Вот по милости Божьей мы дожили до Великого Четверга. Это день ознаменован тем, что Господь собрал Своих учеников в той горнице, где апостолы приготовили Пасху. “Пасха” по-еврейски значит “переход”. Ветхий Завет, вся его история – это по промыслу Божьему явилось прообразом того, что должно случиться при центральном событии вселенской истории, а именно основании Церкви Божьей. Всё, что произошло от начала мира, от первого вот этого, как астрономы говорят, великого взрыва и до Пришествия в мир Христа Спасителя – это было только прелюдией. В плане Божьем так и было, что если Адам пойдёт по пути греха, то придёт Новый Адам. Этим Новым Адамом станет Божественное Слово, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он придёт на землю как Человек и в недрах падшего человечества образует новый народ – Церковь Божью на Своей крови. Те исторические события, которые претерпел Древний Израиль, каждое событие несло большой символический смысл. Каждый символ имеет две части – форму и сущность. Так в этих событиях ветхозаветной истории всегда подразумевался, помимо чисто исторических перипетий, ещё духовный смысл.
В древней израильской пасхе тоже был великий смысл. Народ израильский был пленён египтянами и трудился там на тяжёлой работе. Когда Господь решил совершить исход народа, был использован символ перед этим. Кровью ягнёнка был обмазан косяк двери, чтобы ангел смерти, который был послан, обошёл стороной эти дома. Те, кто поверил в это и совершил, оказались спасены. А так во всём Египте все умерли младенцы. После этого совершил Израиль как народ, опять же по вере Моисея, исход из плена. Египтяне погнались за ними, мы знаем и чудо в Чермном море, и другие чудеса. Моисей вывел народ. В память об этом евреи и до сих пор празднуют пасху. Конечно, религиозные евреи, их немного, но какая-то часть сохраняет этот обычай. Они едят пресный хлеб, потому что его брали в дорогу, приправленный горькими травами, и вкушают агнца, которого ели целиком, не дробя его кости. Вот этот агнец был прообразом Христа Спасителя. Он явился жертвой умилостивления перед ангелом смерти. Хотя пасха была переходом в землю обетованную, но эта земля обетованная тоже была прообразом будущего Царствия Божия. Пленение в Египте – это было указанием на нахождение человека в плену у дьявола. Народ Божий Израиля был прообразом Церкви Божьей. Воды Чермного моря – это прообраз крещения, которое принимает человек, идя в иную жизнь. По пути в землю обетованную Господь посылала Израилю испытания, хотя чисто географически очень близко эта земля находилась от Египта, но Моисей водил народ по пустыне сорок лет. Как и Царствие Божие – несмотря на то, что оно внутри нас есть (см. Лк. 17, 21), чтобы достичь его, на это требуется вся жизнь. Поэтому книги Ветхого Завета и вошли в канон Священного Писания, потому что каждое событие имеет прообразовательное значение, носит в себе образ будущего спасения, но не такого практического, как народа Израильского, а именно духовного спасения.
Христос стал Новой Пасхой, Он явился тем Агнцем, не сокрушив кости Которого, Он был принесен в жертву умилостивления за грехи людей. Каждый, кто в это поверит, приобщится к этому, пройдёт водами святаго крещения и начнёт новую жизнь, это странствование, ощутит себя действительно на земле странником, идя в Царствие Небесное, за Христом причём, станет частью Нового Израиля, народа Божия, тот и придёт к спасению, войдёт в землю обетованную. Как и на всяком пути, для всякой жизни, нужно человеку питаться, так и духовное питание необходимо. Господь есть новая Пасха, как мы поём в Пасхальном каноне слова Иоанна Дамаскина “Христос – новая Пасха”. Мы совершаем ту службу, которой Господь научил Своих учеников. Он придал вот той пасхальной трапезе совершенно новый духовный смысл, указав на хлеб и вино, показав, что они перелагаются в Пречистое Тело и Кровь Христа Спасителя. Те люди, которые захотели стать учениками Христа, захотели следовать за Ним, стать членами народа Божьего, которые хотят стать новыми израильтянами, хотят войти в землю обетованную, в Царствие Божие, они вкушают от этой пищи. Как говорил Иоанн Златоуст: “Пища орлов, но не галок”. Тем самым соединяются со Христом не только душевно через слово, но и телесно. Тем самым соединяются ещё и друг с другом. Церковь Божия служит не только тому, чтобы каждый человек непосредственно приобщился к Богу, поэтому мы так и называем приобщением Святых Христовых Тайн, потому что это таинственное соединение человека с Богом, но и соединение друг ко другу. В литургии Василия Великого есть даже такая молитва: “Соедини нас друг ко другу”. Царство Небесное – это царство любви, а Евхаристия – это школа любви. Причащаясь Пречистого Тела Христа Спасителя, люди приобщаются и друг к другу, соединяются любовью друг ко другу. Евхаристия – это есть ещё и школа любви.
Мы здесь собираемся вокруг престола Божия, совершаем эту заповеданную нам, как завещание, нашим Учителем и Спасителем службу, но мы всё-таки разобщены, некоторые даже друг друга и не знают. Это говорит о том, что мы только ещё в начале пути. По замыслу Божию вот такая жизнь, центром которой становится вот эта трапеза Господня, должна стать полностью переквашиванием, как сказано в притче: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33). Это тоже образ, образ трёхсоставного человеческого естества – дух, душа и тело. А закваска – это слово Божие. Под воздействием слова Божия и благодати Божьей человек должен переквасить своё естество, стать другим, как мука под воздействием закваски превращается в хлеб. Мука – это отдельные частички пшеницы, а хлеб – это уже единое целое, там отдельные частички не наблюдаются, и сам состав этого хлеба другой. Поэтому в Евхаристии, опять же символически, используем именно квасной хлеб, в знак того, что мы сами должны стать вот этим хлебом. Если мы станем христианами, мы явим собой Церковь Божию, которая есть Тело Христово. Каждый из нас должен стать частичкой этого Тела Церкви Христовой. Это, конечно, совершается только через веру. Вера, как главное и первое условие, а потом всё остальное. Жить надо в соответствии с верой. Понятно, что просто искусственно договорившись, написав какие-то правила, выполнив их, ничего не получится. Должно вскиснуть всё. Вот это вскисание – это и есть жизнь церковная. Конечно, мы же не просто зёрна, каждый из нас имеет и разум, и волю. Это должно быть направлено, это должно соответствовать действительно устремлениям нашей души. Если это есть, если действительно это желание сильное, то это осуществится. Если какие-то другие желания, более сильные, владеют нами, значит это не произойдёт. Но по замыслу Божию это должно произойти. Те люди, которых такая жизнь, как наша, не устраивает, они идут дальше, они собираются вообще в монастыри, чтобы их ничего не отвлекало – ни семейная жизнь, ни воспитание детей, ни какая-то работа, ни забота о пенсии, о счётчике, о налоге и так далее, чтобы как можно больше уделить времени молитве. В силу того, что собираются именно энтузиасты этого дела, сугубо духовного, стараются и друг с другом наладить отношения такие, которые соответствовали бы заповедям Божьим. Для нас в нашей мирской, приходской жизни, когда мы вынуждены существовать между Евхаристией и какими-то нашими мирскими заботами, эта задача в некотором смысле усложняется, потому что это не так целенаправленно, но тем не менее это не значит, что это невозможно. Каждый дом христианина должен стать домашней церковью, где опять же вся жизнь должна быть подчинена тому, что вся семья собирается в день Господень вокруг Евхаристии, вокруг трапезы Господней. Семья становится домашней церковью, таким образом тоже воцерковляется. По замыслу Божьему так должно быть, чтобы как можно больше людей привлечь к спасению. Один идёт в монастырь, спасает свою душу, а другой устраивает свою домашнюю церковь и тем спасает свою душу, но всегда вместе. Даже если человек живёт отшельником, один на один с Богом, то и то, чтобы причаститься, приобщиться, обязательно должен быть ещё хотя бы один человек, чтобы им вдвоём либо совершить эту службу, либо он приходит туда, где она совершается. Либо на приход, либо в монастырь, где есть священник. Другого пути нет, потому что любовь возможна только тогда, когда есть как минимум два человека. Поэтому Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Кто Я? Любовь. Вот ради этого. У нас часто не хватает даже любви, терпения и смирения, чтобы даже свою семью сохранить. К сожалению, такая немощь нас обуяла. Этот процесс тоже понятен, потому что все люди отягчены грехом, страстями, которые человека раздирают. Нет снисхождения друг к другу, нет прощения, нет желания другого потерпеть, а ведь закон Христов, закон любви, заключается в чём? Апостол Павел говорит: Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Именно потерпеть другого человека с его немощами, иметь готовность простить его, быть к нему снисходительным. Вот такая должна быть готовность. Это есть самое высшее проявление любви, это и есть исполнение закона христианской жизни. А наша нетерпеливость, горячность, готовность осудить человека скорее, чем простить его и быть к нему снисходительным, приводит к такому разделению, к сожалению, которое в большей степени реализуется в нашей жизни, нежели закон любви. Евхаристия этому противодействует. Чем чаще мы приобщаемся Святых Христовых Тайн, тем ближе мы бываем и друг к другу, и к Богу. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/