Майя сидела перед телевизором. Сейчас должен был начаться ее любимый сериал. Дети иногда подшучивали над ее увлечением скандинавскими детективными сериалами, дочка вообще советовала ей смотреть бразильские, чтобы спокойнее спать. Но Майя не могла оторваться от экрана при виде удивительных мистических пейзажей.
В комнату вошли Дина и Марат. Позади дочери стоял друг сына – Алексей.
– Мама, ты только не ругайся, – начал Марат. – Тут такое дело.
Майя удивленно посмотрела на сына – обычно он был более разговорчив.
– Майя Леонидовна, – вышел вперед Алексей. – Мы с Диной любим друг друга и хотим пожениться.
Майя поняла, что сериал она сегодня не посмотрит, и выключила телевизор.
– Садитесь, – сказала она ребятам. – Давайте подробности.
– Двенадцать недель, – сказала дочь.
– В каком смысле? – спросила Майя.
– Ты спросила о подробностях, вот я тебе их и сообщаю. У меня уже двенадцать недель беременности, – повторила Дина.
– Понятно. И что вы собираетесь делать? – спросила мать.
– Майя Леонидовна, я прошу у вас руки вашей дочери, – Алексей встал с кресла и теперь возвышался над всеми.
– Садись, Леша, сказала она. – Дай мне адаптироваться в ситуации.
Майя помолчала, потом еще раз уточнила:
– Хорошо. Алексей и Дина женятся. Двенадцать недель – это значит, что вариантов нет: Дина рожает. Теперь у меня есть несколько вопросов: вы все учитесь на втором курсе. У вас специалитет. Сейчас сентябрь, значит, учиться вам еще четыре года. Кто будет сидеть с ребенком?
– Мама, мы хотели попросить тебя взять вместо меня декретный отпуск, – ответила Дина. – Тем более, что я буду учиться только полдня – у нас в расписании на первый семестр три дня лекции заканчиваются в полтретьего и три – в четыре часа. После этого ты будешь абсолютно свободна.
– Так-то вы классно придумали, – сказала Майя. – А жить мы будем на что? Сейчас наш бюджет – это моя зарплата плюс две ваших пенсии. А потом? А на ребенка денег надо немало. Дина не работает, значит, декретных, которые получают работающие женщины, у нее не будет. Только небольшое пособие.
– Я буду работать, – сказал Алексей. – Мне и сейчас родители денег не присылают – у меня, еще младшая сестра есть. Я сам себя содержу.
– И я тоже вместе с Лешкой буду работать, - сказал Марат. – Мы с ним вместе уже сайт сделали и выполняем заказы. Еще пару месяцев, и мы будем зарабатывать не меньше тебя. Так что ты можешь спокойно заниматься внуком или внучкой.
– Жить, как я поняла, мы будем все вместе. Тогда так: на ближайшие четыре года бюджет общий, вся работа тоже делится поровну. Марат, ты согласен?
– А почему ты только меня спрашиваешь? – поинтересовался сын.
– Потому что Дина и Леша уже в этой подводной лодке, и никуда им не деться. Я тоже дала согласие помочь. А ты казак вольный. Не бросишь нас без предупреждения? Имей в виду: четыре года – это много.
– Не брошу. Динка – мне сестра, Лешка – друг, – ответил сын.
Вечером Дина подошла к матери:
– Мама, ну, не расстраивайся! Ты ведь нас с Маратом тоже рано родила.
– Не так уж и рано. Я университет окончила – утром диплом защитила, а вечером меня в роддом увезли. Кроме того, мы с вашим папой были женаты, а он уже год, как работал. И комната у нас была, правда, в коммуналке, но своя. Да, если бы он сейчас был жив, нам было бы легче.
– Конечно, я думаю, он был бы хорошим дедом.
– Ладно, когда в ЗАГС пойдете? – спросила Майя.
– Уже. Двадцатого октября регистрация. Ты только не пугайся, мы никаких банкетов устраивать не будем. Распишемся и посидим своей семьей: мы, вы с Маратом и родители Леши приедут.
В начале апреля Дина родила девочку – Юлечку.
Главврач областной больницы очень удивился, когда Майя принесла документы на оформление декретного отпуска:
– Вы такая молодая бабушка! И вполне еще сама можете быть мамой, – сказал он.
– Нет, Матвей Ильич! Я в молодости отстрелялась – родила сразу двоих. А теперь вот дочь мне сюрприз устроила – оба с мужем студенты, еще три с лишним года учиться, – ответила она.
– Ну, что, Майя Леонидовна, отработаете бабушкой, возвращайтесь к нам, – сказал ей на прощание Матвей Ильич.
Юля была среднестатистическим ребенком – семье пришлось пройти и через колики, и через режущиеся зубки. Бывало, что ночь по-честному делили на четверых, и дядя Марат нес вахту у кроватки племянницы наравне со всеми. Что касается здоровья и развития девочки, то тут все было в порядке – не всем везет иметь в качестве бабушки врача.
Ребята, действительно, начали неплохо зарабатывать в интернете. Не сказать, что материальных проблем не было вовсе, но очень больших трудностей не испытывали.
Когда Юле было уже два года, Майя, оставив внучку с Диной, собралась в парикмахерскую. Как раз недавно недалеко от дома открылся новый салон – Майя решила зайти туда.
Клиентов было еще не очень много, и для Майи нашелся свободный мастер. Когда стрижка была закончена, Майю кто-то окликнул.
Обернувшись, она увидела свою давнюю знакомую и одноклассницу – Иру Синицкую.
– Майя, как тебя обслужили? Понравилось? Может, будешь нашим постоянным клиентом? – спросила Ирина.
– А это твое заведение? – поинтересовалась Майя.
– Да, расширяемся, это уже четвертое. А ты как? Ты же вроде в мед поступила.
– Да. И поступила, и закончила, и работала все эти годы. А сейчас вот в декретном отпуске.
– Ничего себе! – удивилась Ирина.
– Да я с внучкой сижу, – объяснила Майя. – Дочка с мужем заканчивают через год университет, вот и пришлось мне молодость вспомнить.
– Слушай, говоришь тебе еще год сидеть в няньках? – спросила Ирина.
– Да. Внучку в садик пристроим, и дальше родители уже сами будут ребенком заниматься.
– У меня к тебе предложение. В этом салоне планируется косметический кабинет, но пока без медицинской лицензии: гигиеническая чистка, маски, уходовые комплексы. Такой кабинет у меня уже есть. А чуть позже – как раз через год-полтора – я хочу добавить аппаратную косметологию и, может быть, прессотерапию. А для этого уже нужна медицинская лицензия. У тебя какая специализация?
– Я врач-дерматолог, – ответила Майя.
– Отлично! Пройдешь курсы, получишь диплом по аппаратным методам в эстетической косметологии. Я тебе пятьдесят процентов стоимости курсов оплачу. И приходи ко мне работать! – пригласила Ирина.
– Не знаю, не поздно ли мне уже учиться? – засомневалась Майя.
– Не выдумывай! И, кстати, зарабатывать будешь гораздо больше, чем в своей больничке, – продолжила уговаривать ее Ирина.
– Ладно, я подумаю. Время еще есть.
Обменявшись телефонами, женщины разошлись.
Прошел год
Дина устроила Юлю в детский сад. Все трое – сын, дочь, зять нашли работу. Майя тоже вернулась в свою больницу. Жить продолжали вместе.
Однажды вечером, когда Дина уложила дочку спать, Майя позвала всех на кухню.
– Ребята, у меня к вам предложение: давайте разъезжаться. Дине с Лешей надо строить свою семью. Марату тоже пора жить отдельно – может, женится быстрее. А я уже хочу тишины.
– Мама, но за нашу трешку, хотя она и в самом центре, мы три однокомнатных не купим, – сказала Дина.
– А мы и не будем покупать три однокомнатные. Мы купим мне одну двухкомнатную, не в центре, где-нибудь в другом районе. А оставшиеся деньги я разделю между тобой и Маратом, и вы сможете взять себе ипотеку.
– Мама, но это же нечестно! – сказала Дина.
– А как будет честно? – поинтересовалась Майя.
– Разделить на троих, поровну.
– Нет, Дина, ты не права. Эту квартиру я получила от своих родителей – в наследство. Ни у тебя, ни у Марата доли здесь нет вы просто зарегистрированы в ней. Это во-первых. Во-вторых, мне скоро пятьдесят. Не факт, что мне вообще дадут ипотеку. Поэтому предлагаю сделать так, как я сказала.
– Я думаю, что это правильно, – вмешался в разговор Алексей. – Майя Леонидовна нам и так много помогает. Я недавно разговаривал с родителями. Они продали бабушкину квартиру, и отец сказал, что они дадут нам с Диной два с половиной миллиона. Так что мы тоже можем подумать о двухкомнатной.
– Марат, а ты что скажешь? – спросила Майя сына.
– Я за! Давно мечтал иметь собственную жилплощадь! Меня на первых порах устроит даже студия.
С помощью риэлтора они быстро нашли покупателя на свою квартиру и почти сразу купили квартиру для Майи. Благодаря помощи родителей Алексея, ему и Дине одобрили ипотеку, и ребята взяли двушку недалеко от матери.
Дольше всех выбирал себе жилье Марат – он больше месяца жил у матери – помогал ей делать ремонт. Наконец и сын переехал в свою квартиру.
Немного обжившись, Майя заскучала. Не по детям и внучке – они встречались почти каждую неделю. Ей стало скучно на работе – столько лет одно и то же. Да и ездить туда теперь было не очень удобно.
Тогда она и вспомнила о предложении Ирины. «Интересно, оно еще актуально?» – подумала Майя.
Телефон бывшей одноклассницы она не нашла, поэтому решила съездить в салон.
– О! А я как раз недавно тебя вспоминала, – сказала Ирина. Ну, что подумала? Пойдем, я тебе покажу, что мы здесь уже сделали. А вот там еще четыре кабинета – выбирай для себя любой!
– Надо сначала курсы закончить, лицензию получить, – сказала Майя.
– Вот уж не проблема, я уже промониторила, где можно пройти обучение, и выбрала. Эти курсы чуть подороже, но зато со стажировкой. Тебя назначу руководителем салона – на этой должности обязательно должен быть медработник со стажем. У тебя в подчинении будут еще три девушки со средним медицинским образованием. Аппаратуру мы уже заказали.
Когда Майя ехала домой, она сама себе удивлялась – как неожиданно быстро приняла решение о смене работы. Наверное, оно уже давно зрело где-то внутри.
И вот первый рабочий день на новом месте. Все необычно, интересно и очень волнительно.
Вечером Майя позвонила Дине, чтобы рассказать об изменениях в своей жизни – она не хотела говорить заранее – а вдруг бы ничего не получилось.
Но разговор пошел совсем по другому плану.
– Мама, ты не можешь выручить меня еще раз? Я беременна. Леша говорит, чтобы я рожала. А как я могу сейчас уйти с работы на целых три года? У нас, в айти-сфере за три года может революция произойти. Мне потом почти что с нуля придется начинать!
– Дина, ты хочешь, чтобы я снова пошла вместо тебя в декрет?
– Да, мамочка, пожалуйста!
– Нет, извини, дорогая. Во-первых, я уже работаю в другом месте. Мне там нравится, и я не могу подвести людей. Во-вторых, я думаю, что тебе надо хотя бы один раз пройти этот путь самой. Знаешь, как интересно наблюдать за тем, как растет твой ребенок! И в-третьих, а на что я буду жить? Ведь до пенсии мне еще далеко.
–Мама, я буду отдавать тебе всю свою зарплату!
– Нет, дорогая. В этот раз, пожалуйста, сама.
– Я так на тебя надеялась! Ты не хочешь подводить посторонних людей, а меня? Ты меня сейчас предала, мама! Вот сейчас ты не хочешь с внуками нянчиться, а потом, когда захочешь, этого может и не случиться!
Майя не успела ничего ответить дочери, Дина бросила трубку.
Дочь не звонила Майе больше недели. Наконец теще позвонил Алексей:
– Майя Леонидовна! Я хочу извиниться перед вами за Дину. Она не должна была так говорить. Но вы поймите, она сейчас очень нервничает, не обижайтесь на нее.
– Леша, конечно, я не буду обижаться. А ты давай сделай так, чтобы Дина успокоилась. Ей нервничать совсем ни к чему. Ты сможешь в воскресенье привезти мне Юлю?
– Могу и в субботу, и в воскресенье.
– В субботу я работаю, у меня выходные в воскресенье и в понедельник. Я ведь так и не сказала Дине – я теперь работаю в косметическом кабинете в салоне напротив нашего бывшего дома. А из больницы я ушла, – сказала Майя.
Дина позвонила матери только через две недели. Она извинилась, но Майе все равно показалось, что дочь недовольна тем, что мать отказала ей в помощи.
Автор – Татьяна В.