Найти в Дзене

Русские художники. Лисицкий

Лазарь Мордухович Лисицкий - (1890 - 1941) - русский (гусары, молчать!) художник и архитектор, по времени творчества понятно, что авангардист. По творчеству ещё понятнее. Вперёд! Это, на самом деле, настоящий эскиз настоящей трибуны для Ленина. Хотя сейчас отлично смотрится и как отдельное полотно.
Во-первых, кажется, будто дело происходит в пустоте навроде чапаево-пелевинской, но нет - вон сзади даже не здания угол, а так, объемный намёк на здание. Во-вторых, посмотрите - вождь выше всех, но «пролетарии» на таблице ещё выше. Хотя тут идеологически вернее было бы добавить и крестьянство. И сама трибуна хороша. Хотя выглядит не сильно безопасной для вождя народов, любившего притом махнуть кепкой с большой амплитудой. Вот где больше Малевича, чем в Малевиче, потому что у того - геометрические социалистические спортсмены и черный кружок на разныз картинах, а здесь они, наконец, встретились. Да ещё и к опере эскиз. При этом не без налёта эротичности выписаны, например, икры спортсменские.

Общий план. Нету тут Лисицкого, можно не искать
Общий план. Нету тут Лисицкого, можно не искать

Лазарь Мордухович Лисицкий - (1890 - 1941) - русский (гусары, молчать!) художник и архитектор, по времени творчества понятно, что авангардист. По творчеству ещё понятнее. Вперёд!

Ленинская трибуна. 1920
Ленинская трибуна. 1920

Это, на самом деле, настоящий эскиз настоящей трибуны для Ленина.

Хотя сейчас отлично смотрится и как отдельное полотно.
Во-первых, кажется, будто дело происходит в пустоте навроде чапаево-пелевинской, но нет - вон сзади даже не здания угол, а так, объемный намёк на здание.

Во-вторых, посмотрите - вождь выше всех, но «пролетарии» на таблице ещё выше. Хотя тут идеологически вернее было бы добавить и крестьянство.

И сама трибуна хороша. Хотя выглядит не сильно безопасной для вождя народов, любившего притом махнуть кепкой с большой амплитудой.

Спортсмены. Эскиз к опере «Победы над солнцем». 1923
Спортсмены. Эскиз к опере «Победы над солнцем». 1923

Вот где больше Малевича, чем в Малевиче, потому что у того - геометрические социалистические спортсмены и черный кружок на разныз картинах, а здесь они, наконец, встретились. Да ещё и к опере эскиз. При этом не без налёта эротичности выписаны, например, икры спортсменские. Нет, всё-таки Малевич в своем авангарде супрематитстком изжил человеческое гораздо больше, чем Лисицкий.

Плакат для «Русской выставки». 1929
Плакат для «Русской выставки». 1929

Мне такие вот техники лиц напоминают русско-готические офорты Гавричкова (кто не видел, рекомендую к просмотру в галерее «Свиное Рыло» или богоспасаемом русскоязычном интернете). В общем, на мой взгляд, общий третий глаз это достаточно спорное решение.

Тогда, наверное, помимо врачей и специальных извращенцев мало кто знал про анатомический феномен сиамских близнецов, а то бы все отметили лёгкую кошмарность плаката, призванного объединять.

Ну, авангардно, что ещё скажешь.

Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве. 1925
Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве. 1925

Слушайте, ну это сейчас смотрится всё еще прикольно - а вы попробуйте представить, что у вас нет вашей насмотренности, наслушанности всяких шарлатанов от урбанистики, кацев-варламовых с их велодорожками и прочими претензиями к подземным переходам, японскими практиками и скандинавскими двориками. Представьте, что вы ничего не знаете об проектировке искусственных городов, замкнутых урбаносистемах и умных небоскрёбах. Представьте, что у вас год назад Гражданская закончилась, представьте, что ещё десять лет назад в Петербурге сидел император.

А вы такое вот про Москву реализуете и фантазируете. Вот это дух захватывает, конечно…

Человек с гаечным ключом. 1920-е
Человек с гаечным ключом. 1920-е

Фотоколлаж. То есть вон там в окошке - что-то типа Воробьёвых гор.

Несмотря на все мои любови к реальностям, действительностям и всякому мирскому и бытовому, здесь меня что-то цепляет - то ли то, что это похоже на лежащего человека на стекле, то ли лёгкая инопланетность конечностей.

В общем, плохих мыслев не навевает.

Рисунок фрагмента росписи синагоги в Могилеве. 1916
Рисунок фрагмента росписи синагоги в Могилеве. 1916

Вооот, такие вот средневековые буквицы и забавные дракоши, вечноудивлённые, как норманны на гобелене (ковре, ковре!) из Байо, булавоподобные кедры с шишками, и при этом очень аккуратные купола с доносящимися песенками (это же ноты летят?). В общем, такой средневековый лубочек. Милота.

Четыре (арифметических) действия, 1928.
Четыре (арифметических) действия, 1928.

О, ну вот у меня сейчас сынишка считать учится потихоньку. Я бы так сказал - не надо таких картин и в начальной школе, и даже в ликбезных кружках для вчерашних крестьян таких плакатов, пожалуй, что не надо.

Хотя вот нижняя формула как никогда актуальна. Фурымем (эээ..), узбек, белорусс, украинец, кавказец, русский = Союз Советских Социалистических Рез(?)публик.

Тут кончено. 1920
Тут кончено. 1920

Видели грустный супрематизм? Эль Лисица сейчас насыплет. Я бы трактовал политически, хотя вот не уверен, что это сильно бьётся с авторским замыслом. С одной стороны, белое движение - чоорное пятно на раннесоветских картах, с другой стороны, если где-то пришла советская власть, то что кончено - непонятно, вроде всё только начинается…

В общем, этот супрематизм не грустный, а скорее какой-то такой, фаталистичный, что ли.

Иллюстрация для книги В. Маяковского. 1920-е
Иллюстрация для книги В. Маяковского. 1920-е

Кстати, отличное стихотворение. И иллюстрация - не хуже экспресс дизайнов студии известно кого. А ещё мне особенно нравятся супрематические знаки-обозначения справа в углу - будто для азбуки юного супрематиста.

Флаговый штандарт советского павильона "Пресса" выставки в Кельне в 1928 году. Вид от Рейна. 1928
Флаговый штандарт советского павильона "Пресса" выставки в Кельне в 1928 году. Вид от Рейна. 1928

Посмотрите, каким чеканным выходит герб и флаг, как точны линии.

Я, правда. не понимаю, зачем писать латиницей то, что вполне можно было бы написать по-русски, но у них там свои представления были о происходящем, ещё не устаканенные.

И какой стильный дядя в шляпе для масштаба нарисован!

В общем, был бы офигенный памятник русского авангарда, если бы воплотили.

Такой вот был сын авангардного полка художник Эль Лисицкий. Кстати, есть мнение, что вообще если брать супрематизм в архитектуре, то он никакой не сын, а вовсе - батя.