Найти тему
Игорь Лисин

Путешествие Лисина в Гданьск. Часть 1

На этот раз, дорогие друзья, после визита в Смоленск решил направить свои стопы в западном направлении и пересёк российско-польскую границу. Калининградскую область описывать не буду, поскольку пробыл здесь меньше дня. Скажу лишь, что в сравнении с прошлым посещением лет пять назад многое изменилось к лучшему. Не зря патриотическое сообщество так нахваливает губернатора Антона Алиханова. Многое довёл до ума, разгрёб завалы, накопившиеся от предшествовавших ему смутных времён. Граница России и Польши представляет собой тихую заводь. На удивление поляки, несмотря на всю русофобию, не закрыли пограничные пункты в отличие от Финляндии.

В автобусе, который подорожал, по моим прикидкам, за пару лет в семь раз ехало всего трое пассажиров, включая меня. И водитель, и погранцы с обеих сторон нескрываемо кайфовали от того факта, что без народа много кислорода. После пересечения границы не складывается впечатления, будто попадаешь из Мордора в Райский сад, как зачастую преподносят ситуацию либералы. Нет, конечно, бывает и такая картинка, когда отдельные глупые управленцы не могут привести в порядок хотя бы двадцатикилометровую приграничную полосу для приличия и поддержания имиджа Российского государства. Но в Калининградской области всё с этим в норме.

Моим пунктом назначения является Гданьск – старинный немецкий город Данциг, волею судьбы, а точнее Иосифа Виссарионовича Сталина, оказавшийся в составе Польши. Сразу скажу про своё отношение к этой стране и народу. Поляков и их культуру я искренне уважаю, воспринимаю польскую нацию как достойную, не лишённую талантов, но слишком эмоциональную. Польшу как государство воспринимаю в качестве враждебной страны, которая стремится всеми возможными способами нам навредить. Чтобы она не смогла нанести нам ущерба, её нужно оценивать здраво, трезво и не уходить в необъективность.

Пару слов об эстетике. Поляки ещё в коммунистические времена сделали ставку на возрождение исторической застройки немецкой эпохи. Время продемонстрировало правоту этого решения. Город производит очень приятное впечатление. Восстановление архитектурной ткани старого Данцига продолжается до сих пор. Немецкий период не скрывается, не замалчивается. Напротив, даже подчёркивается. Хотя на стендах, посвящённых истории, говорится, дескать, большую часть времени Гданьск-таки являлся польским. В средние века и Новое время. Так что депортации немцев – это некрасиво, конечно, но… вы понимаете.

-2

Железнодорожный вокзал

-3

Здание Ратуши

-4

Пример восстановленной немецкой застройки Данцига

-5

Новая стройка также ведётся в стилистике Данцига

Гданьск – шестой по величине город Польши, но по факту один из важнейших населённых пунктов в стране. Это и крупный порт, и курорт высшего класса, и центр деловой активности во многом. Вместе с Сопотом и Гдыней он формирует агломерацию – Труймясто или Трёхградье. Нельзя сказать поэтому, что состояние Гданьска является показателем общей температуры по польской "больнице". Однако в целом город довольно развитый, убранный, живой, с большим количеством молодых людей. В Сопоте отдыхает польская элита (кстати, неплохой курортный городок на Балтийском море), это местный аналог Сочи.

Работы по благоустройству и восстановлению исторической ткани города, конечно же, требуют финансовых вливаний. Поступают они из бюджета Европейского Союза. Знаете, почему в Польше самые сильные проевропейские настроения, если верить социологическим опросам? Потому что ЕС буквально пашет на польское благополучие. За двадцать лет членства в европейском интеграционном объединении в Польску вложили 162 миллиарда (!) евро. Сделано это было по политическим мотивам, поскольку Польша должна была стать "витриной". К тому же её воспринимают как свою, в отличие от Украины или Молдавии, при всех "но".

Надежды украинцев, молдаван, грузин, "сьвядомых" белорусов на то, что в случае евроинтеграции на них прольётся такой же дождь из евроцентров и еврорублей, тщетны. Это совершенно другие кейсы. Польша в семнадцатом веке была сверхдержавой Европы, затем поляки вертелись вокруг Наполеона (возлюбленная Бонапарта Анна Валевская – полька), окучивали правящие круги Лондона и Парижа, выбивая деньги и поддержку для антирусских восстаний. Из-за поляков англичане и французы втянулись во Вторую мировую войну (не помогли – это да, но вступили в конфликт, не стали морозиться). Поляков держать на балансе не так жалко, как "ноунеймов" грузин или украинцев. Слышали что-нибудь про великую Украину в 17 веке? А про украинское окружение Наполеона Бонапарта или влияние украинской эмиграции на принятие хоть каких-то решений Великобританией и Францией? И я не слышал. Потому что этого не было.

Что ЕС делает круто в медийном плане, так это рекламирует себя. Это то, чего так не хватает нашей стране на постсоветском пространстве. Везде – стенды с рассказом о том, как за деньги Евросоюза построен любой сарай. В музее движения "Солидарность" повесили табличку даже на… шкафчики для вещей посетителей. Благодари Брюссель, дружок, ведь мы так много делаем ради тебя, как бы говорят все эти баннеры. Почему мы не заставляем того же делать, скажем, среднеазиатских "партнёров", у которых от трети до половины ВВП составляют переводы мигрантов из России или прямые инвестиции из нашего государства? Вопрос крайне интересный.

Продолжение:

______________________

Дорогие читатели! Убедительная просьба подписаться на канал и поставить "лайк" статье. Это сильно поможет продвижению материалов