Найти в Дзене
Дикий Журнал

Математика в фотографии. Смотрим на примере 35Award

Хотим мы или нет, но математика давно обосновалась в фотографии в самых разных ее частях. Причем представительство это растет год от года. Массово все это началось все более 20 лет назад с цифровой обработки. Ив самой камере, и потом на компьютере. Фотографий становилось все больше, математики тоже. И вот уже пакетная обработка. Затем мы видим автоматическое интеллектуальное объединение и выбор фотографий. Пока только на телефоне (интересно когда появится на фотоаппарате). А нейросети, кажется, проросли везде где только можно.

Алексей Лобанов. 35 AWARD 2024
Алексей Лобанов. 35 AWARD 2024

Но в конкурсах пока никто еще не решается на такие кардинальные меры. Опять же интересно сколько еще продержится этот барьер и когда мы увидим , для начала, первичный отбор на крупном конкурсе с помощью ИИ. Год-два максимум. Технически мы уже готовы к этому. Ментально пока нет.

Вот и получается что первичный выбор из многих тысяч фотографий, присылаемых на конкурс обрабатывают по прежнему люди. Но у них есть границы возможного (если не брать как некоторые компании сотни условных Индусов на аут-соурс). И приходится организаторам особо популярных конкурсов крутиться - как выбрать 100 фотографий из десятков и сотен тысяч.

И тут опять нам приходит на помощь математика. Самое просто и доступное из нашего обычного жизненного опыта - сложение мнений разных людей. Но в простом варианте в фотографии это работает еще хуже чем в жизни. По этому придумываются различные ухищрения и разные схемы сравнений, сложений... и так далее.

Очень важно и количество людей. Если их мало - шкала получается очень грубой. Когда людей много - оценки слишком усредненными. Есть ли тут золотая середина? Один из самых наглядных примеров, которым я год от года пользуюсь, это конкурс 35 AWARD. Огромные объемы фотографий. Постоянные попытки улучшить схему оценки.

Для того чтобы понять можно посмотреть на свежие результаты 9ой фото премии. И возьму я свою любимую номинацию - подводную. Причем не потому что она мне ближе. Причина в том, что там все более камерно и гипертрофировано. И особенности выбора очень наглядны.

Если сразу вдруг не обратили внимание, то я помогу. Мне очень бросается в глаза несколько моментов, которые отличают эту выборку от финалистов других конкурсов, с подводной номинацией. Перечислим:

1) Огромное количество похожих работ. Есть даже соседние дубли от одного и того же автора. И такие фотографии набирают одинаковый рейтинг.

2) Много фотографий от одних и тех же авторов. Причем если вы введете в поиск их фамилии, то увидите очень мало информации. И да, у этих авторов много похожих фотографий. Не плохих, но....

3) Ограниченность сюжетов. Тут посложнее, но и тут мы видим, какие образы "в целом" больше нравятся аудитории. То есть если ты снял кита то тебе +10 к рейтингу. Если черепаху +5.

На конкурсах, где больше работают отборщики и жюри вы такого в финале не найдете. Такие работы проходят первые отборы, но в итоге из них выбирают 1 работу не 5 и не 10.
Простая же математика не видит разницы.

Если вам кажется, что это преувеличение сделанное на одном примере, то можно посмотреть на другие номинации. Если нервы крепкие - посмотрите ТОП 100 мужского портрета. Там все тоже самое. Только вместо китов бородатые мужики, разной степени старости. Они нам кажутся разными, просто потому что мы привыкли различать людей. Как фотографии почти все они одинаковы. Откроете макро - и там будет тоже самое.

Тут скорее можно делать оценку усредненного восприятия, по тем или иным визуальным объектам, нежели сравнение фотографического мастерства...

К чему я подвожу? К тому что пора уже пробовать сложную математику вместо простой. И основанную не на адаптации и агрегации результатов человеческого выбора, а саму по себе. Кстати любой крупный конкурс, который рискнет сделать хотя бы одну номинацию с оценкой ИИ может взорвать последние барьеры и привлечь к себе море внимания.

Сможет ли такая система показать хорошие результаты? С первого раза скорее всего нет. Но при гибридном использовании на первом этапе, шансы на доводку в течении 2-3х лет вполне неплохие.

Данных для этого достаточно - базы фотографий победителей, финалистов, полуфиналистов за прошедшие годы по крупным конкурсам. Их можно использовать для дообучения модели под конкретные нужды. И тогда роль человека останется только на самом начальном этапе - модерировать, и на самом последнем - выбрать трех победителей из небольшого пула.