Найти тему
1,5K подписчиков

Как происходит общение наставника с подопечным из детского дома

120 прочитали

В последнее время обнаружила интерес читателей именно к теме Наставничества в детском доме, поэтому планирую дополнить её серией статей.

Предыдущие статьи на тему Наставничества:

Буду вкладывать своё время в чужого ребёнка. Изучила проект "Наставничество" в детских домах и рассказываю, зачем он мне

Дети в детдоме моими глазами

Получила свидетельство об окончании Школы приёмных родителей

Как подбирают ребёнка

На подготовительном этапе, когда проходит общение с психологом, у будущего Наставника спрашивают предпочтения - пол, возраст ребёнка. У Вас могут быть и другие соображения, каким Вы хотели бы видеть своего подопечного, но в этом вопросе я доверилась психологу. Евгения, наш психолог, много лет в проекте. Это тот человек, профессионализму которого я доверяю безоговорочно. К тому же в теме сиротства я новичок. Именно поэтому я доверилась ей и, как оказалось в дальнейшем, это было верным решением.

Моя будущая подопечная Даша - в центре) Танцуют в лагере номер, который она ставила сама.
Моя будущая подопечная Даша - в центре) Танцуют в лагере номер, который она ставила сама.

Кстати, меня сразу спросили, готова ли я ездить в область, где очень нужны Наставники и где их так не хватает. Я ответила согласием, так я попала Наставником в детский дом, который находится в 130 км от Томска.

Визиты в детдом

Визиты к детям всегда согласовываются нашим благотворительным центром "Меркурия" с руководством детского дома. Для планирования визита нужно, чтобы ребёнок находился в детском доме (а не в лагере, к примеру), был здоров и чтобы детдом не находился на карантине.

С детдомом согласовывается время приезда и список Наставников, которые приедут. У детдома есть свои правила, которые мы обязаны соблюдать. Например, в нашей деревне нам разрешено брать ребёнка на прогулку за пределы территории здания, в кинотеатр. Это все развлечения в деревушке в 130 км от Томска.

В нашем детском доме к Наставникам относятся немного настороженно. Первый мой приезд в детдом состоялся в октябре 2021 года, перед этим был большой перерыв и проекта в этом детдоме не было. Поэтому к нам потихоньку привыкают) В процессе вводят новые правила. Однажды Наставница привезла много гостинцев своему подопечному. Руководство расценило этот как претензию к тому, что детей плохо кормят и запретило привозить своим подопечным больше, чем "маленький пакетик". Не думаю, что Наставница имела в виду что-то подобное, но когда появляется что-то новое, что разрушает привычный уклад жизни - такие вещи имеют место быть. А проект "Наставничество" - именно то, что вносит некое разнообразие) в ровный строй будних дней и привычного порядка.

Возможно, в других детдомах ситуация иная, но в нашем мы как Наставники кроме собственно общения со своими детьми ещё и день за днём работаем на создание позитивного отношения к нашему проекту.

Знакомство с подопечной

Познакомилась я с Дашей в конце октября 2021 года. Даше 13. Скромная, тихая. В первый день разговаривала только я) Задавала вопросы, а Даша односложно отвечала. Глаза загорелись при ответе лишь однажды, когда она вспоминала про бабушкиного котика.

Устанавливать контакт с подростком, которого вижу в первый раз, и который не сильно общителен, я не привыкла. Поэтому домой ехала с двойственными чувствами. Всю дорогу думала, как будет дальше складываться наше общение, а нужно ли оно вообще Даше.

Всё изменилось на следующее утро, когда Даша написала в ватсапе: "Когда ко мне приедешь? Я уже соскучилась". Это был первый шаг навстречу и он был очень ценным для меня)

Это мы ходили вместе в кино)
Это мы ходили вместе в кино)

Развитие отношений

Общались мы в основном в ватсапе. Так я узнала, что Даша очень любит рисовать, танцевать, любит бабушку и боится спать одна. На подготовке психолог нам рассказывала, что нужно быть готовым к тому, что ребёнок может не проявлять активного интереса к общению. Иногда наставникам даже кажется, что они вообще не нужны своему ребёнку. Нам рассказывали такую историю, что Наставник общался со своим подопечным пару лет. И постоянно одолевали такие сомнения, нужно ли ребёнку то, что я делаю. Через пару лет у девочки случился кризис и со словами, что она не хочет жить, она позвонила... именно своей Наставнице!

Так что даже если кажется, что ребёнку не нужен Наставник, это не так! Каждый человечек на этой планете, будь то маленький или уже взрослый, хочет знать, что он кому-то нужен. Это жизненная потребность! И проект Наставничество работает как раз на то, чтобы как можно больше детей в детских домах обрели такого человека, которому не всё равно, который протянет руку, когда тяжело. Или просто приедет обнимет и тепло спросит "Как дела?"...

Даша мне часто писала сама. Правда, больше вопросы задавала я, но она всегда отвечала. Постепенно начала делиться своими эмоциями - чаще, когда грустно. Когда попала в изолятор, а спать одна боится. Когда бабушка не отвечает на телефон уже целых несколько часов, а Даша за неё сильно беспокоится. Когда телефон у неё забрали в воспитательных целях, она взяла у подруги и звонит поделиться своими страхами, что теперь она не знает, как со мной будет общаться.

Было и так: я собиралась приехать в детдом. Даша знала день, но не знала точное время приезда. Захожу на первый этаж, стоит) Когда я уже ехала домой, поняла, что Даша не знала время приезда я не писала, что подъезжаю. Спрашиваю:

Такие дела)
Такие дела)

Это так мило и трогательно - наблюдать, как развиваются отношения с человечком, о существовании которого ты ещё не знала пару месяцев назад. С другой стороны, это взрослый такой человек со своей историей, своими травмами и эмоциями. И ты всё это помогаешь проживать, бережно к душе, которая рядом.

Так мило получать такие подарки от своей подопечной)
Так мило получать такие подарки от своей подопечной)

Встречались мы раз в 2 недели. Поскольку до детдома 130 км, такие встречи чаще не получались. На поездку уходит целый день - дорога, часто иллюстрирующая поговорку про Россию и две беды, там пара часов общения и обратно.

Наверное, вы заметили, что я пишу о нашем общении в прошлом времени? Так сложилось, что Дашу после 4 месяцев нашего общения забрали в семью. Но это уже тема другой статьи (если интересно, напишу). Хотя психологи наши часто повторяют, что дети из детдомов в семьи уезжают редко. Более того, когда мне стали подбирать новую подопечную, я даже не успела с ней познакомиться, как её тоже... забрали в семью! Мы с нашим психологом уже смеёмся, что если так случится с третьим ребёнком, можно ставить всё это на поток и со временем детдомов в Томске не останется))