Эрмитаж
18 мая музей отроет две новые выставки.
В Николаевском зале Зимнего дворца будет представлен проект «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» (6+). Предполагается, что он объединит 75 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов и авторских манер.
Из коллекции Эрмитажа отобрано для показа 45 картин, их дополнят произведения из других музейных собраний и частных коллекций, которые до этого времени были недостаточно известны широкой публике.
В тот же день в фойе Эрмитажного театра откроется выставка «Эрмитажные мгновения» (6+). В ее состав войдут фотографии, сделанные за последние годы в самом музее, его петербургских филиалах, центрах-спутниках, где проходят Дни Эрмитажа. Работы эрмитажных фотографов и их коллег из других городов — рассказ о музейной вселенной.
То, что видят посетители — роскошные интерьеры, уникальные экспонаты, — лишь вершина музейного айсберга. От глаз публики скрыта огромная работа — научные исследования, подготовка выставок и конференций, издание книг и каталогов, просветительские и инклюзивные программы, представление Эрмитажа в информационном пространстве и мире. Музейщики проводят археологические раскопки, хранят, изучают и реставрируют шедевры мировой культуры. Они придумывают и реализуют авторские циклы лекций, арт-медиации, конференции, фестивали, театральные мистерии… Жизнь музея складывается из непрерывной череды событий, уследить за которыми почти невозможно. Поможет в этом выставка, на которой собраны остановленные фотографами мгновения эрмитажной жизни.
Музей истории искусства Петербурга XX – XXI веков
Как обычно, музей представил одновременно серию вернисажей.
Выставка «Неожиданный взгляд» (6+) выдающегося скульптора Константина Симуна (1934 – 2019), члена «Группы одиннадцати», представляет творчество новатора-шестидесятника. Его монумент «Разорванное кольцо» превратился в символ, с одной стороны, великого подвига города на Неве в дни блокады, а с другой — грандиозных «оттепельных» перемен в ленинградском искусстве той поры.
Мастер оставался экспериментатором на протяжении всей своей творческой карьеры. Он работал с оригинальными материалами — листовой медью, сварной сталью, гранитом, кирпичом, глазурованной керамикой, — делая экспрессионистические портреты, монументальные композиции и памятники. После переезда в США в 1988 году Симун продолжил эксперименты с материалами, создавая скульптуры из пластмассы, гипса, картона, дерева, стекловолокна с включением реальных предметов, одновременно используя металл и камень. В 1990‑е и 2000‑е в творчестве Симуна возникают философские темы с нотой трагизма и появляются евангельские сюжеты. В экспозицию вошли работы разных десятилетий из собрания семьи художника, ГРМ и МИСП.
Выставка «Отцы и дети» (6+) знакомит с династией Натаревичей и Вайнманов, представляя искусство двух поколений творцов — трех художников, талант которых раскрылся у каждого в своей области.
Старший, живописец Михаил Натаревич (1907 – 1979), входил в число ведущих мастеров, определивших облик ленинградской художественной школы конца 1950 – 1970‑х годов, времени больших перемен и открытий. Представлены различные жанровые сцены и портреты 1960 – 1970‑х годов — наиболее интересного и плодотворного периода его творчества.
Искусство его дочери, петербургского художника Елены Натаревич, — пример развития петербургских традиций графического мастерства. Лаконичные, изящные фигуры-знаки в представленных графических листах и коллажах Елены повествуют о неспешном течении жизни, о безбрежности прекрасного в обыденном. Демонстрируются также портреты, пейзажи и тематические композиции.
К поколению «детей» на выставке относится и творчество скульптора Дмитрия Вайнмана, свидетельствующее о переосмыслении традиций знаменитой «матвеевской школы» пластики, прославившей наш город. Зрителям представлены портреты деятелей культуры (Микеланджело, Пиросмани, Бетховена, Мандельштама и других), целый ряд обнаженных моделей с их «мягкой» пластикой форм, рельефные композиции на библейские темы и произведения, связанные с театральными и цирковыми мотивами. В экспозиции — произведения 1980 – 2020‑х годов, выполненные в керамике, дереве, камне.
Ретроспективная выставка графика и архитектора Татьяны Леоновой «Мифологическая сюита» (6+) приурочена к 75‑летию художницы. Леонова относится к числу мастеров, кто своим искусством развивал традиции ленинградской графической школы в 1980 – 2000‑е годы. Представлены ее произведения последних десятилетий на разные темы, и в первую очередь — на мифологическую и евангельскую. В экспозицию вошли также портреты, натюрморты и пейзажи, запечатлевшие близкие художнику уголки Петербурга и Ленинградской области.
Музей открывает сезон выставок скульптуры в музейном дворе экспозицией произведений Льва Сморгона «Пластическая мелодия» (6+). Это работы из камня и созданные по его дизайну детские игрушки. Один из самых ярких скульпторов Петербурга, Сморгон также известен как дизайнер, живописец, график, медальер, писатель.
Галерея «Борей»
Галерея и коллекционер Кирилл Авелев с 22 апреля начинают цикл выставок: «Без*известный фотограф Пресняков — последний мирискусник Ленинграда» (6+).
Первая выставка цикла называется «Город, горожане и… трамвай».
На рубеже 1920 – 1930‑х годов эрмитажный фотограф Владимир Пресняков был известен. Но после ареста в 1934 году и расстрела в 1937‑м предан полному забвению, как большинство репрессированных сограждан. Остались только фамилия и инициалы: «фото В. В. Преснякова». И то не везде: многие открытки безымянны.
Комитет популяризации художественных изданий, преемник издательства Общины св. Евгении, еще до революции ввел в моду коллекционирование открыток, привлекая к оформлению художников «Мира искусства». Почтовая карточка была и способом коммуникации, и предметом собирательства. Их посылали и бережно хранили.
В 1924 году комитет возобновил выпуск фотооткрыток с видами города, прерванный революцией. Фотографом пригласили Преснякова. Первая серия, представленная на экспозиции, напечатана в 1924 – 1927 годах.
Сюжеты Преснякова узнаваемы по высокой точке съемки, которая новаторски меняет привычный для тех лет фронтальный ракурс. Фотограф дожидался появления в кадре трамвая, справедливо полагая, что трамваи — характерная черта времени. Образы Преснякова, цитируемые десятки лет спустя, перекинули мост от старого Петербурга к новому ленинградскому мифу 1960‑х.
Русский музей
16 мая в Мраморном дворце откроется выставка «Ольга Розанова (1886 – 1918). Революционер искусства» (6+).
Ретроспектива творчества Ольги Розановой объединит произведения художницы из собрания Русского музея и других музеев страны. На выставке будет представлено 50 живописных и более 100 графических произведений, иллюстрирующих все периоды творчества Ольги Розановой: от первых этюдов до абстрактных композиций, от натурных зарисовок до футуристической графики.
Яркая звезда в созвездии «амазонок русского авангарда», Розанова была самой непредсказуемой, самой невероятной и романтичной среди них. Как писал о ней современник Иван Клюн в предисловии к посмертной выставке (1918 – 1919), она «…всю свою жизнь была в самых первых рядах борцов за новые идеи в искусстве». С тех пор прошло более ста лет.
Музей политической истории
Выставка «Великие и неделимые» (6+) приурочена к 100‑летию художественного объединения «КуКрыНиксы».
Творческий союз Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова повлиял на развитие отечественного искусства. 79 лет назад Кукрыниксы были направлены в поверженный Берлин. В столице Германии они создали исторические зарисовки и портреты с натуры. На выставке представлен альбом первой персональной выставки знаменитого триумвирата, гуашевые рисунки художников. Также посетители увидят кукол-марионеток, придуманных Кукрыниксами. Во время войны они поддерживали бойцов на Ленинградском, Московском, Карельском фронтах спектаклем «Юный Фриц», который был сыгран 640 раз.