Найти тему
Исторический Ляп

Писатель Николай Стариков: Потери полярного конвоя PQ-18 практически нулевые

История с караваном PQ-17. Тоже запишите себе, кто не знает. PQ английские буквы. PQ-17. Смысл этой истории кратко: отправили помощь Советскому Союзу во время Сталинградской битвы в виде конвоев. И во время этого плавания британские корабли сопровождения, вдруг испугавшись, распустили конвой и разбежались. В результате почти все корабли… Ну, львиная доля была потоплена немецкими подводными лодками и авиацией. После чего Черчилль под предлогом больших потерь сказал, что больше помощи не будет. Иосиф Виссарионович отреагировал жёстко. Он спросил: знают ли британские моряки, что такое честь? Ну и Черчиллю пришлось следующий конвой отправить, и там потери были минимальные, практически нулю равные. Просто потому что английские боевые корабли не разбегались.

Выступление в видеоблоге, 2020 г. (5.15 – 6.12)

Даже говоря правду, Стариков ухитряется разбавить её бессмысленным враньём. На самом деле, следующий 2-21 сентября 1942 года за караваном PQ-17, конвой PQ-18 понёс огромные потери. Несмотря на то, что впервые в непосредственном охранении конвоя шёл авианосец, – из 40 транспортов германские подлодки и самолёты потопили 13.

Скрывает эти потери литератор сознательно. Ему нужно доказать, что не покинь конвойные корабли PQ-17, тот тоже дошёл бы без потерь. Хотя на самом деле, ещё до их бегства немцы потопили 3 транспорта и в любом случае потопили бы ещё. Поскольку охрана была явно слабее, чем у предшествующего конвоя. Оба каравана прикрывали по 2 линкора, авианосцу и 5 крейсеров, но у PQ-17 авианосец шёл в дальнем охранении, а эсминцев, корветов, тральщиков и прочих лёгких кораблей его сопровождало 35, тогда как PQ-18 – 60.

Подтасовки Старикова бессмысленны, потому что Лондон в истории с PQ-17 итак выглядит чрезвычайно скверно. Ведь действительно 4 июля 1942 года первый морской лорд Дадли Паунд отдал приказ «Конвою рассеяться!» а охраняющему его соединению контр-адмирала Льюиса Гамильтона в составе 4 тяжёлых крейсеров и 3 эсминцев отойти. После чего к отряду Гамильтона без официального приказа присоединился отряд из 6 эсминцев коммандера Джона Брума, а остальные корабли конвоя получили приказ идти в Архангельск самостоятельно. Итог известен: из 35 транспортов конвоя погибло 22. На дне осталось 210 самолётов из 297 отправленных, 430 танков из 584, 3550 автомобилей из 4246 и много других грузов.

Германская эскадра из линкора «Тирпиц», 3 тяжёлых крейсеров и 12 эсминцев и миноносцев до конвоя не дошла. Тяжёлый крейсер «Лютцов» и 3 эсминца повредили днища на мели и подводной скале. Остальные отступили, узнав, что обнаружены и могут быть атакованы союзными подлодками (их действовало 15, причём одна – советская К-21 даже неудачно атаковала «Тирпиц»), а также силами дальнего прикрытия конвоя (2 линейных корабля, авианосец, 2 крейсера и 12 эсминцев).

Поведение британцев тем более позорно, что защищая караваны и отдельные транспорты, они и до, и после разгрома PQ-17 многократно сражались с превосходящими силами противника. В том числе и при защите конвоев. Например, 5 ноября 1940 года. Охраняющий конвой HX-84 вооружённый пассажирский лайнер «Джервис-Бэй» вступил в бой с германским тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер», погиб, но 32 из 37 транспортов смогли уйти.

Встретив 11 ноября 1942 года у Кокосовых островов два японских вспомогательных крейсера, на которых стояли 8 пушек 140 мм, 2 пушки 76 мм и 4 двухтрубных торпедных аппарата, тральщик «Бенгал» с единственной 76-мм пушкой, не бросил конвоируемый им голландский танкер «Ондина», а кинулся на врага. Атаку поддержали британские и австралийские артиллеристы у 102-мм орудия «Ондины». По весу залпа японцы превосходили англичан почти в 19 раз, но в итоге один из их кораблей взорвался, а катер и танкер ушли.

Также вели себя 6 эсминцев, прикрывавших конвой JW-51B. Столкнувшись утром 31 декабря 1942 года с германской эскадрой из 2 тяжёлых крейсеров и 6 более мощных эсминцев, они выдержали жестокий трёхчасовой бой. Один британский корабль был потоплен, другой тяжело повреждён, но затем подошли 2 лёгких крейсера и отогнали немцев, потопив один из их эсминцев. Ни один транспорт не пострадал.

Подобных примеров у британцев множество, и потому совсем не удивительно, что бегство их кораблей от PQ-17 вызывают самые неприятные подозрения. Вплоть до того, что британское адмиралтейство и стоящий за ним премьер-министр Уинстон Черчилль специально подставили конвой. По самой прозаической причине: в середине 1942 года британцев везде били. И в Азии, где к 28 мая японцы окончательно выбили их из Бирмы. И в Африке, когда 26 мая - 21 июня германский Африканский корпус разгромил 8-ю британскую армию в Ливии, взяв в плен 30-тысячный гарнизон крепости Тобрук, а затем двинулся к Суэцкому каналу.

В такой ситуации Лондону очень хотелось, чтобы американская военная помощь шла, прежде всего, к нему. И запросто мог возникнуть соблазн: показать Вашингтону, что русским варварам слать морем ценные ресурсы непродуктивно. Хватит с них и поставок через Иран и Дальний Восток, а то что планировалось везти северными водами лучше перекинуть британцам. Ограничься Стариков подобными рассуждениями, всё было бы нормально. Однако не врать он уже не может.