Найти тему

Русские художники. Лисицкий

Общий план. Нету тут Лисицкого, можно не искать
Общий план. Нету тут Лисицкого, можно не искать

Лазарь Мордухович Лисицкий - (1890 - 1941) - русский (гусары, молчать!) художник и архитектор, по времени творчества понятно, что авангардист. По творчеству ещё понятнее. Вперёд!

Ленинская трибуна. 1920
Ленинская трибуна. 1920

Это, на самом деле, настоящий эскиз настоящей трибуны для Ленина.

Хотя сейчас отлично смотрится и как отдельное полотно.
Во-первых, кажется, будто дело происходит в пустоте навроде чапаево-пелевинской, но нет - вон сзади даже не здания угол, а так, объемный намёк на здание.

Во-вторых, посмотрите - вождь выше всех, но «пролетарии» на таблице ещё выше. Хотя тут идеологически вернее было бы добавить и крестьянство.

И сама трибуна хороша. Хотя выглядит не сильно безопасной для вождя народов, любившего притом махнуть кепкой с большой амплитудой.

Спортсмены. Эскиз к опере «Победы над солнцем». 1923
Спортсмены. Эскиз к опере «Победы над солнцем». 1923

Вот где больше Малевича, чем в Малевиче, потому что у того - геометрические социалистические спортсмены и черный кружок на разныз картинах, а здесь они, наконец, встретились. Да ещё и к опере эскиз. При этом не без налёта эротичности выписаны, например, икры спортсменские. Нет, всё-таки Малевич в своем авангарде супрематитстком изжил человеческое гораздо больше, чем Лисицкий.

Плакат для «Русской выставки». 1929
Плакат для «Русской выставки». 1929

Мне такие вот техники лиц напоминают русско-готические офорты Гавричкова (кто не видел, рекомендую к просмотру в галерее «Свиное Рыло» или богоспасаемом русскоязычном интернете). В общем, на мой взгляд, общий третий глаз это достаточно спорное решение.

Тогда, наверное, помимо врачей и специальных извращенцев мало кто знал про анатомический феномен сиамских близнецов, а то бы все отметили лёгкую кошмарность плаката, призванного объединять.

Ну, авангардно, что ещё скажешь.

Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве. 1925
Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве. 1925

Слушайте, ну это сейчас смотрится всё еще прикольно - а вы попробуйте представить, что у вас нет вашей насмотренности, наслушанности всяких шарлатанов от урбанистики, кацев-варламовых с их велодорожками и прочими претензиями к подземным переходам, японскими практиками и скандинавскими двориками. Представьте, что вы ничего не знаете об проектировке искусственных городов, замкнутых урбаносистемах и умных небоскрёбах. Представьте, что у вас год назад Гражданская закончилась, представьте, что ещё десять лет назад в Петербурге сидел император.

А вы такое вот про Москву реализуете и фантазируете. Вот это дух захватывает, конечно…

Человек с гаечным ключом. 1920-е
Человек с гаечным ключом. 1920-е

Фотоколлаж. То есть вон там в окошке - что-то типа Воробьёвых гор.

Несмотря на все мои любови к реальностям, действительностям и всякому мирскому и бытовому, здесь меня что-то цепляет - то ли то, что это похоже на лежащего человека на стекле, то ли лёгкая инопланетность конечностей.

В общем, плохих мыслев не навевает.

Рисунок фрагмента росписи синагоги в Могилеве. 1916
Рисунок фрагмента росписи синагоги в Могилеве. 1916

Вооот, такие вот средневековые буквицы и забавные дракоши, вечноудивлённые, как норманны на гобелене (ковре, ковре!) из Байо, булавоподобные кедры с шишками, и при этом очень аккуратные купола с доносящимися песенками (это же ноты летят?). В общем, такой средневековый лубочек. Милота.

Четыре (арифметических) действия, 1928.
Четыре (арифметических) действия, 1928.

О, ну вот у меня сейчас сынишка считать учится потихоньку. Я бы так сказал - не надо таких картин и в начальной школе, и даже в ликбезных кружках для вчерашних крестьян таких плакатов, пожалуй, что не надо.

Хотя вот нижняя формула как никогда актуальна. Фурымем (эээ..), узбек, белорусс, украинец, кавказец, русский = Союз Советских Социалистических Рез(?)публик.

Тут кончено. 1920
Тут кончено. 1920

Видели грустный супрематизм? Эль Лисица сейчас насыплет. Я бы трактовал политически, хотя вот не уверен, что это сильно бьётся с авторским замыслом. С одной стороны, белое движение - чоорное пятно на раннесоветских картах, с другой стороны, если где-то пришла советская власть, то что кончено - непонятно, вроде всё только начинается…

В общем, этот супрематизм не грустный, а скорее какой-то такой, фаталистичный, что ли.

Иллюстрация для книги В. Маяковского. 1920-е
Иллюстрация для книги В. Маяковского. 1920-е

Кстати, отличное стихотворение. И иллюстрация - не хуже экспресс дизайнов студии известно кого. А ещё мне особенно нравятся супрематические знаки-обозначения справа в углу - будто для азбуки юного супрематиста.

Флаговый штандарт советского павильона "Пресса" выставки в Кельне в 1928 году. Вид от Рейна. 1928
Флаговый штандарт советского павильона "Пресса" выставки в Кельне в 1928 году. Вид от Рейна. 1928

Посмотрите, каким чеканным выходит герб и флаг, как точны линии.

Я, правда. не понимаю, зачем писать латиницей то, что вполне можно было бы написать по-русски, но у них там свои представления были о происходящем, ещё не устаканенные.

И какой стильный дядя в шляпе для масштаба нарисован!

В общем, был бы офигенный памятник русского авангарда, если бы воплотили.

Такой вот был сын авангардного полка художник Эль Лисицкий. Кстати, есть мнение, что вообще если брать супрематизм в архитектуре, то он никакой не сын, а вовсе - батя.