Или о сугубо мирном применении английской бриллиантовой, или, проще, граненой стали 18-19 века. Предыдущие статьи цикла: про историю и технологию и про эфесы шпаг граненой стали доступны по ссылкам в конце.
Напомню, что история популярности граненой стали в середине 18 века началась как ответвление "французского стиля", в котором дворянин был должен сиять блеском полированного золота и драгоценных камней, лучше всего — вошедших тогда же в моду бриллиантов. Сначала сталь была имитацией, но оказалась настолько эффектной, что сравнялась в какой-то момент с бриллиантами по цене. А пара браслетов граненой стали могла оказаться весомым аргументом в переговорах английского посла с королевой Португалии. Стоимость стальных пуговиц для придворного костюма доходила до 30 фунтов (28 гиней — зафиксированная покупка 1777 года) за комплект.
Технику так и стали называть: "бриллиантовая сталь", "стальной бриллиант", "diamanté".
А в шестидесятых годах началось успешное сотрудничество двух знаковых для своего времени английских промышленников. Джозаи Веджвуда, основателя фабрики фарфора своего имени, и Мэтью Болтона, который в 1762 году запустил мануфактуру по производству изделий из металла в Сохо, Бирмингем.
Мэтью Болтон известен и любителям техники благодаря многолетнему партнерству с Джеймсом Уаттом и паровым двигателям "Болтон и Уатт". И нумизматам — как организатор монетного двора Сохо, восстановившего выпуск медной монеты в Англии. И антикварам и любителям перекладного искусства — за множество изделий его мануфактуры из серебра, посеребреной меди, и, конечно, граненой стали. В том числе - в сочетании с "яшмовым" фарфором (джаспер) Веджвуда.
Производились броши, пуговицы, пряжки для башмаков, шейных платков и шляп, поясов, их наборы.
И такие интересные предметы, как шатлены. Или, как их часто называли в 18 веке, экипажи. То, что в переводах обычно фигурирует как "цепочка для часов с брелоками", если речь идет о мужчинах.
В данном случае — скорее всего, мужской шатлен в стиле "макарони" - затыкающийся через пояс так, что с одной стороны свешивались часы, карабин для их крепления сверху. А с другой стороны брелоки и подвесы. В мужской набор обычно входил ключ для часов, одна или две печатки и брелоки по личному вкусу. Пример пустого шатлена:
Название стиля "макарони" происходит от клуба "Макарони" в Англии 18 века, в который входили молодые люди, совершившие путешествие по континентальной Европе и считавшие английскую моду слишком скучной. И желающие выглядеть и одеваться "очень макарони".
Надо заметить, что пряжка на шляпе и пуговицы у отца выглядят ничуть не менее сияющими, чем у сына.
Другим вариантом для шатлена было крепление на пояс при помощи крюка с обратной стороны большого медальона.
Так крепилось большинство женских шатленов. Именно для них зафиксировано употребление в 18 веке слова "экипаж". Наверное, один из самых впечатляющих образцов из стали относится к середине 19 века.
Как пишут современные авторы — гибрид дамской сумочки и швейцарского ножа.
А вот как это может выглядеть на человеке:
И само изделие крупным планом:
Еще несколько экспонатов с веджвудским фарфором.
Просто пуговица, но насколько эффектно!
Разнообразные броши и пряжки.
Еще один шатлен с элементами из цветного золота — еще одна распространенный прием "французского стиля" 18 века.
Еще один интересный пример - в нем фарфор и правда использован для имитации яшмы или агата.
Ну и коль уж мы пришли к предметам интерьера, нельзя не вспомнить, наверное, самое крупное изделие с декором из граненой стали. Столик Екатерины II. Тем более, что он тульской работы.
Детали крупным планом:
Предыдущие статьи цикла
Другие статьи на канале о музейных экспонатах
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!