В этот раз я хочу рассказать вам об удивительном фотографе Якове Овчарове. Изучая историю 1930–1940-х годов, я был поражён тем, как по-разному фотографы того времени отражали происходящее в своих работах.
Даже в регионах, которые не были затронуты Второй мировой войной напрямую, жизнь была непростой. В США только начиналась эпоха выхода из Великой депрессии, а в других частях Америки ситуация была ещё хуже.
Яков Овчаров — очень плодовитый автор. Я выбрал несколько 17 его работ, наиболее непохожих на другие снимки тех лет. Если судить по таким работам, как «Гроздья гнева», рождение ребёнка тогда часто было далеко не радостным событием… И всё же в его фотографиях нет ни тоски, ни безнадёжности, которые так характерны для многих фотографов того времени.
Яков Овчаров (после эмиграции сменивший имя на Джейкоб Делан) родился в 1914 году в небольшом городке в Российской империи. В 1923 году его семья эмигрировала в Америку и обосновалась в Филадельфии.
Самым интересным аспектом жизни Делано была его разносторонность. Он был известным фотографом, успешным иллюстратором, режиссёром и выдающимся композитором. Он изучал музыку у своего отца, который был скрипачом-любителем, и в музыкальной школе Сеттледж в Южной Филадельфии. После окончания средней школы он решил посвятить себя искусству и поступил в Академию изящных искусств.
После окончания Академии Делано начал работать фотографом-фрилансером в Филадельфии и Нью-Йорке. Он также проявил интерес к кино и вместе со своей будущей женой Ирен Эссер начал снимать короткометражные документальные фильмы. Вдохновлённый работами таких известных фотографов, как Доротея Лэнг и Уокер Эванс, в 1940 году он подал заявление о приёме на работу в исторический отдел Управления национальной безопасности (FSA).
В последующие годы он путешествовал по Соединённым Штатам, Пуэрто-Рико и Виргинским островам. Основной задачей Делано было документировать социальные условия и условия труда людей, участвующих в проектах FSA. Это происходило во время Второй мировой войны, и в 1943 году Делано был призван в армию. Он путешествовал по южной части Тихого океана и Южной Америке, прежде чем был уволен в отставку в 1946 году.
На тот момент он жил в Нью-Йорке и решил переехать в Пуэрто-Рико. Делано и его жена Ирен посетили Пуэрто-Рико в 1941 году в рамках своей работы в ССА и были очарованы островом и его жителями. Они быстро приняли участие в создании правительственного учреждения по борьбе с неграмотностью — Отдела местного образования. Они начали снимать фильмы для показа на открытом воздухе в отдалённых городах острова. В общей сложности Делано продюсировал семь фильмов для этого подразделения, а также написал музыку к большинству из них.
Молодёжь вовсю трудилась на полях на юге и работала в производстве на Севере.
В 1957 году Делано был назначен помощником программного директора WIPR, радиостанции правительства Пуэрто-Рико. В течение следующих девяти лет он работал на WIPR с большим успехом, получая призы за новаторские программы и выпуская несколько программ, посвящённых пуэрториканскому фольклору. В конце 1950-х годов Делано начал активно сочинять: камерную музыку, песни и оркестровые пьесы.
Дети остаются детьми даже в непростые времена.
Когда в 1969 году Делано вышел на пенсию, он решил заняться несколькими внештатными проектами: он спроектировал музей для детей и музей Пабло Казальса в Сан-Хуане. Он также начал разрабатывать дизайн и иллюстрировать книги для детей вместе с Ирен. Он хотел показать Пуэрто-Рико 1980-х годов, спустя сорок лет после его работы в FSA. Грант был одобрен, и проект «Контрасты: 40 лет перемен и преемственности в Пуэрто-Рико» превратился в выставку, которая проходила по всем штатам, Пуэрто-Рико и Южной Америке.
Джек Делано умер в 1997 году, вскоре после завершения своей автобиографии «Фотографические воспоминания»
Когда о детских креслах ещё не слышали, в автомобиль пассажира садились "до упора".
Это лишь малая толика работ Якова-Джека. Если интересно, расскажу и про другие его значимые серии работ. Есть даже промышленные серии, очень похожие на снимки СССР первых пятилеток активной индустриализации.
Интересно, состоялся ли Овчаров как фотограф, останься он в Стране Советов?
Для сравнения: