Гадать при жизни Цоя, будут ли “Звезду по имени Солнце” помнить больше, чем “Песню без слов” спустя 35 лет, сродни Гоголевскому “Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву, или не доедет?” Да и силиться предугадать, что однажды “Кукушка” на Руси станет песней сугубо женской - дело неблагодарное, если не бесперспективное. Вот и пытаться спрогнозировать, кого из нынешних кумиров молодежи или авторов саундтрека русской жизни будут преподавать на уроках русского языка и литературы - сущая праздность. И все же, если меня спросят, что я советую послушать, с чем ознакомиться, задачу для себя я переведу именно так: “а что из нынешнего вне времени? Что будет заставлять слушателей помолиться за упокой авторов, как “Москва - Петушки” шепчет: "помяни Веничку", например?"
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Все ругают упадок “культурки”, а я отмечаю исключения
В большом долгу культура отнюдь не только в России. Такое субъективное впечатление складывается у думающих людей во всем мире. Но и забыть о том, что сам факт наблюдения уже вмешательство в эксперимент, не стоит. Все расставит по своим местам лишь время. А пока же в России, в сравнении с той же Германией, есть немало крайне самобытных художествеников-музыкантов. Таких, чьи тексты претендуют на звание “поэзия”, а музыка не укладывается в привычную уже формулу “нот всего семь” и “все уже написано до нас”. Но главное, как обычно у русского человека, есть здесь такие, кто думает о Вечном и Непреходящем - будь то уж стон или песня. Или же речитатив. Как прирожденный оптимист, я свое внимание сосредоточиваю на этих проблесках искусства. А для примера сегодня возьму, на мой взгляд, ансамбль - в лучшем смысле этих слов - русский народный: 25/17.
“Не нам, не нам, но имени Твоему” (Пс. 113:9)
Самих Андрея Александровича и Антона Владимировича - как основных лиц группы 25/17 - я упоминать не стану намеренно. Как и их сайд-проект "Лёд 9". Простоты ради, а еще пуще, чтобы не льстить. Парни и сами все знают, парни и сами бы мне сказали: “пиши о проекте”. А точнее, о явлении 25/17. И поскольку музыка группы уже давно не вмещается ни в какие жанровые границы, как не вмещается “Россия в шляпу”(с), а среди ее песен(ок) каждый найдет что-то свое, я ни секунды не сомневаюсь, что подборка моя более чем субъективна. “А где же трек о вечной любви “Звезда”? Где эпохальное для пары поколений “Жду чуда”, которому подпевают стадионами?” Я не спорю. Просто в эту пятницу я выделю свои ТОП-3 кандидата на то, чтобы остаться не столько в памяти людской, сколько в истории музыкальной проповеди. Аминь.
“Сети” (2015)
Много воды утекло с момента выхода этого трека - вернее, фита. Совместной работы с Бранимиром. Последний за это время из культового андеграунда успел выйти на авансцену хит-парадов “Нашего Радио” сотоварищи. Сами же 25/17 выпустили неимоверное количество новых релизов и показали высочайшее мастерство, казалось бы, уже во всех жанрах, кроме симфонической классики, разве что. Нещадно бегущее вперед время должно было безостаточно изгладить из коллективного сознания все опорные точки этой фееричной социальной траги-сатиры: ни “Хромая лошадь”, ни “Шеймлес”, ни Ангела Меркель современному человеку уже не более знакомы, чем Кайзер Вильгельм II или тот же Паскаль. Да и “кто не скачать, тот москаль” и даже пламенный Павленский, как кажется, навечно остались прибитыми к брусчатке и припорошенными пылью веков. Но если даже не спрашивать у Гугла о тайном значении забвенного, общий посыл со временем стал даже более ясным, ядреным и выдержанным, как 100-летний Пуэр. Клип же являет собой памятник минимализму:)
Джамп араунд, Вася, всё идёт по кругу
У них в кармане фига, в твоей тарелке фугу
Мой текст вращается по часовой — коловрат
Брат резал брата, Христос был за тебя распят
Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца
Ловким пальцем крутим ленту новостную с утреца
Сегодня ты, а завтра я. Сегодня ты, а завтра я
Сегодня ты, а завтра я. Вчера был птицей, теперь — змея
Полная едкого центона и оммажа на - казалось бы для всех, кто с тобой одного культурного кода - классику, это история о том, как информационная дымовая завеса напрочь съедает человеческие серые клетки хлеще любых метастазов. Оставляя после себя тех, “кто верит в Крест, а не в Того, кто на Кресте”(с), тех, кто “ползет и не верит, что может взлететь”(с). Трагедия в бесконечном множестве закольцованных подобно МКАДу актов о Васе или Ване, главная линия фронта которого проходит по его душе: “разделившейся сама в себе”(Лк. 11:17) И хотя этот смысловой шедевр, точней портрет жертвы нашего времени, далеко не у всех уже на слуху, фрагмент его ушел в народ, как “древнерусский” “Конь” Матвиенко/Шаганова: “Кому iPhone и Swarovski, Кому Афон и Саровский”. Это навсегда.
“Отец” (2014)
В этом году альбом “Русский подорожник”, который критики и лирики устали уже клеймить magnum opus 25/17 (я воздержусь, хотя мое знакомство с группой началось именно с него), отметит свой первый юбилей - 10 лет. Но среди песен с него, снискавших любовь миллионов, эта пронзительная притча-исповедь о скоротечности жизни и неизбежности ответа, который каждый из нас понесет по результатам земного забега, занимает место крайне незаметное. Слишком тих припев, слишком степенен пульс, слишком глубок смысл. А ведь композиция бьет в самое солнечное сплетение с первых строк:
Что выводит нас из этих мертвых петель?
Оберег на цепочке с замысловатым плетением,
Что потускнел со временем, а ведь раньше блестел,
Отец расстроен поведением детей.
Вектор ясен: речь пойдет о “жизни и смерти”, о “последних вопросах” в духе Ф.М.Д., о блудном сыне в тебе и во мне. И, конечно же, об Отце, что над всеми нами.
Планета как юла, наступит утро, а затем,
Закружит белку поток новых дел, тем.
Слегка небрит, как Стэтхем лондонский одет,
Отец накажет своих самых любимых детей.
Но вместо начетничества и наивной ретрансляции закопирайтенных 4-мя евангелистами строк разговор приобретает сугубо доверительный, свойских характер. Между своими, на своем языке.
Среди людей имел вес, был авторитет,
Самое лучшее фото, и даты на плите.
Еще один не смог устоять на высоте,
Отец накажет своих самых любимых детей.
Простые и такие доходчивые метафоры без лишнего пафоса напоминают ветхозаветное “все проходит” и указывают на поблекшие от времени часики. Которые, если прислушаться, все еще тикают - вместе с остатками некогда могучей совести.
Если ослаб, значит ты можешь стать сильней,
Звучит как глупость, если не понимать идеи.
Безумие для эллинов, скандал для иудеев,
Отец накажет своих самых любимых детей.
Писание для нечитавших, а, быть может, и нечитающих. Духовных аналфабетов, проповедь для тех, кто “тихонечко в такт басам”(с), что вместо гуслей, готов подпевать с новыми паслмопевцами: “Я был глупцом, прости меня, папа” И не нужны умные слова вроде “метанойи”, когда все очень просто. Как в детстве.
“Имя Имён” (2014)
Да, строго говоря, это трибьют бессмертному СашБашу. И слова этой песни частично его. Что, однако, не умаляет их бесспорной претензии на поэзию, настоящую, художественную, которую хочется и “можется” читать с листа. Без гузки и битов. Песня, которая, уверен, перевернула не одно сердце, хотя счастливцы в этом и не признаются - до Времени. Когда говоришь о 25/17, только редкие знатоки и ценители вспоминают эту композицию, привлекательную притом и с музыкальной точки зрения. Проповедь христианства в этой песне сменяет собой открытый манифест русского Православия. Перенося евангельские действия в “царство инея” или, как думают иные, “снежную Африку”, 25/17 ошеломляюще убедительно доносят, что “Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.”(Евр. 13:8) И никаких доказательств не требуется, “просто он существовал, и больше ничего. ”(с).
Волхвы гривастые нашли его и сбиты с толку.
Ведь тут зима так долго кусает печень волком.
Для них Россия - Раша, для нас Мария - Маша.
Закон заквашен, из порядка здесь сварили кашу.
Куплет, который к Рождеству подходит еще более, чем к Пасхе, не будет лишним и в преддверии Главного Воскресения по календарю иулианскому. Как и напоминание о том, что когда порядка нет в малом, не быть ему и в Великом.
Опять затеял бой с головой своей Витязь.
А сколько ещё вас таких, - вы сильно удивитесь!
Отродясь был нем, как язь. Чёрен, как грязь!
Сам попался в свои снасти, ересью нерестясь.
А образ запутавшегося в своем несовершенстве Венца Творения призывает не столько даже к покаянию, сколько к состраданию. Состраданию с тем, кто (как раз в часы, когда я пишу этот свой текст) в который раз распинается за грехи каждого из нас. За всех. И даже только за меня. И которого, как будто той страшной Крестной жертвы было мало, каждый из нас ежедневно до-распинает своими бесчинствами.
А земляника капала с креста на снежный наст.
Наступит время и не станет всех нас.
Забито мухами ухо, опёнком в масле глаз,
Но кокон треснул - ты входишь в резонанс.
Образы трансцендентных плача, пота и крови резко стимулируют слезные железы даже самого черствого пня, даже самого глухого слепца. Но выход утешительный есть. Просто дождитесь припева:
Имя имён. Имя имён.
Имя имён шагом из колеи обозначит дорогу.
Имя имён - не порвать на тряпицы, не сжечь, не сломать пополам.
С “только…, ветер плачет за окном.…”(с) этому шлягеру не состязаться. Количественно уж во всяком случае. Но “тихой болью”(с) он останется отзываться в каждом, кто не испугается претенциозного названия песни и дослушает ее до конца. Ведь конца не будет: “ты входишь в резонанс”(с)
БОНУС: “Поезд” (2014)
На мой (и не только, как показало время) взгляд, самая недооцененная, если учитывать ее известность, композиция группы. Пронзительная совершенно свежим, будто заново изобретенным, на деле же старым, как рок-н-ролл использованием детского хора. В котором нет ни “лживого миража” из Rammstein - Engel, ни “гласа правды” из “Гудбай, Америка” Наутилуса, а есть чистый и неразбавленный концентрат былинной русской истины: “От тюрьмы да от сумы…”. Можно не выходить из комнаты, но нельзя спрятаться в квартире, хате или избе. Ведь коллектор (“собиратель” - с лат.) приходит необязательно за денежными долгами. Бывает - у некоторых счастливчиков, вроде меня, даже не один раз в жизни - что за жатвой приходит жнец с косой или триммером (Мф. 13: 37-43), “который скажет: пора”(с)
Черный поезд, раз-два, плачут дети и вдова
Черный поезд, три-четыре, ты не спрячешься в квартире
Черный поезд, пять-шесть, просто так в него не сесть
Семь и восемь, не грусти, девять-десять, Бог простит
Это как повестка в армию или в суд
Ты можешь прятаться, но всё равно найдут
Характерно для это произведения не только красочное донесение сути того, что есть “память смертная” по учению отцов, но и - в первую очередь - ее сумасшедшее содержательное сходство с целой плеядой русских народных шедевров, вроде “Черный ворон”, “Не для меня”, “Под ракитою” или “Снежочки”. Список можно продолжать бесконечно, я уверен: в каждом регионе Руси, должно быть, найдется свое, но о всем о том же: “Живы будем, не помрем”. Максима, сбивающая человека Западного не просто с толку, а с ног. И непосредственно в безвозвратный нокаут. “Как же это так? Им что же, жить не хочется?” Хочется, но и умереть не стремно. Ведь философия явно родилась впереди русского Ивана: “двум смертям не бывать, а одной не миновать”. Вот он - категорический императив, вот он - ключ к шифру “загадочной русской души”. Она вроде как еще здесь, но уже не совсем. И так от рождения до рождения в Вечность.
Билетов хватит на всех, бронь не отменить
Когда твой рейс, скажут рак, инсульт, менингит
Проводник проверит даты, раздаст постельное
Рубаху пластырем лепит к груди тепло котельное
Сквозь скелеты берез мелькают купола
По битому стеклу босые дети мал мала
Послушал, и будто прокатился на Транссибе. Или даже Транснебе. Ни нужны уже ни билеты, ни транс. Все уже случилось, в том числе и то, чему еще только не миновать. Многие скажут: “мрачно”. Остальные же знают тайну: чем пристальнее смотришь страху в глаза, тем меньше он, вплоть до полного исчезновения. Призывают 25/17 в свой хор, не знающий деления на времена и эпохи, сословия и прослойки, и классиков жанра:
Кореец и хрипатый в тамбуре пьют «Три топора»
Патлатый тощий очкарик с ними рок до утра
И “снова за окнами окнами белый день”(с), снова - после глубокого путешествия в недра своего Я - хочется жить. Жить, чтобы однажды увидеть воочию ответ на вопрос:
Кого из нас встретит рыбак Пётр?
Песню же хочется переслушивать и пересматривать - воистину, этот тот случай, когда непревзойденное попадание клипа в трек создает некое новое единение, более мощное, даже непобедимое. За что отдельное спасибо киноделу-мастеру художественных иллюзий, дополнившему творчество филигранных мастеров художественных аллюзий.
P.s.: Наверное, многие, кто знаком с группой, останутся недовольны моей подборкой. А сами парни, возможно, скажут: “это что же, по-твоему, все лучшее, что мы делали осталось в далеком 2015-м?” С критикой я заранее согласен: только в моем хит-параде любимых песен 25/17 несколько десятков. И части из них едва исполнился “возраст прикорма”. Но когда говоришь о Вечности, цифры значения не имеют. Как, кстати, и сильно возросшие на глазах технические возможности банды. Да и сам я первым же не соглашусь с тем, кто дерзнет утверждать, что нового 25/17 уже не говорят.
Еще как говорят, в том числе и о Вере. Но однажды запавшее в душу “не сжечь, не сломать пополам.”(с) И особенно важно в первенстве за Вечность сказать важное раньше - ведь так вероятность “более массового поражения” Истиной выше. Если ты сполна успел сделать это еще 9 лет назад, это ли не заслуга? Парням же скромности, а слушателям - внимания. “Кто имеет уши слышать, да слышит” (Мф. 13:9). Хотя бы китайские, но лучше все же американские или немецкие. Я за последние - всем Sennheiser. Вдруг они мне пришлют донат?
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.