В эпоху перестройки, вместе с потеплением политических отношений между СССР и США, не ослабело противостояние их вооруженных сил, выражавшееся в ряде неприятных инцидентов. Одним из них стал рейд «Йорктауна» и «Кэрона» к берегам Крыма 13 марта 1986 года, когда они, невзирая на предупреждения советских сторожевых кораблей, вторглись в территориальные воды страны с включенным радиоэлектронным оборудованием, прошли несколько миль и лишь затем удалились. Была высокая вероятность того, что они вернутся.
На Совете обороны страны командование ВМФ СССР предложило план по вытеснению кораблей-нарушителей в случае их повторного вторжения. Эту идею горячо поддержал тогда лидер государства Михаил Горбачев. И стоило знакомым кораблям спустя два года появиться у Босфора, план стал исполняться...
Очередной визит американских кораблей в советские территориальные воды произошел 12 февраля 1988 года. Состав нарушителей был тот же - крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». В «комитет по встрече» вошли: сторожевые корабли «Беззаветный», СКР-6, пограничный сторожевик «Измаил» и поисково-спасательное судно «Ямал». Несмотря на неоднократные предупреждения с наших судов, американцы упрямо следовали своим курсом. Их разведывательная радиоэлектроника работала во всю мощь, и направлялись нарушители в сторону двух стратегических объектов на побережье Крыма - наземного тренажера корабельной авиации в Саках и комплекса правительственной связи в Форосе. И тогда советские сторожевики начали маневр на сближение с кораблями США. Это было очень опасно даже чисто физически: «Беззаветный» и СКР-6 были гораздо меньше по размерам и «Йорктауна», и «Кэрона».
После первого столкновения оба нарушителя получили ряд повреждений, но курса своего не изменили. И тогда «Беззаветный» вторично протаранил крейсер, повредив ему леера, сломав пусковую установку ракет «Гарпун». На «Йорктауне» начался пожар.
Нервы у нарушителей стали сдавать: «Кэрон», несмотря на требования - покинуть территориальные воды СССР, пошел на сближение с поврежденным «Беззаветным», намереваясь взять его в клещи, но командир сторожевика сумел уйти от удара.
Тем временем на крейсере стали готовить к взлету два базировавшихся на нем вертолета. Пришлось «Беззаветному» предупредить, что в случае их взлета он применит зенитные ракеты. Американцы вернули свои вертолеты в ангары.
После этого нарушители резко изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Там американцы принялись срезать сваркой все, что было повреждено, и бросать за борт. И лишь немного приведя себя в порядок, янки направились к Босфору.
После разбирательств командира «Беззаветного» капитана 2-го ранга Владимира Богдашина собирались вначале наказать за «самоуправство», но в итоге наградили за смелость и решительность орденом Красной Звезды.
Как же объясняли американские моряки причину своего появления у берегов Крыма? На удивление скупо. Оказывается, их маневры в закрытом для свободного плавания участке территориальных вод СССР они считали «демонстрацией непровокационного использования права свободного прохода». И вообще, по их версии, корабли ВМС США, несмотря на инцидент, продолжили следовать своим курсом без дальнейших осложнений.
Тем непонятней, почему крейсер потом несколько месяцев проходил ремонт на одной из верфей. И отчего командир «Йорктауна» капитан 1-го ранга Филип Дюр 13 апреля 1988 года был снят с должности с формулировкой «за пассивные действия и предоставление советскому кораблю инициативы».
И самое интересное - с тех пор ближе чем на 120 миль боевые корабли НАТО к берегам СССР больше не подходили.
Поддержите канал-поставьте лайк