Найти тему
Морская коллекция

Миноносцы. Наша школа. «Нарген»

Оглавление

До середины 80-х годов российский флот строил мореходные миноносцы за границей-в Англии, Франции и Германии, что породило цветущее разнообразие разнотипных кораблей. Однако, после выбора направления развития класса необходимо было наладить отечественное производство таких кораблей, ведь потребности империи исчислялись десятками миноносцев. Необходима была своя школа торпедных кораблей и их серийное производство.

В начале 1887 года управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А. Шестаков предложил специализировать на строительстве миноносцев верфь Крейтона («В. Крейтон и К») в финском городе Або. Завод имел опыт, отличался добросовестной и качественной работой.

В 1888 году министерство провело конкурс на создание отечественного "23-узлового миноносца" по спецификации британской фирмы "Ярроу" (ТВ79 Королевского флота). Участвовали Норман (Франция), Крейтон и Невский завод. Предпочтение было отдано проекту Крейтона, обещавшему 22 узла в течение 3 часов хода.

Контракт на строительство двух миноносцев был подписан 18 октября 1888 года. Стоимость одного миноносца определялась в 109 500 рублей (438 тысяч финских марок). Наблюдающим за постройкой назначили корабельного инженера Э. Р. де Грофе, ранее стажировавшегося на заводе Нормана.

Миноносцы заложили под названиями «Нарген» и «Гогланд». В ходе строительства пришлось преодолеть ряд технологических затруднений. Участок оцинковки например, пришлось создавать с нуля. Срок постройки в 10 месяцев выдержать не удалось, их спустили на воду лишь в ноябре-декабре 1889 года. Итоговая стоимость без вооружения составила 165 550 рублей за штуку.

Контрактной скорости от миноносцев тоже не удалось добиться. «Нарген» на испытаниях показал 20,15 узлов, «Гогланд» 20,38 узла. За нарушение контракта Крейтон заплатил штраф по 32 тысячи марок за миноносец.

После проведенных в 1890-1891 годах испытаний миноносцы были признаны годными для службы на Дальнем Востоке.

№№203 и 204 в Порт-Артуре
№№203 и 204 в Порт-Артуре
Миноносцы на Владивостокском рейде. На переднем плане стоит миноносец Сунгари.
Миноносцы на Владивостокском рейде. На переднем плане стоит миноносец Сунгари.
порт Владивосток
порт Владивосток
«Нарген» и «Гогланд» во Владивостоке
«Нарген» и «Гогланд» во Владивостоке
«Нарген» и «Гогланд» во Владивостоке
«Нарген» и «Гогланд» во Владивостоке
миноносцы № 203 и 204 на первом плане в доке Порт-Артура
миноносцы № 203 и 204 на первом плане в доке Порт-Артура

22 августа 1892 года миноносцы в сопровождении портового буксира «Силач» вышли из Кронштадта во Владивосток. Большая часть пути прошла на буксире, в Ярмуте и Шербуре пришлось проходить капитальные ремонты. 23 июня 1893 года они прибыли во Владивосток, и с 27 июня были включены в состав Сибирской военной флотилии.

В конце июля 1893 года миноносцы получили названия «Уссури» и «Сунгари», в честь дальневосточных рек, а в 1898 году они стали просто номерными, им были присвоены номера №203 и №204.

Во время Японско-китайской войны 1894—1895 годов, миноносцы и минный крейсер «Гайдамак» во Владивостоке готовились к обороне города на случай, если Россия будет втянута в конфликт.

В 1895 году, для создания переговорного фона с Японией по поводу пересмотра Симоносекского мирного договора с Китаем и отказа самураев от Ляодунского полуострова с Порт-Артуром, в китайском порту Чифу была собрана небывало мощная русская эскадра. 20 мая к русской эскадре в Чифу присоединились миноносцы «Уссури» и «Сунгари», пришедшие в сопровождении канонерской лодки «Бобр» из Владивостока. Давление России, Франции и Германии принесло успех, японцы согласились "урезать осетра" своих хотелок. Но ненадолго...

В 1900 году миноносцы приняли участие в подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае в составе международных сил. Миноносцы участвовали 17 июня в штурме фортов Таку.

19 сентября 1900 года миноносец №204 случайно таранил и потопил идущий впереди миноносец № 207. Спасти корабль не удалось. Сам 204 практически не пострадал.

В дальнейшем миноносцы базировались на Порт-Артур, но летом 1903 года вместе с крейсером «Рюрик» вернулись во Владивосток.

Во время Русско-японской войны десять номерных миноносцев находились в составе Владивостокского отряда крейсеров.

-8
-9

-10

-11
-12

«Наргэн», с 31.07.1893-«Уссури», с 17.01.1898- №203. В:мъ Крейтонъ и Ко, Великое княжество Финляндское. Або. Завод. № 323.Заложен 1889 или в июне 1888. Спущен на воду 2-3(14-15).11. 1889. Вступил в строй 1891или осенью 1890. С 27.06.1893 в составе Сибирской Флотилии. Исключен 2.11.1907. Исключен из списков 29.11.1907. На вспомогательной службе, как портовое плавсредство. В 1912 продан на слом.

«Гогланд», с 31.07.1893- «Сунгари», с 17.01.1898- №204. В:мъ Крейтонъ и Ко, Великое княжество Финляндское. Або. Завод. № 322. Заложен 1889 или в июне 1888. Спущен на воду 5(17).12. 1889. Вступил в строй 1891 или осенью 1890. С 27.06.1893 в составе Сибирской Флотилии. Повредил руль о камни во время набеговой операции на корейский порт Гензан. Попытки отбуксировать миноносец во Владивосток окончились неудачей, после чего экипаж затопил миноносец 17.06.1904

Водоизмещение проектное 140,2 тонны, стандартное 140,4 тонн, полное 152,54 тонн. Длина вл 46,4 м/47,3 м. Ширина 4,93-4,96 м. Осадка средняя2,36, максимальная 2,5 м
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 2 котла Крейтона, 1474 л.с., 1800 -1990 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19,5-20,2- 20,38 узла. Запас угля 30 тонн. Дальность плавания 2400 миль. Экипаж 1 офицер и 20 матросов.
Вооружение- 3×5×37-мм Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 3 381-мм ТА (носовой и два поворотных). Третья пушка установлена в 1892 между кормовой рубкой и бизань-мачтой.

Корпус металлический, гладкопалубный, палуба карапасная, бронирование отсутствует, разделён на 13 водонепроницаемых отсеков. Плавучесть сохранялась при затоплении двух носовых или кормового отсеков. В качестве вспомогательного движителя могли использоваться паруса на трех легких съемных мачтах.

В начале русско-японской войны артиллерия миноносцев заменена на две 47 мм/44 пушки Гочкиса и 2 пулемета Максима, кормовой ТА снят.

По некоторым данным на миноносце №203 в 1905 году была установлена 75 мм/50 пушка Канэ.

В 1905 году на №203 был установлен новый котел производства Брянского завода, заказанный еще до войны для обоих кораблей.

Модель миноносца № 203 (бывший НАРГЕНЪ, бывший УССУРИ), масштаб 1/100, Автор Игорь Белоконь, г. Новороссийск
Модель миноносца № 203 (бывший НАРГЕНЪ, бывший УССУРИ), масштаб 1/100, Автор Игорь Белоконь, г. Новороссийск
-14

-15
-16
-17
-18
-19

Миноносец № 203 принял участие в набеговых операциях Владивостокского отряда на корейское побережье. Совместно с другими номерными миноносцами отряда было захвачено и потоплено 8 японских пароходов и шхун.

12 октября 1905 года миноносец сел на камни у острова Антипенко, был снят, но ремонт не прошел. 2 ноября 1907 года его отчислили к Владивостокскому порту. 16 ноября 1907 года его исключили из списков флота и переведен в портовые плавсредства. В 1912 году его продали на слом.

Ussuri-Nargen1888-1907
Ussuri-Nargen1888-1907
Ussuri-Nargen1888-1907
Ussuri-Nargen1888-1907
№203 (Уссури)
№203 (Уссури)
Уссури
Уссури

Миноносец "Уссури"в Чифу
Миноносец "Уссури"в Чифу
-25
-26

Миноносец №204 участвовал в набеговых операциях Владивостокского отряда вместе с крейсерами и другими миноносцами. 17 июня 1904 года при набеге на корейский порт Гензан у корабля при ударе о подводную скалу был поврежден руль. Попытка буксировки не удалась и он был взорван подрывным патроном и затонул. Координаты гибели в Японском море- 39.15 с.ш. и 127.25 в.д.

22 января 1905 года миноносец исключили из списков флота.

Гогланд в Чифу
Гогланд в Чифу
Гогланд
Гогланд
Сунгари
Сунгари

Сунгари в Чифу
Сунгари в Чифу

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам