В конце 18 века тульские мастера изготавливали великолепные предметы декоративной стали. Для части из них сравнимых в других странах просто нет. Некоторые из работ можно увидеть, например, в Историческом музее, где несколько лет назад была и специализированная выставка. А часть попала в другие страны, зачастую как личные и дипломатические подарки еще более двухсот лет назад. О них и пойдет речь далее, о самих экспонатах и их истории, когда она известна.
Статья является продолжением цикла о бриллиантовой (алмазной, граненой) стали 18 века, ссылки на предыдущие будут в конце. Запланированное продолжение включает итальянские работы резной стали из Брешии и Флоренции 16-18 века.
Около 1800 года в Туле было изготовлено два таких декоративных камина, точнее, декора и экрана для камина. Любая попытка использовать их по назначению вряд ли бы закончилась хорошо, как из-за опасности ожога, так и из-за вероятной деформации тонких украшений, не говоря уж о копоти.
Данный камин, скорее всего, был изготовлен по заказу княгини Екатерины Дашковой и подарен около 1805 года Эдварду Уилмоту. Точнее, его дочери Марте, которая была компаньонкой и подругой княгини около пяти лет во время ее проживания в конце жизни в Москве и калужском имении.
Именно курильница для благовоний (справа) и позволяет говорить о происхождении экспоната, поскольку она упоминалась в письмах Марты отцу.
Детали экрана:
Следующий экспонат — пара подсвечников, 1780-1790 года.
Граненая сталь, цветное золото, золочение и серебрение. Здесь обращает на себя внимание именно количество граненых элементов, фантастическое количество граней на них и общая графика работ. Высота — примерно 41 сантиметр.
Основание крупным планом:
Один из элементов утерян и виден способ крепления. Разнообразные орнаменты цветного золота были модны во второй половине 18 века и являлись одним из элементов "французского стиля".
Гранью и выемками обработаны не только "стальные бриллианты", но и другие детали подсвечников. Все для увеличения игры света.
Вот куда более скромный предмет в том же стиле, и с очень близкими мотивами орнаментов.
Это шатлен — цепочка для подвешивания часов и брелоков на пояс. В данном случае, скорее всего мужской. В центре подвешивались часы, на два других крепления обычно часовой ключ и печать. Женские, как правило, имели куда больше подвесов, в них почти обязательно входили ножницы, а прочий набор мог включать почти что угодно, вплоть до чехла для книг.
Здесь нет граненой стали как таковой, то есть имитации граненых камней, но края элементов и даже кольца подвеса также оформлены для усиления блеска.
Другой пример — эфес шпаги.
Полная длина 985 мм; T-образный в сечении клинок 805 мм; вес 442 грамма.
Я уже приводил эту шпагу в предыдущих статьях, а теперь ее можно рассмотреть подробнее именно в плане художественном.
Здесь снова имеется золотой цветочный орнамент, на этот раз на вороненом и синеном фоне.
На внешней поверхности чашки видны заклепки для крепления граненых элементов. Полированная розетка в центре также оформлена для большего блеска под разными углами.
Чашка оформлена разноцветным синением, в отличие от рукояти.
И снова возвращаемся к интерьерным решениям. Про этот экспонат я ранее писал, но здесь его подробная история.
Этот столик был изготовлен для Екатерины II, позже принадлежал Марии Федоровне, супруге Павла I.
Зеркальное стекло было заменено при реставрации.
В инвентарных записях Царского Села столик последний раз значится в 1801 году, "стол с одной ногой с четырьмя ножками китами, четырехугольный верх, стальные бриллианты, серебро". И с отметкой "подарен герцогу Голштинскому Ея Величеством Императрицей". Здесь имеется в виду Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский, из любекской ветви Гольштейн-Готтропов, женатый на сестре Марии Федоровны. Которая, напомню, в девичестве София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская.
В Россию Петр, тогда принц-регент Ольденбургский, приезжал летом 1801 года и оставался в гостях в Царском Селе у Марии Федоровны в мае-июне. Столик носит его владельческое клеймо, и в музей столик попал из коллекции герцогов Ольденбургских.
Цикл о декоративной стали
Другие статьи о музейных экспонатах
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!