Наставничество - это чёрный ящик. Вы можете как-то представлять себе этот процесс. Но обычно эти представления имеют мало общего с реальностью. Даже если у вас есть свои дети и вы считаете себя хорошим родителем.
Я три года в проекте "Наставник", у меня двое подопечных. И в этой статье я поделюсь тем, о чём вам никто не расскажет при входе в проект. Надеюсь, кому-то это поможет избавиться на начальном этапе от части иллюзий о наставничестве и зайти в проект с более реальной картиной. А, возможно, и вовсе отказаться от этой затеи.
В проект "Наставник" я пришла с сильным желанием помочь ребёнку, которого мне выберут в пару, в развитии. О чём это? Как правило, распределение после 9 класса в детском доме нехитрое - мальчики направо, девочки налево, то есть мальчики - на сварщика, девочки - на повара-кондитера. Интересы выпускника как правило остаются при нём (если они к этому времени ещё остались). Ничего личного, просто распределительная система.
Поэтому когда я заходила в проект, у меня было сильное желание помочь ребёнку выбрать специальность исходя из его желаний. Общаясь, сближаясь, пробуя новые активности, мы могли бы эти желания и наклонности вместе найти. Тем более что такой опыт со своими детьми у меня уже есть - старшая дочь в свои 20 лет занимается профессиональным спортом, в сборной России и это её любимое дело, которым она себя обеспечивает.
Поэтому у меня были и все ресурсы, и огромное желание оказать подобную поддержку ребёнку из детского дома - как профориентационную, так и в целом, по жизни. Это своё желание я психологу, который подбирал ребёнка, озвучила. Как она тогда сказала - "будем искать ресурсного ребёнка". В моём понимании, ресурсный ребёнок в детском доме - это тот, у кого нет особых поведенческих проблем и есть какие-то хобби.
В принципе, такого ребёнка мне и подобрали. Вот только о том, что развитие детям из детского дома не нужно, я начала понимать гораздо позже. Уже в процессе наставничества. А вчера я общалась с другим наставником, она в проекте ещё дольше. Начинала с обычного волонтёрства, позже стала наставником. И она подтвердила мои мысли.
Ребёнку из детского дома не нужно развитие.
Ему нужен психотерапевт.
Если у человека болит нога, он не будет искать информацию о походах. И даже в планы на ближайшее время ставить их. Потому что каждый шаг вызывает нестерпимую боль, она напоминает о себе и мысли только о том, чтобы найти специалиста и выздороветь. Ну и при этом как-то ещё работать, чтобы прокормить себя всё это время.
Не я придумала, пирамида Маслоу - увлечения, а уж тем более развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности нашего тела, в том числе и здоровье.
Дети из детского дома - особенные. У каждого из них свои травмы. Часто страшные. Которые психика спрятала за семью замками давным-давно. Мой второй подопечный трижды пережил возврат из приёмной семьи в детский дом. А родная мама бросила его прямо в роддоме. И с этим вопросом "Почему?" он живёт все свои 17 лет и как-то с этим справляется. Представляете, сколько его ресурса уходит на поддержание себя в условиях такой травмы? Когда его отвергали не раз и когда он уже не верит, что кому-то может быть в принципе нужен?
И тогда о каком развитии мы можем говорить? Ребёнку из детского дома нужен психотерапевт. Когда болит нога, мы идём к хирургу. Когда болит душа, нужен душевный врач. И работа это серьёзная и небыстрая. Это нужно понимать.
К тому же я как наставник не могу заставить своего подопечного пойти к психологу. Хотя вижу необходимость. Хотя в нашем благотворительном фонде есть такая возможность бесплатной посещать психолога. Но! Я могу только порекомендовать, рассказать, зачем. Если ребёнок сам не захотел, он не пойдёт. А как правило, такое желание посещать психолога приходит в более зрелом возрасте. Когда появилось осознание, что я хочу с какими-то вещами в своей голове поработать.
То есть по сути о каком-либо серьёзном развитии подопечного говорить не приходится.
Да, как наставник я могу строить доверительные отношения (кто-то делает это быстрее, кто-то - сильно дольше).
Да, я могу организовать какие-то развлечения, чтобы мой подопечный попробовал что-то новое. Кстати, год назад я возила подопечного в соседнюю деревню в кино. Спросила, когда последний раз он был в кино. На что он ответил - "Никогда". Я тогда едва сдержала слёзы. То, что для обычного семейного ребёнка уже привычно, для детдомовского может быть в новинку в 16 лет. Так вот помогаю своему подопечному открывать привычный для нас мир.
Как наставник, я могу оказывать поддержку подопечному в разных вопросах. Как-то мы с ним очень долго разговаривали о его маме. Этот вопрос, почему она его бросила, не даёт ему покоя. И поговорить об этом он не может ни с кем, кроме меня. Мы много разговаривали и тогда ему стало легче.
Как наставник, я его встречала в городе, когда он приехал заселяться в колледж. И это было огромной поддержкой, потому что парень из деревни и его сначала даже количество машин и шума на дорогах напрягло. Вечером он очень благодарил меня и было заметно, как он расслабился и начал понемногу принимать город.
Наставник может много. Но в пределах того, что возможно с ребёнком с сильно травмированной психикой. Но не стоит думать, что я сейчас приду в наставничество и круто изменю жизнь ребёнка, как это думала я.
Вот так в процессе наставничества я получаю новый опыт. Решаю новые задачи. Даже несмотря на то, что мой запрос, с которым я зашла в проект, в этом проекте оказался как раз недостижим. У вас же, если вы только думаете о наставничестве, есть одно преимущество передо мной. Эти знания о детях из детского дома. Этого вам не расскажут на входе.
Больше статей о наставничестве смотрите в папке "Наставничество в детском доме" на главной странице канала.