Найти в Дзене

30 лет назад со дня смерти Айртона Сенны: черные выходные в Имоле

На Гран-при Сан-Марино в 1994 году Формула-1 в последний раз утратила свою невинность: серия серьезных аварий, унесших жизни Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны, поставила чемпионат мира на грань пропасти. С тех пор прошло 30 лет.

Кошмар начался в пятницу в 13:10. Рубенс Баррикелло вылетел с трассы в быстрой шикане перед старт-финишной прямой. Телеметрия показала, что бразилец свернул в комбинацию поворотов на скорости 223 км/ч. На 14 км/ч быстрее, чем обычно. Машина врезалась во внутренний поребрик и подлетела, в результате чего она перелетела через стену и врезалась в защитное ограждение. Отсюда машину отбросило носом на траву, а затем перевернуло. Голова Баррикелло сильно ударилась о руль при приземлении.

И снова все ангелы-хранители были на дежурстве. Точно так же, как и все годы, прошедшие после смертельной аварии Элио де Анжелиса на трассе Поль-Рикар в 1986 году. Баррикелло ненадолго потерял сознание, но, учитывая серьезность аварии, он практически не пострадал. Врачи диагностировали у него перелом носа, синяки и порезы на лице. На следующий день Баррикелло пошутил в адрес Айртона Сенны: «Я выгляжу так, будто боксировал с Майком Тайсоном 15 раундов».

Авария Баррикелло подтвердила подозрения в паддоке, что машины стали слишком опасными. «Происходит слишком много инцидентов. Нам нужно что-то делать», — потребовал Сенна. У Герхарда Бергера тоже было плохое предчувствие: «Машины стали непредсказуемы, особенно на пределе».

Это произошло потому, что конструкторам пришлось снова привыкать к обычному шасси после того, как активная подвеска была запрещена, а от аэродинамиков потребовалось обеспечить стабильную прижимную силу. Машина больше не всегда получала оптимальный поток воздуха. Слишком большой или слишком маленький дорожный просвет на несколько миллиметров может превратить их в неуправляемые снаряды. Серьезные аварии на тестах Джей Джей Лехто в Сильверстоуне и Жана Алези в Муджелло стали предупредительным выстрелом. Оба гонщика получили травмы позвоночника.

Драма в Имоле началась со смертельной аварии Роланда Ратценбегера в квалификации
Драма в Имоле началась со смертельной аварии Роланда Ратценбегера в квалификации

В субботу в Имоле предупреждения жестоко подтвердились. Последняя тренировка, часы показывали 13:18. На подъезде к правому повороту Вильнева перед поворотом Тоса закрылок на переднем крыле машины «Simtek S941» Роланда Ратценбергера оторвался на скорости 315 км/ч. Темно-синяя машина поехала прямо вперед. Удар в стену под углом 50 градусов на скорости 257 км/ч был смертельным. Шлем Ратценбергера ударился о стену, когда болид спереди был разорван на куски. Треугольные рычаги левой передней подвески разрезали кабину, как банку сардин. Были измерены значения перегрузки до 500g.

После первичной медицинской помощи на трассе Ратценбергер был доставлен вертолетом в клинику Маджоре в Болонье, но у 33-летнего уроженца Зальцбурга не было шансов. О его смерти было объявлено в 14:15. Ратценбергер умер от травм головы, шеи и повреждений внутренних органов. Не удалось определить, сломался ли закрылок переднего крыла из-за усталости материала или из-за того, что Ратценбергер развернулся на предыдущем круге.

Подозрение заключалось в том, что к дефекту привели конструктивные дефекты. Накануне уже сломалось крыло на навесном устройстве. Менеджер команды «Simtek» Чарли Муди попросил своего бывшего коллегу по работе Эдриана Ньюи помочь ему с проблемой крыла. Ньюи отказался: «Я не знал о конструкции крыла. На самом деле это была работа дизайнера «Simtek» Ника Вирта. Но в тот вечер он был на ужине».

Квалификация продолжилась после эвакуационных работ. Сенна проехал быстрейший круг. Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл, Мика Хаккинен, Уко Катаяма и Карл Вендлингер смогли улучшить свое время круга. Сенна сохранил поул, опередив Шумахера на 0,340 секунды. «Ferrari» показала значительный прогресс. Герхарду Бергеру не хватило всего 0,565 секунды до лучшего времени и он квалифицировался, опередив Хилла на второй машине «Williams».

Пелетон перед прогревочным кругом
Пелетон перед прогревочным кругом

Джей Джей Лехто хорошо выглядел во время своего возвращения после аварии на тестах в Сильверстоуне, заняв пятое место на стартовой решетке, хотя он отставал от Шумахера на девять десятых секунды. Никола Ларини также проделал достойную работу, заменив травмированного Жана Алези на второй машине «Ferrari», занявшей шестое место на стартовой решетке. Несмотря на несчастье, «Simtek» решила поручить старт Дэвиду Брэбэму.

Смерть Ратценбергера вызвала дискуссии по вопросам безопасности. Гонщики согласились возродить GPDA на встрече в Монте-Карло. Ники Лауда призвал Сенну взять на себя руководящую роль. Сенна находился в чрезвычайном положении. Не только потому, что его счет очков был равен нулю, а у Шумахера было 20 баллов. Несчастные случаи сильно повлияли на бразильца. Сенна даже приехал на место аварии Ратценбергера, но организаторы решили его поторопить, чтобы он покинул это место.

Доктор Формулы-1 Сид Уоткинс почувствовал сильнейшее давление, под которым находился его друг. Сенна отверг его совет прекратить гонку или хотя бы пропустить ее. Позже Уоткинс винил себя: «Мне следовало более решительно поговорить с Айртоном».

Стартовая решетка показала, насколько напряжен трехкратный чемпион мира. Сенна, вопреки своей привычке, остался сидеть в кокпите. Как только гонка началась, произошла еще одна авария. Лехто заглох, а Педро Лами не заметил его машину. При ударе он снес левую сторону своего болида «Lotus». Обломки и колеса полетели через защитное ограждение на главную трибуну. Одиннадцать зрителей получили ранения, двое из них — серьезные.

После стартовой аварии машине безопасности пришлось выехать на трассу. Это был «Opel Vectra». Шины гонщиков Ф1 так и не прогрелись.
После стартовой аварии машине безопасности пришлось выехать на трассу. Это был «Opel Vectra». Шины гонщиков Ф1 так и не прогрелись.

Гонка была немедленно нейтрализована. Таким образом, шины никогда не нагревались до нужной температуры. Машина безопасности «Opel Vectra» проехала четыре длинных круга по трассе, что слишком медленно для машин Ф1. За машиной безопасности происходили удивительные вещи. Все, кроме одного, избегали заваленного обломками места аварии. Все, кроме одного, пытались прогреть шины, совершая дикие зигзагообразные движения. Исключением был перфекционист Сенна.

При рестарте бразилец был занят тем, что удерживал свой «Williams» на внешней стороне трассы. Давление в шинах нарастало медленно. Машина была настроена крайне низко и жестко по аэродинамическим соображениям. «Williams» #2 буквально была приклеена к трассе. «Айртон чуть не вылетел на круге рестарта в Тамбурелло. Я был удивлен, что он выбрал такую ​​крутую траекторию. Кочки на внутренней стороне трассы были самыми ужасными», — сообщил Шумахер.

Это произошло на шестом круге в 14:12 по местному времени. Сенна просто проехал прямо на вершине поворота Тамбурелло. Вскоре после этого его машина наехала на кочку. Когда Сенна понял, что сбился с трассы, он ехал со скоростью 321 км/ч. Экстренное торможение оказалось успешным лишь частично. При переходе к вымощенной бетонными плитами зоне вылета машина подпрыгнула.

Данные телеметрии показали, что Сенна врезался в стену под острым углом на скорости 214 км/ч. Шасси сломалось на уровне кокпита, но осталось целым. Правое переднее колесо и детали его подвески первоначально поворачивались на 180 градусов и задвигались под кокпит. Когда детали попали в боковую часть кокпита колесо выстрелило круто вверх, как из катапульты. Колесо ударилось о голову Сенны, которая не была защищена сбоку из-за удара при движении вперед и из-за сильного выреза кокпита «Williams». Все это нанесло бразильцу серьезные травмы головы. Четыре основных кровеносных сосуда головы были повреждены ударом по шлему.

После того, как обломки были убраны, гонка продолжилась.
После того, как обломки были убраны, гонка продолжилась.

Дирекция гонки немедленно остановила Гран-при. Врачи разрешили перевозку машины Сенны по трассе, прежде чем вертолет доставил его в клинику Маджоре. Врач Ф1 Сид Уоткинс позже сказал: «Уже тогда его состояние было безнадежным». В 18:40 в клинике зачитали короткое заявление о том, что Сенна скончался от травм головы.

Причина аварии так и не была установлена ​​с уверенностью. По данным расследования прокуратуры, наиболее вероятной причиной стала поломка рулевой колонки. Перед началом сезона эта цифра уже была снижена, потому что Сенна во время рулевого управления ударился тыльной стороной руки об обшивку кокпита. Фактически рулевая колонка оторвалась ровно по сварному шву. «Williams» утверждала, что поломка произошла в результате удара. Команда предположила, что машина вылетела с трассы после наезда на кочку.

Главный конструктор Эдриан Ньюи реконструировал возможный другой вариант аварии на основе данных двух поврежденных электронных блоков: «Из данных мы могли видеть, что внезапно произошли сильные отклонения крутящего момента рулевого управления. Это все равно можно интерпретировать как поломку рулевого управления. Но Сенна еще полсекунды оставался неподвижным после нажатия на педаль газа, а затем вернулся к 50-процентному положению педали газа, прежде чем начать тормозить. Если бы рулевое управление сломалось, пилот немедленно инициировал бы экстренную остановку. Кадры с машины Шумахера показывают, что сначала заносится задняя часть, затем Айртон корректирует машину и внезапно поворачивает вправо. Итак, типичный хайсайд, каким мы его знаем по гонкам на овалах».

Гонка, возобновившаяся через 45 минут, представляла лишь незначительный интерес. Еще одна серьезная авария произошла на 45-м круге. После смены колеса у «Minardi» Микеле Альборето потерялось правое заднее колесо. Он пронесся по пит-лейну, как пушечное ядро, и сбил с ног пятерых механиков «Lotus», «Ferrari» и «Benetton». Их отправили в больницу с переломами костей и ушибами.

Сенну доставили на спасательном вертолете…
Сенну доставили на спасательном вертолете…

После рестарта на гоночной трассе взял верх страх. Бергер лидировал до 14-го круга. Тогда австриец сошел добровольно. Аварии сказались на нем, и его «Ferrari» была крайне нестабильна на трассе. В данных обстоятельствах риск попасть в аварию был для него слишком велик. Мудрое решение. После гонки технические специалисты «Ferrari» обнаружили неисправный амортизатор и дыру в днище кузова. Шумахер опережал Ларини и Хаккинена.

На церемонии награждения не было аплодисментов и шампанского. Незадолго до церемонии гоночный директор «Ferrari» Жан Тодт сообщил тройке на подиуме о критическом состоянии Сенны. Президент Бразилии Итамар Франко объявил трехдневный национальный траур. Через пять дней после аварии Сенну похоронили как короля. Полмиллиона человек провожали похоронную процессию от аэропорта до кладбища в Морумби.

-7

Череда аварий продолжилась. Карл Вендлингер получил серьезные травмы головы в результате аварии 14 дней спустя в Монте-Карло. Лами сломал обе ноги, когда перелетал на своем «Lotus» через все поребрики в районе поворота Abbey во время тестов в Сильверстоуне. Андреа Монтермини вытащили из его полуразорванного болида «Simtek» со сломанной лодыжкой после аварии в финальном повороте в Барселоне.

FIA пришлось отреагировать. Президент Макс Мосли приказал провести радикальное разоружение, которое, начиная с Гран-при Канады, лишило машины прижимной силы и мощности двигателей. Внезапно вы повсюду увидели призраков. Барселону, Монреаль и Спа разрядили махинациями. В 1995 году подголовники и более глубокий кокпит стали обязательными.

30 лет назад со дня смерти Айртона Сенны: черные выходные в Имоле ♕ QUEEN-OF-MOTORSPORT.COM