Найти тему
Яркий фотомаркет

Зачем нужен софтбокс и как с ним правильно работать

https://frontlinearts.wildapricot.org
https://frontlinearts.wildapricot.org

Софтбокс является одной из самых универсальных светоформирующих насадок в студийной фотографии. Это первая насадка, с которой работают все начинающие студийные фотографы. Секрет такой популярности заключает во мнении, что именно софтбокс дает мягкий рассеянный свет, который не создает на объекте съемки и фоне за ним резких, различимых границ теней. Также за этой насадкой прочно закрепилось названия: «источник мягкого света» и «источник бестеневого освещения».

Однако интернет уже давно переполнен недостоверной о технике фотографии (в том числе и студийной). Огромное количество фантазий, мистики и откровенных заблуждений, выдаваемых за истинную науку, заполонили практически все источники доступной информации. Мы предлагаем выбраться из порочного круга мифов и легенд и взглянуть на полезнейшую светоформирующую насадку софтбокс через призму науки и реальной съемочной практики.

И начнем со следующих легкодоказуемых фактов:

1. Софтбокс сам по себе не является мягким источником освещения. Это просто доказать на практике. Если взять небольшой софтбокс (допустим 40х40 или 40х60см) и отодвинуть его от модели (модель поставим в метре от фона) на 4-5 метров, то мы получим абсолютно читаемые и достаточно резкие тени как на лице модели, так и на фоне за ней. Тем не менее софтбокс может стать одной из составляющих источника мягкого освещения и он действительно лучше всего предназначен именно для этого.

2. Конструкция софтбокса (его внешний и внутренний диффузоры) предназначена для использования с определенным типом источника освещения. При нарушении этой связи софтбокс перестает нужным образом перераспределять и рассеивать световой поток. Если все правильно, то, глядя на переднюю поверхность работающего софтбокса, вы будете наблюдать равномерное свечение по всей рабочей поверхности. Если конструкция софтбокса нарушена, не соответствует типу осветителя или просто некачественная, то его рабочая поверхность будет освещена с явной неравномерностью (темные края и яркое пятно в центре). Такое явление крайне распространено при попытке использовать софтбоксы от студийных вспышек на светодиодных студийных осветителях.

3. Размер софтбокса никоим образом не зависит от помещения, где будет производиться съемка. Софтбокс для съемок подбирается таким образом, чтобы площадь рабочей поверхности софтбокса была хотя бы на треть (а лучше на 50%) больше площади освещаемого объекта. То есть для съемки ювелирных украшений вполне достаточно софтбокса 20х30 см, а при съемки ростового портрета необходимо использовать софтбокс размером хотя бы 150х90 см.

https://woodlimegroup.uz
https://woodlimegroup.uz

Теперь когда основные координаты заданы можно перейти к самим видам софтбокса и их специализации по назначению в съемках. В настоящее время всем мировым сообществом фотографов используется три основных вида софтбоксов, различимых по форме и соотношению размеров их сторон:

  • Софтбокс — прямоугольная или квадратная , четырех- или восьмиспицевая тканевая насадка с максимальной разницей по соотношению сторон от 1:1 до 1:2.
https://hensel.eu
https://hensel.eu
  • Стрипбокс - прямоугольная, четырех- или восьмиспицевая тканевая насадка с разницей по соотношению сторон от 1:3 до 1:6 (возможно и больше).
  • Октобокс — шести-, восьми- или большеугольная тканевая насадка с количеством спиц от 6 до 24 по своей форме рабочей поверхности, максимально приближенная к кругу.
https://godox.com
https://godox.com

Светотеневой рисунок октобокса и софтбокса при одинаковой площади их рабочей поверхности (внешнего дифузора) не отличим, единственнаяразница при работе с этими насадками - это форма бликов, образуемых на глянцевых поверхностях предметов или глазах портретируемого. Также стоит отметить, что октобокс, как правило, имеет лучшую натяжку диффузора и, как более жесткая конструкция, немного комфортнее, чем классический софтбокс в обращении с ним.

Что же касается отличий стрипбокса от софтбокса по возможности трансформации светотеневого рисунка, то они более чем значительны. За счет своей вытянутой формы стрипбокс может активно изменять характеристики формируемого светового потока от состояния «источник мягкорисующего света» до «источник жесткого освещения». Если мы возьмем вытянутый объект по вертикале, например, просто поставим студийную стойку перед недалеко установленным стрипбоксом и при этом стрипбокс своей вытянутой стороной тоже будет расположен по вертикали, то мы увидим тень от стойки на фоне. Стоит нам только расположить диффузор стрипбокса горизонтально (просто повернуть его на 90 градусов) и тень от стойки исчезнет. Таким образом можно эффективно использовать возможности стрипбокса в портретной съемке, стоит разместить его под 45 градусным наклоном перед лицом модели и повернуть его диффузор вертикально — мы получим прекрасный выразительный портрет. При таком освещении под глазами, носом и подбородком модели не будет теней, но скулы модели будут эффектно подчеркнуты небольшими плавными тенями.

И в завершении нашей статьи можно перейти к главному вопросу — создание источника мягкого освещения (бестеневого) с использование светоформирующей насадки софтбокс.

https://i.pinimg.com
https://i.pinimg.com

Для создания источника мягкого освещения необходимо использовать софтбокс, площадь диффузора которого больше объекта съемки хотя бы на треть, и располагать такой софтбокс (или октобокс) необходимо на расстояние приблизительно равное или меньшее длины его диагонали (или диаметра октобокса). Другими словами, мягкое освещение формируется при расположении большого по размерам источника света близка от объекта съемки. Если хоть одно из этих условий («близко» и «больше») будет нарушено, никакого мягкого освещения просто не получится.

Кстати, сам термин бестеневое освещение подразумевает всестороннюю заливку объекта съемки мягким освещением до полного исключения какой-либо тени и полного отсутствия светотеневого рисунка как такового. Создание бестеневого освещение требует как минимум двух источников мягкого освещения одинаковой мощности, установленных симметрично.

Как часто вы снимаете со студийным искусственным освещением в летнее время?

А вы обращали внимание, что в большинстве рентных фотостудий в софтбоксах сняты внутренние диффузоры?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.