Речь не врожденная способность, она развивается в процессе онтогенеза. Успешность развития во многом зависит от речевой практики, культуры речи в семье, обучения и воспитания.
🧩 С рождения до 1 года протекает подготовительный этап речевого развития.
В момент рождения появляется первая «речь» малыша – крик, задействуются артикуляционные, дыхательные и голосовые органы речевого аппарата.
🧩 Через 2 недели после рождения малыш начинает прислушиваться к голосам вокруг и реагировать на знакомый голос мамы, позже отличает ласковую интонацию и строгую.
🧩 До 3 мес. появляется гуление, сочетание гласных звуков с согласно подобными (агу, кхы).
🧩 С 4 до 7 мес. должен появиться лепет, простые, многократно повторяющиеся слоги (ма-ма-ма; па-па-па). Данный период совпадает с активизацией общей моторики малыша, он начинает ощупывать предметы, делать захват интересного объекта.
🧩 В возрасте 9 мес. активно формируется артикуляционная моторика, появляются все более разнообразные звуковые сочетания, которые начинают обозначать предметы и действия (тик-так, би-би).
🧩 К концу первого года жизни у малыша появляются первые слова (мама, папа, дай).
С появлением первых слов начинается преддошкольный этап (с 1 года до 3 лет).
Ребёнок начинает активно повторять за взрослым слоги и слова. В активном словаре насчитывается от 4 до 15 слов, ав пассивном 12-45, т.е. слов, которые понимает ребенок, но не говорит значительно больше.
🧩В возрасте 12-14 мес. речь начинает нести функцию общения, ребёнок понимает простые инструкции взрослого, накопленные слова. С 18 мес. активно использует жесты и мимику, что говорит о правильном формировании эмоционального компонента.
🧩 К двум годам словарный запас составляет 200-300 слов. Также в это время должна появиться простая фраза (Мама ди, ляля бух).
🧩 К началу 3 года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи, во фразе появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
🧩 С 2 до 3 лет увеличивается количество предложений, выравниваются пассивный и активный словари
Признаками ЗРР (задержкой речевого развития) могут быть:
⁃ низкая активность или отсутствие гуления и лепета;
⁃ употребление только мягкой пищи;
⁃ отсутствие речевой имитации;
⁃ отсутствие простой фразы в 2 года;
⁃ невозможность выполнить инструкцию, показать на картинке животных и игрушки.
📌 При задержке речи, задерживаются и другие психический функции, важно не пропустить сенситивный период и вовремя обратиться к специалисту.
Центры практической нейропсихологии Марии Каменецкой:
Мы работаем с нарушениями развития ребёнка, преодолеваем трудности обучения в школе.
Центр Лубянка
т. +7-968 968-44-11 - наш сайт
Центр Университет
т. +7-939 844-16-60 - наш сайт