как его брат, но несмотря на это, он внес большой вклад в создание Третьяковской галереи, помогая Павлу. Он писал Павлу Михайловичу о новых работах, посещая множество выставок и закрытых показов картин, следил за новыми тенденциями в мире искусства.

Павел всегда советовался с Сергеем перед покупкой картин, и именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн, которого Третьяковы знали с детских лет, согласился позировать Илье Репину.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.tsarvisit.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fdreamstime_c_-_moscou_-_galerie_tretiakov_9_0.jpg&lr=214&pos=4&rpt=simage&text=третьяковская%20галерея%20лучшие%20фото
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.tsarvisit.com%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fdreamstime_c_-_moscou_-_galerie_tretiakov_9_0.jpg&lr=214&pos=4&rpt=simage&text=третьяковская%20галерея%20лучшие%20фото

— Третьяковская галерея —

В 1873 году была построена галерея, которая вскоре открылась для свободного посещения. В 1892 году ее реконструировали и Павел Третьяков отправил заявление в Московскую думу, в котором писал о передаче коллекции и самого здания в собственность города. Месяцем ранее умер Сергей Третьяков, коллекция которого насчитывала в большей степени картины западных художников. И согласно его завещанию Москве переходила принадлежавшая Сергею часть дома в Лаврушинском переулке и работы из его собственности, которые Павел решит присоединить к коллекции галереи.

В 1893 году была открыта художественная галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, которая уже теперь носила статус городская. В день открытия увидеть шедевры мирового искусства, собранные меценатами, были около 700 человек. Всего галерея насчитывала 1276 картин. Среди них были работы мастеров XVIII — первой половины XIX века, таких как Дмитри1 Левицкий, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский, Карл Брюллов и многие другие не менее известные художники.

Павел Третьяков до последних дней своей жизни спонсировал галерею новыми картинами, работал над созданием каталогов, а также расширят площади. В 1898 году Павел Третьяков скончался, и по его завещанию в галерею было передано больше 60 икон, которые он собирал около 10 лет. Так в Третьяковской галереи появилось собрание древнерусской живописи.

История галереи начинается с 1856 года, когда Павел Третьяков впервые приобрел картины. На конец 1867 года музей насчитывал около 1276 работ на полотне, 471 рисунок, а также 10 скульптур русских художников. В галерее также было около 84 картин зарубежных художников. В годы революции 1917 года галерея пополнилась картинами из конфискованных частных собраний и музеев.

В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс — Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке была размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века.

На данный момент коллекция насчитывает более 180 000 работ и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век. Сейчас музей находится в историческом для Москвы месте и является объектом культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpastvu.com%2F_p%2Fa%2Fb%2Fr%2Fj%2Fbrjmnf5jucxoutaw8y.jpg&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=Отношение%20государства%20к%20Третьяковской%20галерее%20в%2019%20веке
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpastvu.com%2F_p%2Fa%2Fb%2Fr%2Fj%2Fbrjmnf5jucxoutaw8y.jpg&lr=214&pos=0&rpt=simage&text=Отношение%20государства%20к%20Третьяковской%20галерее%20в%2019%20веке

— Отношение государства к Третьяковской галерее —

Государство было положительно настроено на создание Третьяковской галереи как культурного центра и оказывало поддержку в развитии галереи и его коллекций. Со стороны государства были выделены гранты для развития и поддержки галереи, что позволило увеличить коллекцию и дало возможность организовывать различного рода культурные мероприятия. Государство признавало важность и значимость искусства для культурного развития общества, а также поддержания стабильного развития художников по всей стране.

Создание Третьяковской галереи было важно не только для культурного обогащения народа и просветительской деятельности, но и для поддержки художников, сохранения культурного наследия и памяти о культуре той эпохи. Сейчас множество людей приезжают со всех уголков планеты, чтобы увидеть эту по истине богатейшую коллекцию предметов искусства и оценить неимоверный труд, который проделали Павел и Сергей Третьяковы для создания сокровищницы работ русских и зарубежных мастеров разных эпох.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpin-place.com%2Fimgs%2F5%2F28992%2F0%2Fnew-tretyakov-gallery.webp&lr=214&pos=1&rpt=simage&text=новая%20третьяковка%20крымский%20вал
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fpin-place.com%2Fimgs%2F5%2F28992%2F0%2Fnew-tretyakov-gallery.webp&lr=214&pos=1&rpt=simage&text=новая%20третьяковка%20крымский%20вал

Список литературы:

Братья Третьяковы. Коллекционеры и меценаты

ПАВЕЛ И СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫ - БЛАГОТВОРИТЕЛИ, МЕЦЕНАТЫ, КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ -Л. Н. Велиховский, Т. Н. Кандаурова

Создатели галереи. Как братья Третьяковы стали поклонниками искусства

Семья Третьяковых

Печать 1890-х гг. о передаче коллекции братьев Третьяковых Москве (к 180-летию со дня рождения П.М. Третьякова) - Г.С. Лапшина

«Русская концепция» развития галереи братьев П.М. и С.М. Третьяковых. - Татьяна Юденкова

Также Вы можете ознакомиться со статьей на тему Вклад меценатов в сохранение культурного наследия Российской империи XIX - начала XX века. Михаил и Иван Морозовы. в авторстве Александры Станиславовны Чуб, студентки МИСиС института ИКН.

Автор статьи: Овчинникова Екатерина Сергеевна, МИСиС, ИКН, 1 курс.