Найти в Дзене
Книжные раскопки Kopist

Граненая сталь: шпаги и пуговицы, Англия, 18-19 век. История и технология

Оглавление

Джентльмен должен сверкать. Не просто поблескивать шитьем и ослеплять яркостью красок — нет, ткань может, а порой и должна быть темной. Но вот пряжки башмаков, пуговицы и рукоять шпаги...

А вот так мог выглядеть полный костюм:

Англия, вторая половина 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Англия, вторая половина 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Этот джентльмен — скромен, в отличие от следующего, и граненой сталью украшены только пряжки и шпага. Впрочем, следующий костюм, вероятно, принадлежал придворному, а положение обязывает.

Или, возможно, он желал произвести впечатления на дам своими сверкающими пуговицами. Даже если вдруг слишком сильное.

Отпечатано 29 апреля 1777 года В.Хамфри Геррард-стрит Сохо. 
Репродукция — Британский музей CC-BY
Отпечатано 29 апреля 1777 года В.Хамфри Геррард-стрит Сохо. Репродукция — Британский музей CC-BY

А вызвать такой эффект немудрено — вот образец крупным планом.

Англия, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта
Англия, около 1800. Фото — музей Виктории и Альберта

Сверкают не хуже бриллиантов. Собственно, технику так и называли — бриллиантовая сталь, стальной бриллиант, или, по-французски, diamanté. Ну а мы зовем проще — граненая сталь, так же как и менее восторженные англичане - cut steel.

Ну а возможно, у первого джентльмена просто не хватило денег. На пике популярности цепочки, браслеты и пуговицы в такой технике обходились покупателям на вес золота в буквальном смысле. Ювелирные изделия могли стоить как золотые, украшенные настоящими бриллиантами плюс-минус 10%.

История граненой стали

Началось, скорее всего, все в Стаффордшире (хотя это не слишком точно), Англия. По одним данным — еще в 16 веке, по другим - в 17. Более или менее точно известно следующее: к концу 17 века в городе Вулвергемптон (Вулверхемптон) описана процветающая индустрия обработки стали. Мастера делали всевозможные "игрушки" (toys), от молотков до замков и ключей, и заканчивая украшениями из полированной стали. Именовались, они, соответственно, "белыми кузнецами" (whitesmith vs blacksmith - просто кузнец, подразумевает основную работу с холодным металлом) или "изготовителями игрушек" (toymakers, toymen).

Toys в английском, исходно — далеко не детские игрушки. Практически, это любой небольшой предмет. Так что гном из "Хоббита", скорее всего, имел немножко другую профессию, чем часто полагают. Да и фраза "игрушки для больших мальчиков" в английском языке содержит куда меньше иронии, чем у нас.

Самый близкий термин на русском — слесари.

Но это только одна из версий. Называют и собственно Бирмингем (20 километров от Вулвергемптона), и Клеркенвелл (ювелирный район Лондона), и Вудсток в Оксфордшире. О последнем имеются точные свидетельства о работе мастера граненой стали, бывшего ружейных дел мастера, в 1715-1738 годах, и его сына и учеников ближе к середине 18 века. Ну а далее все зависит от того, что конкретный исследователь считает весомей — эти данные или данные о полированной, но не точно граненой стали из Вулвергемптона.

Опять-таки, достаточно точным является то, что в середине 18 века в Вудстоке с граненой сталью работало 20-30 человек, включая подмастерьев, а в Стаффордшире — куда больше, около 250 только мастеров.

Пряжки с декором из граненой стали. По Клиффорд, 2011
Пряжки с декором из граненой стали. По Клиффорд, 2011

Самым массовым продуктом были пряжки и пуговицы. Далее шли эфесы парадных шпаг, всевозможные цепочки, броши и так далее.

И пара таких пряжек в это время стоила около двух гиней. Гинея - 8.3-8.5 граммов золота с пробой около 900. Это цена на месте, "от производителя". В Испании и Франции, зачастую и в Лондоне, как я и писал выше, конечные покупатели за такую работу платили золотом по весу.

Впрочем, в 80е годы 18 века пряжки для туфель из моды стремительно вышли. Однако украшения поясов, пуговицы и цепочки для часов остались, и, как было видно на фотографии фрака выше, присутствовали в придворном платье и в 1810е годы.

Цепочка для часов, джаспер и граненая сталь.
Англия, 1775-1780. Фото — музей Виктории и Альберта
Цепочка для часов, джаспер и граненая сталь. Англия, 1775-1780. Фото — музей Виктории и Альберта

Как и из чего делали граненую сталь
Как собирали изделия

Замечание: здесь и далее используются исторические, а не современные технические значения терминов железо и сталь. Подробно тут.

Исходным материалом в большинстве случаев, особенно в первой половине 18 века, служило железо. По одним описаниям — из старых подковных гвоздей (неожиданная параллель с рядом рецептов булата), по другим — самое чистое и мягкое шведское. Главным условием была максимальная чистота от шлаковых включений, которые бы испортили вид после полировки. Железные бусины начерно гранились, и, в случае более дорогих изделий, начерно собирались на основе — на винтах! Случалось более сотни винтов на пряжку. Более дешевые собирались на заклепках, что, естественно, сильно ускоряло и упрощало работу.

Затем изделие разбиралось, и бусины цементировались в герметичных тиглях с цементационной смесью. Как всегда, рецептов использовалось множество - в древесном угле, в угле из рога и копыт, все это разбавлялось разными сортами песка и золы, доходило и до навоза с мочой... Общим оставался срок — от 4 до 8 суток. Винты, если были, обычно не цементировались.

Позже, во второй половине 18 века, ряд мастеров стали закупать сразу тигельную сталь Хантсмана (Гентсмана), особенно для наиболее дорогих изделий. Правда, дополнительную цементацию они также продолжали использовать.

Лицевая и обратная сторона пуговицы в сборе. По Клиффорд, 2011
Лицевая и обратная сторона пуговицы в сборе. По Клиффорд, 2011

Затем следовала финальная полировка и сборка. Время работы над одной пряжкой на винтах могло достигать недели для одного мастера, на заклепках — быстрее. В Бирмингеме использовалось максимальное разделение труда и поточное производство — стандартизация отдельных деталей была выше, чем в оружейном деле.

Сталь и фарфор

В семидесятых годах 18 века оказалось, что новый "яшмовый" фарфор (джаспер) фабрики Веджвуда и граненая сталь — великолепное сочетание.

Началось все с пуговиц, пряжек для поясов и брелоков.

Пуговица, веджвудский фарфор и граненая сталь. 
Англия, около 1780. Фото — музей Виктории и Альберта
Пуговица, веджвудский фарфор и граненая сталь. Англия, около 1780. Фото — музей Виктории и Альберта

А продолжилось эфесами шпаг. Первопроходцами англичане тут не были — фарфор использовался для украшения холодного оружия и ружей как минимум с 16 века. Просто новое, очень эффектное решение. Количество фарфора начиналось с маленьких медальонов.

Камзольная шпага. Длина 998 мм, клинок 831 мм.
Англия, около 1790. Фото — музей Виктории и Альберта
Камзольная шпага. Длина 998 мм, клинок 831 мм. Англия, около 1790. Фото — музей Виктории и Альберта

И заканчивалось большей частью поверхности эфеса.

Англия, Франция, Испания, Россия

А теперь просто несколько выразительных образцов из разных стран.

Синеный в разные оттенки "траурный" эфес из Англии.

Длина 965 мм; клинок 781 мм; вес 425 граммов
Англия, около 1790. Фото — музей Метрополитен СС0
Длина 965 мм; клинок 781 мм; вес 425 граммов Англия, около 1790. Фото — музей Метрополитен СС0

Две шпаги в близкой цветовой гамме, первая из Англии, принадлежала адмиралу Мэриоту Арбатноту.

Волны, корабль, якоря, Нептун — что еще надо для парадной шпаги адмирала?

А следующая — тульская работа, которая мне нравится больше как чуть приглушенными цветами, так и гармоничным сочетанием разных приемов отделки.

Испанцам надоело платить золотом, и они решили сделать собственный вариант. Чего уж мелочиться — целиком позолоченный.

Испания, 1790-1800. Фото — музей Метрополитен СС0
Испания, 1790-1800. Фото — музей Метрополитен СС0

Здесь, правда, даже неясно — эфес из позолоченной стали или позолоченной бронзы.

Французы же просто добавили нить граненых бусин на рукоять шпаги.

Франция, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0
Франция, около 1780. Фото — музей Метрополитен СС0

Как обычно, размер статьи от меня убежал... уже много, а еще далеко не все интересное показано. Наверное, со временем будет продолжение.

Основные источники: "Английская изобретательность, французское подражание и испанская страсть. Неясная история ювелирных изделий из граненой стали из Вудстока. Бирмингема и Вулвергемптона 18-19 века", Хелен Клиффорд, в "Сталь в Европе до Бессемера", Диллманн, Илер-Перес, Верна ред., 2011; сайт истории индустрии Вулвергемптона; статьи с сайта музея Виктории и Альберта.

Продолжение цикла:

Другие материалы по шпагам и экспонатам музеев:

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!

Оружие
2735 интересуются