Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Бриллиантовая сталь и веджвудский фарфор. Шатлены-экипажи, броши, пряжки и пуговицы. 18-19 век, Англия

Или о сугубо мирном применении английской бриллиантовой, или, проще, граненой стали 18-19 века. Предыдущие статьи цикла: про историю и технологию и про эфесы шпаг граненой стали доступны по ссылкам в конце.

Мужской? шатлен конца 18 века. Веджвудский фарфор, граненая сталь. Фото — Чикагский институт искусств СС0
Мужской? шатлен конца 18 века. Веджвудский фарфор, граненая сталь. Фото — Чикагский институт искусств СС0

Напомню, что история популярности граненой стали в середине 18 века началась как ответвление "французского стиля", в котором дворянин был должен сиять блеском полированного золота и драгоценных камней, лучше всего — вошедших тогда же в моду бриллиантов. Сначала сталь была имитацией, но оказалась настолько эффектной, что сравнялась в какой-то момент с бриллиантами по цене. А пара браслетов граненой стали могла оказаться весомым аргументом в переговорах английского посла с королевой Португалии. Стоимость стальных пуговиц для придворного костюма доходила до 30 фунтов (28 гиней — зафиксированная покупка 1777 года) за комплект.

Технику так и стали называть: "бриллиантовая сталь", "стальной бриллиант", "diamanté".

Граненая сталь. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Граненая сталь. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

А в шестидесятых годах началось успешное сотрудничество двух знаковых для своего времени английских промышленников. Джозаи Веджвуда, основателя фабрики фарфора своего имени, и Мэтью Болтона, который в 1762 году запустил мануфактуру по производству изделий из металла в Сохо, Бирмингем.

Мэтью Болтон известен и любителям техники благодаря многолетнему партнерству с Джеймсом Уаттом и паровым двигателям "Болтон и Уатт". И нумизматам — как организатор монетного двора Сохо, восстановившего выпуск медной монеты в Англии. И антикварам и любителям перекладного искусства — за множество изделий его мануфактуры из серебра, посеребреной меди, и, конечно, граненой стали. В том числе - в сочетании с "яшмовым" фарфором (джаспер) Веджвуда.

Пряжка для башмаков. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Пряжка для башмаков. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Производились броши, пуговицы, пряжки для башмаков, шейных платков и шляп, поясов, их наборы.

Пряжка для женского пояса, брошь, пуговицы. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Пряжка для женского пояса, брошь, пуговицы. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

И такие интересные предметы, как шатлены. Или, как их часто называли в 18 веке, экипажи. То, что в переводах обычно фигурирует как "цепочка для часов с брелоками", если речь идет о мужчинах.

Шатлен. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

В данном случае — скорее всего, мужской шатлен в стиле "макарони" - затыкающийся через пояс так, что с одной стороны свешивались часы, карабин для их крепления сверху. А с другой стороны брелоки и подвесы. В мужской набор обычно входил ключ для часов, одна или две печатки и брелоки по личному вкусу. Пример пустого шатлена:

Шатлен. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен. Граненая сталь, веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Название стиля "макарони" происходит от клуба "Макарони" в Англии 18 века, в который входили молодые люди, совершившие путешествие по континентальной Европе и считавшие английскую моду слишком скучной. И желающие выглядеть и одеваться "очень макарони".

"Это мой сын Том?", фрагмент. 1774. Репродукция Британский музей CC-BY
"Это мой сын Том?", фрагмент. 1774. Репродукция Британский музей CC-BY

Надо заметить, что пряжка на шляпе и пуговицы у отца выглядят ничуть не менее сияющими, чем у сына.

Женская шляпа, Англия, конц 18 века. Пряжка — граненая сталь. Фото — музей Виктории и Альберта
Женская шляпа, Англия, конц 18 века. Пряжка — граненая сталь. Фото — музей Виктории и Альберта

Другим вариантом для шатлена было крепление на пояс при помощи крюка с обратной стороны большого медальона.

Так крепилось большинство женских шатленов. Именно для них зафиксировано употребление в 18 веке слова "экипаж". Наверное, один из самых впечатляющих образцов из стали относится к середине 19 века.

Шатлен, сталь. Джозеф Бэнкс Дарэм, Англия, около 1850. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен, сталь. Джозеф Бэнкс Дарэм, Англия, около 1850. Фото — музей Виктории и Альберта

Как пишут современные авторы — гибрид дамской сумочки и швейцарского ножа.

Шатлен, сталь. Джозеф Бэнкс Дарэм, Англия, около 1850. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен, сталь. Джозеф Бэнкс Дарэм, Англия, около 1850. Фото — музей Виктории и Альберта

А вот как это может выглядеть на человеке:

Шатлен: граненая сталь и слоновая кость, англия, третья четверть 19 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен: граненая сталь и слоновая кость, англия, третья четверть 19 века. Фото — музей Виктории и Альберта

И само изделие крупным планом:

Шатлен: граненая сталь и слоновая кость, англия, третья четверть 19 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Шатлен: граненая сталь и слоновая кость, англия, третья четверть 19 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Еще несколько экспонатов с веджвудским фарфором.

Граненая сталь и веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Граненая сталь и веджвудский фарфор. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Просто пуговица, но насколько эффектно!

Разнообразные броши и пряжки.

Граненая сталь, золото. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта
Граненая сталь, золото. Англия, конец 18 века. Фото — музей Виктории и Альберта

Еще один шатлен с элементами из цветного золота — еще одна распространенный прием "французского стиля" 18 века.

Еще один интересный пример - в нем фарфор и правда использован для имитации яшмы или агата.

Шкатулка: фарфор, сталь, медный сплав, цветное стекло, позолота. Англия, конец 18 века. Фото — Чикагский институт искусств СС0
Шкатулка: фарфор, сталь, медный сплав, цветное стекло, позолота. Англия, конец 18 века. Фото — Чикагский институт искусств СС0

Ну и коль уж мы пришли к предметам интерьера, нельзя не вспомнить, наверное, самое крупное изделие с декором из граненой стали. Столик Екатерины II. Тем более, что он тульской работы.

Детали крупным планом:

Предыдущие статьи цикла

Другие статьи на канале о музейных экспонатах

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!