Найти тему
Игорь Лисин

Путешествие Лисина в Гданьск. Часть вторая

Христос Воскресе! Продолжаю свой рассказ о путешествии в Гданьск. С первой частью можно ознакомиться здесь:

Какой же рассказ о Польше без разговора о политике исторической памяти и идеологии современного польского государства. Поляки – народ с богатой и древней историей. У него было множество великих достижений, совершенно не из разряда выкопанного Чёрного моря. Польский король Ян Собесский спас Вену от нашествия турок, польские хоругви сражались под Грюнвальдом и ломали хребет немецкому Ордену, да и разгром наших на Висле в 1920-м тоже, согласимся, был эпичным. Однако национальный характер поляков таков, что они привыкли не столько гордиться своими достижениями, сколько оплакивать собственные поражения. Лично я никогда такого подхода не понимал.

"Ой, как нас больно распяли на кресте в 1794/1831/1864!!!", "Польша приняла на себя все грехи Европы!", "Мы страдальцы!" и так далее. Классический пример – конечно, Вторая мировая война и всё, что с ней связано. Нарратив подчёркнуто страдальческий, а не героический. У нас были и Хатынь, и концентрационные лагеря, и блокада Ленинграда, но всё же главный нарратив о Великой Отечественной – победный. Победили вопреки, не сдались, героическая Красная Армия и Флот, партизаны, подпольщики, труженики тыла. У наших западных соседей всё не так. Армией Крайовой гордятся, но делают упор на то, как им было тяжело. А тут ещё и "освободители" пришли (да, да, это слова буквально везде на всех экспозициях поляки кавычат, ну да Бог им судья).

Давайте пройдёмся по экспозиции Музея Второй мировой войны в Гданьске. Именно с города Данциг, как известно, началась эта гекатомба. Формальным поводом для нападения Третьего рейха на Польшу стали претензии на Данцигский коридор, чтобы соединить Германию с Вольным городом Данциг. Первые выстрелы конфликта, который унесёт десятки миллионов жизней, прогремели именно здесь, в Поморье.

-2

Начинается экспозиция с описания "трёх тоталитаризмов": германского нацизма, итальянского фашизма и советского коммунизма. Весь музей призван "доказать", что СССР – точно такое же зло, как и гитлеровская Германия. Факт участия Советского Союза в Антигитлеровской коалиции всячески смазывается и ретушируется. Совершенно непонятно, почему в таком дискурсе наша страна вообще зарубилась с Адиком и его компанией. Впрочем, идеология – дело такое. В Польше она вся находится в руках специального государственного учреждения – Института исторической памяти (его многие интеллектуалы критикуют даже в самой Польше, справедливости ради).

-3

Предвоенные чистки 1937-1941 гг. в польской историографии – не что иное, как "геноцид поляков". Вообще-то подавляющее большинство репрессированных были этническими русскими, наши люди в ГУЛАГе составляли более 70-75%, но кого это волнует. Печально, устроители музейной экспозиции не пояснили, каких именно поляков в основном стреляли при Сталине. И какую роль играли лица польской национальности в становлении большевистского режима (напомню, первые главы советской госбезопасности были поляками – Феликс Дзержинский и Вячеслав Менжинский, а можно вспомнить и главного сталинского прокурора – Андрея Вышинского).

-4

Но в общем и целом, нельзя сказать, что поляки умалчивают о неприятных моментах своей истории. Они не молчат, а смазывают эффект от "неудобных моментов". Да, Речь Посполитая в 1920-1930-х являлась недемократическим государством, с большими проблемами вроде угнетения национальных меньшинств. Да, Польша приняла участие в разделе Чехословакии вместе с Гитлером в 1938-м, и это была ошибка (признают всё-таки). Именно "ошибка", а не преступление. А вот вынужденный Пакт Молотова-Риббентропа, который Сталин подписал после того, как западные "партнёры" отказались сотрудничать в сфере создания системы коллективной безопасности, это "ужос-ужос". На фотографии ниже – польский пропагандистский плакат о возвращении Тешинской области Чехословакии в родную польскую гавань.

-5

Советский Союз, безусловно, демонизируется. Правда, в отношении русского народа есть некие реверансы, дескать, они, конечно, плохие, однако была и от них польза. Рассказывается о Сталинградском сражении и поражениях вермахта на Восточном фронте, целый зал посвящён Генеральному плану "Ост", блокаде Ленинграда (в отличие от отдельных российских либеральных телеканалов, даже поляки не считают, что его надо было "сдать ради жизней мирного населения"). Впрочем, в целом оценка однозначная: мы плохие, гитлер-гитлеры, сталин-сталины. Оформление экспозиции говорит само за себя.

-6

В конце музейного рассказа говорится про "предательство" Запада в 1945 году, когда Рузвельт дал добро на советский контроль над Польшей. Вопрос о границах Польского государства трактуется очень странно. Признаётся, что товарищ Сталин одарил поляков львиной долей этнически немецких земель, однако никакой благодарности не просматривается и близко. "Но ведь он забрал наши кресы всходние…" (западную Белоруссию и западную Украину). Жаль, что Иосиф Виссарионович не был по-настоящему злым политиком. По-хорошему, в состав РСФСР следовало включать всю Восточную Пруссию – с Гданьском (Данцигом), Мемелем (Клайпедой) и прочими городами.

Продолжение:

______________________

Дорогие читатели! Убедительная просьба подписаться на канал и поставить "лайк" статье. Это сильно поможет продвижению материалов