Найти в Дзене

Тульская граненая сталь в зарубежных музеях, 18 век. Камин, подсвечники и шпага

В конце 18 века тульские мастера изготавливали великолепные предметы декоративной стали. Для части из них сравнимых в других странах просто нет. Некоторые из работ можно увидеть, например, в Историческом музее, где несколько лет назад была и специализированная выставка. А часть попала в другие страны, зачастую как личные и дипломатические подарки еще более двухсот лет назад. О них и пойдет речь далее, о самих экспонатах и их истории, когда она известна.

Декоративный камин с экраном, курильница для благовоний и вазы. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта
Декоративный камин с экраном, курильница для благовоний и вазы. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта

Статья является продолжением цикла о бриллиантовой (алмазной, граненой) стали 18 века, ссылки на предыдущие будут в конце. Запланированное продолжение включает итальянские работы резной стали из Брешии и Флоренции 16-18 века.

Около 1800 года в Туле было изготовлено два таких декоративных камина, точнее, декора и экрана для камина. Любая попытка использовать их по назначению вряд ли бы закончилась хорошо, как из-за опасности ожога, так и из-за вероятной деформации тонких украшений, не говоря уж о копоти.

Декоративный камин с экраном, курильница для благовоний и вазы. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта
Декоративный камин с экраном, курильница для благовоний и вазы. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта

Данный камин, скорее всего, был изготовлен по заказу княгини Екатерины Дашковой и подарен около 1805 года Эдварду Уилмоту. Точнее, его дочери Марте, которая была компаньонкой и подругой княгини около пяти лет во время ее проживания в конце жизни в Москве и калужском имении.

 Ваза и курильница для благовоний. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта
Ваза и курильница для благовоний. Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта

Именно курильница для благовоний (справа) и позволяет говорить о происхождении экспоната, поскольку она упоминалась в письмах Марты отцу.

Детали экрана:

Каминный экран, Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта
Каминный экран, Тула, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта

Следующий экспонат — пара подсвечников, 1780-1790 года.

Подсвечники, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0
Подсвечники, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0

Граненая сталь, цветное золото, золочение и серебрение. Здесь обращает на себя внимание именно количество граненых элементов, фантастическое количество граней на них и общая графика работ. Высота — примерно 41 сантиметр.

Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0
Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0

Основание крупным планом:

Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0
Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0

Один из элементов утерян и виден способ крепления. Разнообразные орнаменты цветного золота были модны во второй половине 18 века и являлись одним из элементов "французского стиля".

Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0
Подсвечник, Тула, конец 18 века. Фото — Художественный музей Кливленда СС0

Гранью и выемками обработаны не только "стальные бриллианты", но и другие детали подсвечников. Все для увеличения игры света.

Вот куда более скромный предмет в том же стиле, и с очень близкими мотивами орнаментов.

Это шатлен — цепочка для подвешивания часов и брелоков на пояс. В данном случае, скорее всего мужской. В центре подвешивались часы, на два других крепления обычно часовой ключ и печать. Женские, как правило, имели куда больше подвесов, в них почти обязательно входили ножницы, а прочий набор мог включать почти что угодно, вплоть до чехла для книг.

Здесь нет граненой стали как таковой, то есть имитации граненых камней, но края элементов и даже кольца подвеса также оформлены для усиления блеска.

Шатлен, сталь, цветное золото. Тула, около 1780. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен, сталь, цветное золото. Тула, около 1780. Фото — музей Виктории и Альберта

Другой пример — эфес шпаги.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

Полная длина 985 мм; T-образный в сечении клинок 805 мм; вес 442 грамма.

Я уже приводил эту шпагу в предыдущих статьях, а теперь ее можно рассмотреть подробнее именно в плане художественном.

Здесь снова имеется золотой цветочный орнамент, на этот раз на вороненом и синеном фоне.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

На внешней поверхности чашки видны заклепки для крепления граненых элементов. Полированная розетка в центре также оформлена для большего блеска под разными углами.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

Чашка оформлена разноцветным синением, в отличие от рукояти.

И снова возвращаемся к интерьерным решениям. Про этот экспонат я ранее писал, но здесь его подробная история.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

Этот столик был изготовлен для Екатерины II, позже принадлежал Марии Федоровне, супруге Павла I.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

Зеркальное стекло было заменено при реставрации.

Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Тула, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

В инвентарных записях Царского Села столик последний раз значится в 1801 году, "стол с одной ногой с четырьмя ножками китами, четырехугольный верх, стальные бриллианты, серебро". И с отметкой "подарен герцогу Голштинскому Ея Величеством Императрицей". Здесь имеется в виду Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский, из любекской ветви Гольштейн-Готтропов, женатый на сестре Марии Федоровны. Которая, напомню, в девичестве София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская.

В Россию Петр, тогда принц-регент Ольденбургский, приезжал летом 1801 года и оставался в гостях в Царском Селе у Марии Федоровны в мае-июне. Столик носит его владельческое клеймо, и в музей столик попал из коллекции герцогов Ольденбургских.

Цикл о декоративной стали

Другие статьи о музейных экспонатах

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!