Вижу в комментариях большой интерес к этой теме. В этой статье расскажу о волонтёрстве в детском доме, и с чего следует начать, если серьёзно об этом задумались.
Я сама наставник двух ребят из детского дома - Даше 15 лет, Вове 16. Обычно наставник общается с одним подопечным. Как получилось, что у меня их двое, расскажу в другой статье.
Итак, вас заинтересовала тема волонтёрства в детском доме. Вы можете поучаствовать в жизни детей и внести свой посильный вклад двумя способами - стать волонтёром или наставником.
Волонтёр - это тот человек, кто хочет своё время вкладывать в этих детей. Это может быть участие в мероприятиях праздничных, спортивных, мастер-классах. Что вам больше откликается и к чему и как часто вы готовы. В Томске это организовано таким образом - все волонтёры нашего Благотворительного фонда состоят в одном чате. И когда намечается какое-то мероприятие, выкладывают сообщение - что будет, когда, какая именно помощь нужна. И желающие откликаются.
Наставник - это тоже своего рода волонтёр. Он так же по своему желанию, без оплаты выполняет свою роль. Только если волонтёр приезжает на мероприятие, общается со всеми одинаково, то наставник - это старший друг одного конкретного ребёнка. В Томске это отдельный проект - "Наставник". Желающие туда попасть проходят тестирование, обучение, общаются много с психологами, то есть идёт серьёзная проверка человека и подготовка к новой роли. Потом психолог с учётом представления о потенциальном наставнике подбирает пару, они знакомятся и начинают общаться. Как происходит общение наставника с подопечным, подробно писала в этой статье.
Наставник тоже может посещать мероприятия в детском доме. У меня это часто получалось ещё и потому, что я сама за рулём и частенько, собираясь встретиться с подопечным, забирала волонтёров, чтобы они провели в детском доме запланированное мероприятие. Наставник конечно же так же доброжелателен и открыт общению всем детям. Но дети знают, что это приехал наставник Вовы. И скажем мой телефон другой ребёнок уже не может попросить, даже если ему хочется пообщаться со мной вне приезда в детский дом.
Вообще подобные мероприятия от волонтёров - способ разнообразить жизнь детей в детском доме, научить в игровом формате каким-то новым навыкам, пообщаться, да просто в конце концов поиграть в настолки.
Наставников очень уважают. Сами дети, у кого они есть, очень гордятся своими старшими друзьями, часто завязываются очень тёплые отношения. Я своих подопечных люблю, помогаю, направляю. И не разделяю помощь родным детям и подопечным, так же всей душой участвую в их вопросах, переживаю за них.
Но не у всех желающих есть наставники. Остальные ребята знают про проект. Те, кто хочет наставника - заявляют об этом. Заметьте, это их собственное желание! Никто их не заставляет. А желание появляется из наблюдения за теми ребятами, кто уже общается со взрослым. Эти ребята со временем меняются, становятся более открытыми, легче решают свои вопросы, потому что есть поддержка заинтересованного лица. А главная причина, почему наставников так уважают - дети понимают, что все остальные взрослые с ними за деньги, а наставник - по своему желанию. Потому что ему интересен данный ребёнок и хочется оказать ему помощь и поддержку.
Я два года в проекте. Есть свой опыт. И сложилось чёткое понимание, что если есть желание стать наставником, то нужно начать с обычного волонтёрства. Подать заявку в благотворительный фонд. Поучаствовать хотя бы в нескольких мероприятиях. Пообщаться с этими детьми. Научиться находить общий язык. Это очень важно, потому что многие из нас не имеют ясного представления, что это за дети, а вся картина в голове складывается из каких-то шаблонов и мифов. Поэтому побыть волонтёром - это хорошая возможность для начала соприкоснуться с темой сиротства.
Этот опыт может показать, например, вашу неготовность стать наставником. Пока или вообще. И это тоже хороший опыт - понять, что я глубже идти не готов. Кого-то возможно затянет волонтёрство, и он поймёт, что удовольствие получает именно от этого. Ну а у кого-то может быть сложатся очень тёплые отношения с одним конкретным ребёнком и появится понимание, что я хочу быть его наставником. Кстати, некоторые наши наставники так и пришли к этой роли - некоторое время волонтёрили, потом почувствовали в себе желание стать наставником. К другим дети сами подходили и просили об этом. Мой Вова при нашей первой встрече просто подошёл, начал рассказывать о своей жизни, а потом положил на моё плечо голову и нам обоим всё стало понятно. Ну, по крайней мере, мне) Он на тот момент оочень давно ждал и сильно просил наставника. Вот в этой статье, кстати, фото как раз с той первой встречи. Я в розовой юбке, а он рядом. В тот день он от меня не отходил. Так я поняла, что у меня появился хвостик. Он же узнал о том, что я буду его наставником, двумя месяцами позже. Об этом тоже могу рассказать в другой статье, почему так получилось.
К этому хочется добавить, что я бы даже желание стать приёмными родителями начинала с реализации себя в волонтёрстве. Тогда было бы однозначно меньше возвратов детей обратно в детские дома. И эти дети, которых уже оставили родители, не получали бы эту травму снова и снова. Так произошло и с моей Дашей. В прошлом году её пыталась забрать семья из Новосибирска. Они один раз приехали к ней познакомиться, контакта явно не случилось, из её рассказа. В следующий раз они увиделись, когда приехали Дашу забрать к себе. Через полгода Дашу привезли обратно в детский дом.
Я очень люблю этих детей и мне бы хотелось, чтобы к общению с ними, к мыслям забрать в семью относились более ответственно. Это живые люди. Очень много мифов про них. Но они уж точно не виноваты, что их бросили самые близкие люди и теперь их жизни зависят от того, встретится ли неравнодушный человек на пути, который просто по-человечески заглянет в глаза и спросит "Как ты?"